Рабочая программа по географии (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано заседании МС

Протокол №1 от 27 августа 2014 г.

Председатель МС _____ /Алексеева С.К./

Принято на педсовете

Протокол №1 от 28 августа 2014 г.

Утверждено: приказ №63

От 28 августа 2014 г.

Директор МБОУ Муважинская СОШ им. Н.Васильева

_________ /Головкин С.В./

Рабочая программа

по географии

для 8 класса







Составитель:

учитель географии

Николаев Н.А.











2014-2015 уч. год



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) и примерной программы для основного общего образования по географии.

В структуре географического образования курс «География России. Природа» занимает центральное место. Этот курс знакомит учащихся с особенностями природы, населения, хозяйства России в целом, а также отдельных ее регионов и своей малой родины.
«География. Россия» - один из самых значимых школьных курсов, его содержание направлено на становление человека как гражданина, патриота, рачительного хозяина своей страны и малой родины, активно участвующего в решении ключевых проблем.
Особенностью содержания курса является его ориентация на личность учащегося (раскрытие его индивидуальности, самостоятельности, интересов) и рассмотрение современных направлений географической науки с ее проблемами, идеями, стратегиями, обусловленными мировыми глобальными процессами, а также изменением жизненных ценностей современного общества.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Результаты обучения:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: География России. Природа. 8 кл.: учебник/И.И.Баринова. М.: Дрофа, 2014



Содержание курса

Введение

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.

Россия на карте мира

Особенности ГП России, Границы России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

Климат и климатические ресурсы

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Внутренние воды и водные ресурсы

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Почвы и земельные ресурсы

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России.

Растительный и животный мир России. Особо охраняемые территории России.

Природные зоны России

Природно-хозяйственные различия морей России. Природные зоны. Высотная поясность.

Природные регионы России

Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Человек и природа

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

География Удмуртии

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Повторение

Учебно-тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Количество практических

работ

1

Введение

1

2

Россия на карте мира

6

2

3

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

4

1

4

Климат и климатические ресурсы

4

1

5

Внутренние воды и водные ресурсы

4

1

6

Почвы и земельные ресурсы

3

7

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

8

Природные зоны России

6

1

9

Природные регионы России

21

2

10

Человек и природа

3

11

География Удмуртии

8

1

12

Повторение

5

Итого

68

9



Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ урока

Темы разделов,

уроков

Элементы содержания стандарта

Должны знать

Должны уметь

Практические

работы

Домашнее задание

Дата проведения

(по плану)

Введение (1 ч.)


1

Что изучает физическая география России

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.

предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.

объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

С.3-5

Россия на карте мира (6 ч.)


2

ГП России

Особенности ГП России, Границы России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ.

История освоения и изучения территории России. Часовые пояса. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны

Особенности географического положения. Моря, омывающие Россию. Часовые пояса и разницу во времени на территории России. Историю освоения территории нашей страны.

Определять особенности географического положения РФ. Определять географические координаты, поясное время. Показывать маршруты экспедиций землепроходцев и географов.

§1 к/к

3

Моря России

§2

4

Практическая работа №1

«Сравнительная характеристика морей, омывающих территорию России»

Пр.раб.№1

«Сравнительная характеристика морей, омывающих территорию России»

5

Россия на карте часовых поясов

§3

6

Практическая работа №2 «Решение задач на определение местного и поясного времени»

Пр.раб №2

«Решение задач на определение местного и поясного времени»

7

История освоения и изучения территорий России

§4

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (4 ч.)


8

Особенности рельефа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

Основные формы рельефа. Зависимость размещения форм рельефа от тектонического строения. Закономерности размещения полезных ископаемых. Неблагоприятные явления природы, связанные с рельефом.

Показывать основные формы рельефа на карте, составлять их характеристики, используя различные карты и геохронолог. таблицу. Показывать основные месторождения РФ на карте и обозначать их на контурной карте.

§5, к/к

9

Геологическое строение

§6, вопросы и задания

10

Минеральные ресурсы

§7

11

Развитие форм рельефа. Практическая работа №3

Пр.раб.№3 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

§8

Климат и климатические ресурсы (4 ч.)


12

Климат России

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Факторы, влияющие на климат страны. Особенности климатических условий, климатические пояса России, причины нарастания кон-тинентальности климата на восток. Климатические ресурсы страны. Неблагоприятные явления, связанные климатом. Выявление климата на жизнь и деятельность человека

Характеризовать климат любой территории, определять коэффициент увлажнения; оценивать климат для жизни и деятельности человека

§9

13

Типы климатов России

§10 к/к

14

Климат и человек

§11

15

Практическая работа №4








Пр.раб.№4

«Характеристика особенностей климата отдельных территорий России с использованием климатич. и синоптических карт и диаграмм, с вычислением коэффициента увлажнения»


Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч.)


16

Внутренние воды. Реки

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Виды внутренних вод, их размещение по стране. Особенности главных речных систем страны, их режим. Распространение многолетней мерзлоты. Водные ресурсы страны.

Показывать водные объекты страны, характеризовать особенности их размещения. Объяснять режим рек. Оценивать водные ресурсы.

§12 сообщения

17

Озера. Болота. Подземные воды. Внутренние воды

§13 к/к

18

Водные ресурсы

§14

19

Практическая работа №5

Пр.раб.№5

«Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения и уклона реки, возможностей хозяйственного использования выбранных рек»





Почвы и земельные ресурсы

(3 ч.)


20

Почвы и их разнообразие

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные типы почв страны. Оценивать земельