Конспект урока по географии для 9 класса «Блокада Ленинграда»

"Описание материала: В курсе географии в 9 классе в изучении экономических районов на знакомство с Санкт-Петербургом отводится целый урок. Целесообразно с воспитательной точки зрения уделить на этом уроке значительную часть страшным событиям Блокады города, созданию Дороги жизни, подвигу ленинградцев, памяти героев, Пискаревскому мемориалу. Усилению эмоционального настроя способствует музыка "А. Розенбаума (лучше с видеоклипом «На дороге жизни»), Ленинградский метроном, стихи О. Бергольц в исп...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 9-м классе

Тема: «Санкт-Петербург - город-герой, подвиг ленинградцев»

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи.

Повторить ГП Северо-Западного района Российской Федерации, познакомить с Санкт-Петербургом, страшными днями блокады Ленинграда.

Средства обучения. Тематические карты Северо-Запада, атласы, учебники, интерактивная доска.

Методы и формы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод; проблемное изложение, частично-поисковый, индивидуальный, с элементами уровневой дифференциации.

Основное содержание. Северо-Западный район Российской Федерации, Санкт-Петербург, памятники истории, достопримечательности района. История войны.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.


Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье.
Береговой её гранит…

А.С.Пушкин


Разминка. ЭГП

  • Покажите состав Северо-Западного района




  • В состав СЗР входят: Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область, г. Санкт-Петербург. К СЗР также относят и Калининградскую область.

  • Назовите численность населения города Санкт-Петербурга.

  • В Санкт-Петербурге проживает почти 5 миллионов человек.

  • Какое место занимает этот город в развитии мировой цивилизации

  • Этот город играет уникальную роль не только в истории России, но и в развитии мировой цивилизации .

  • Кем был основан город Санкт-Петербург?

  • Петром 1.

  • В каком году?

  • В 1703 году.

  • С момента основания город несколько раз сменил названия, перечислите их.

  • Санкт-Петербург
    Петроград
    Ленинград
    Санкт-Петербург

  • Назовите главную географическую особенность расположения города, основанного Петром 1.

  • Расположен на побережье Балтийского моря,точнее в Финском заливе, в устье реки Нева.

  • В какой океан имеет выход?

  • В Атлантический океан.

  • Какое влияние на климат территории оказывает А.о.?

  • Зимой приносит тёплый воздух, большое количество осадков в виде снега, летом охлаждает территорию.

  • Почему осенью встречаются наибольшие подъемы уровня воды?

  • Из-за проходящих над Балтикой циклонов, которые как бы втягивают в себя огромные массы воды. Когда циклоны ослабевают, вода с большой скоростью растекается во все стороны, образуя длинную волну, которая закупоривает Неву, вытекающую из Ладожского озера.



  • Вторая причина кроется в низменности территории, его материковая часть возвышается до 4 метров, а острова до 3 метров. Город ассоциируется с частыми наводнениями, которых было 270 .

  • Что же построили люди во избежание наводнений?


  • Сроили дамбы. Наиболее эффективная защита от наводнений - строительство в открытом море, на расстоянии 25 километров от земли , в Финском заливе сложнейших гидросооружений польдеров.

  • Ещё одна географическая особенность города на Неве - белые ночи. Объясните это природное явление

  • Город расположен в приполярных широтах.


  • С каким городом мира сравнивают Санкт-Петербург за обилие водоёмов (рек, притоков, каналов, озёр, прудов)?

  • Венецией.

  • Обобщите особенности ЭГП района.

  • Граничит с зарубежными странами (Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией), с Центральной Россией - Смоленской, Тверской областями, Европейским Севером - Вологодской областью, республикой Карелией. Имеет выход в Атлантический океан, низменную территорию

  1. Изучение нового материала.

Характеристика хозяйства

  • Назовите главную отрасль специализации района.


  • В структуре промышленности главное место занимает отрасль машиностроения.

  • Перечислите отрасли машиностроения

  • Судостроение
    Энергомашиностроение
    Приборостроение
    Радиоэлектроника
    Вагоностроение
    Автомобилестроение

  • По рисунку 36 перечислите и другие отрасли специализации промышленности

  • Химическая, лёгкая, пищевая, строительная.

  • Сделайте вывод о промышленном развитии территории.

  • Территория очень хорошо развита, так как развивается многоотраслевое машиностроение, наукоёмкие отрасли промышленности.


Хотя история Санкт - Петербурга насчитывает всего лишь 300 лет, образ этого города не оставляет равнодушными литераторов, поэтов, художников, архитекторов, туристов. Музеи этого города - его своеобразная визитная карточка, сокровищница отечественного и мирового искусства. (Презентация)

  • Исаакиевский собор, музей-памятник.

  • Один из наиболее грандиозных дворцово-парковых комплексов 18-19в - Петергоф.

  • Великолепный дворцово-парковый ансамбль 18 века - Царское село.
    Дремлет притихший северный город,
    Низкое небо над головой
    Что тебе снится, крейсер Аврора,
    В час, когда утро встает над Невой?

  • Город революции. Музей Авроры.

  • Город-герой, переживший блокаду. (Презентация, приложение)

Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

Юрий Воронов.

  • Страшные 900 дней и ночей (Презентация о блокадном Ленинграде, сообщение учеников)


4. Закрепление.

Назовите особенности географического положения Санкт - Петербурга.

Какие сооружения строят для предотвращения наводнений?

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? Какие страшные потери понес город?

5. Д/задание. Оно будет несколько необычным. Мы много говорим о связях всех школьных дисциплин. Я предлагаю вам принять участие в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» 2014, которая проводится между учениками 8-11 классов по трем номинациям:

  1. «И не забыть нам годы эти» (сочинение-рассуждение о боевом пути или конкретном эпизоде из жизни ветеранов ВОВ);

  2. «Подвиг - судьба» (сочинение-рассуждение о работе ветеранов правоохранительных органов);

  3. «Учитель в моей жизни» (сочинение-рассуждение о трудовом пути ветеранов педагогического труда).

Участники должны прислать свою работу на конкурс до 14 марта. На первом этапе (до 2 апреля) голосованием будут выбраны 500 лучших работ, затем к 25 апреля будут подведены окончательные итоги: 20 победителей и 100 призеров.

И в заключение хочу сказать: о городе Санкт-Петербурге можно говорить много, для каждого человека есть в нём что-то свое. Когда вы приедете в этот город, вспомните нашу встречу, посетите Пискаревский мемориал и просто помолчите. В дань памяти, уважения, почтения к героическим событиям 1941-1944 годов.

Приложение.

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц в истории Второй мировой войны. Это долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. Ни один город мира за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, сколько отдал Ленинград.

22 июня 1941 года в Ленинграде и на всей территории Ленинградской области было введено военное положение. В ночь на 23 июня немецко-фашистская авиация впервые пыталась совершить налет на Ленинград, но ни один самолет противника не был допущен к городу. 24 июня Ленинградский военный округ преобразован в Северный фронт, который 23 августа был разделен на Ленинградский и Карельский фронты. С моря Ленинград прикрывал Кронштадт, одна из баз Балтийского флота. С выходом немецко-фашистских войск на территорию Ленинградской области с 10 июля началась героическая оборона города. Первые фашистские бомбы были сброшены на Ленинград 6 сентября. Затем город стал подвергаться систематическим налетам вражеской авиации.

Конспект урока по географии для 9 класса «Блокада Ленинграда»


По плану Гитлера, город должен был быть стерт с лица земли, а войска, оборонявшие его, уничтожены. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск, немцы решили взять город измором.

С началом войны ленинградцы поднялись на защиту своей Родины и города. Была создана армия народного ополчения, тысячи ленинградцев вступили в партизанские отряды и сражались на фронтах, строили оборонительные рубежи. Уже в первые месяцы войны началась эвакуация из Ленинграда населения, промышленного оборудования, культурных ценностей музеев и различных учреждений.

20 августа немецко-фашистские войска заняли г.Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград-Москва. Немецко-фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошел к городу. С 4 сентября начались варварские систематические артиллерийские обстрелы города. 8 сентября 1941 года противник захватил Шлиссельбург, прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей, началась 900-дневная блокада.

Начало блокады

В блокированном городе оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс. детей. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объему запасов продовольствия. На 12 сентября 1941 года они составляли: хлеб, крупа и мясо на 30-35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить до ноября, жидкого топлива до конца сентября. Введенные по карточной системе нормы продовольствия начали снижаться.

Конспект урока по географии для 9 класса «Блокада Ленинграда»


Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 г в день, для рабочих горячих цехов - до 375 г, для рабочих остальных производств и инженеров - до 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 г. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.

Число жертв голода стремительно росло - каждый день в Ленинграде умирали более 4 тыс. человек, что в сто раз превышало показатели смертности в мирное время. Мужская смертность существенно превышала женскую - на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

Большую роль в преодолении проблемы снабжения продовольствием играло использование пищевых заменителей, перепрофилирование на их производство старых предприятий и создание новых. В справке секретаря Ленинградского горкома ВКП(б) Якова Федоровича Капустина на имя Андрея Александровича Жданова сообщается об использовании заменителей в хлебной, мясной, кондитерской, молочной, консервной промышленности и в общественном питании. Впервые в СССР в хлебопекарной промышленности была использована пищевая целлюлоза, производимая на шести предприятиях, что позволило увеличить выпечку хлеба. Широко использовалась технология приготовления витамина С в виде настоя лапок хвои. В общественном питании применялось желе, которое готовили из растительного молока, соков, глицерина и желатина, а также отходы овсяного помола и клюквенный жмых.

Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Иссякли запасы топлива. Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые мини-печки - буржуйки. В них жгли все, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Деревянные дома разбирали на дрова. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Перестали работать коммунальные предприятия. В большинстве домов были выбиты стекла при бомбежках и артиллерийских обстрелах. Жители ходили за водой к Неве, Фонтанке и другим каналам и речкам. За сентябрь - ноябрь 1941 года в Ленинграде 251 раз объявлялась воздушная тревога.

Однако надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться. Работали административные и детские учреждения, типографии, поликлиники, театры, продолжали работу ученые. Подростки работали на заводах, заменив отцов, ушедших на фронт. В условиях блокады трудящиеся города продолжали выпускать военную продукцию.

В первые месяцы блокады для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм - отбой. Тревогу объявлял диктор Михаил Меланед.

В блокадном Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешаны специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Дорога жизни.
Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована "Дорога жизни", единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывающая в сентябре 1941 - марте 1943 года осажденный немецко-фашистскими войсками Ленинград со страной. "Дорога жизни" сыграла большую роль в Ленинградской битве 1941-1944 годов. По ней проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов и вооружения.

Этот путь приобрел стратегическое значение. Особое значение "Дорога жизни" имела в первую блокадную зиму. По ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тыс.т грузов, одновременно были эвакуированы 539,4 тыс. человек. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по "Дороге жизни" за весь период ее действия, составило свыше 1615 тыс.т, за это время из города было эвакуировано около 1,37 млн человек. Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский трубопровод.

Конспект урока по географии для 9 класса «Блокада Ленинграда»


Однако поставки в город были невелики. Проход по озеру был узок, его постоянно обстреливали и бомбили немцы, но он был единственным спасением для жителей блокадного Ленинграда. Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать "Дорогу жизни". Она подвергалась систематическим ударам авиации и обстрелу тяжелой артиллерией противника, который пытался также перерезать магистраль высадкой десантов и постановкой мин, но все попытки врага были успешно отражены советскими воинами.

Для защиты "Дороги жизни" от ударов с воздуха и обеспечения ее бесперебойной работы были привлечены значительные силы и средства ПВО Ленинградского фронта, войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.

Память о массовом героизме людей, обеспечивавших движение по "Дороге жизни", увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях. Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция "Разорванное кольцо" на Ладожском озере, ансамбль "Румболовская гора" во Всеволжске, памятник "Цветок жизни" в деревне Ковалево, посвященный детям осажденного Ленинграда.

Прорыв блокады

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом блокада была прорвана, и враг был отброшен от города. Операция под кодовым названием "Искра" проводилась в ходе общего наступления Советской Армии, развернувшегося зимой 1942-1943 годов после окружения немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Против советских войск действовала 18-я немецко-фашистская армия группы армий "Север". Для проведения операции предназначались: на Волховском фронте - 2-я Ударная армия, на Ленинградском фронте - 67-я армия. Обеспечение левого фланга 2-й Ударной армии возлагалось на 8-ю армию, которая должна была наступать в направлении Тортолово, поселок Михайловский. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия. 12 января обе армии перешли в наступление, а 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. В этот день был освобожден Шлиссельбург и очищено от противника все южное побережье Ладожского озера. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной 8-11 км, через который в течение 17 суток были проложены железнодорожная и автомобильная дороги. Резко улучшилось снабжение города, Ленинградского фронта и Балтийского флота всем необходимым для жизни и боевых действий.

Окончательно блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

Конспект урока по географии для 9 класса «Блокада Ленинграда»


Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тыс. человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, а остальные 97% умерли от голода.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м.

На камнях высечены строки пережившей блокаду поэтессы Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград получил звание Города-героя за героизм и мужество, проявленные жителями во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".

27 января в РФ отмечается День воинской славы России - День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

Вечным напоминанием о суровом блокадном времени звучит над
Пискаревским мемориалом печально-торжественная музыка; произведения
Чайковского П. И., Рахманинова С. В., Шостаковича Д. Д., Шумана Р.,
Моцарта В. А., Шопена Ф. Она как отзвук колоколов Хатыни, звона
Бухенвальдского набата. Она сливается с траурной музыкой над могилами жертв Лидице, на Мамаевом кургане...



© 2010-2022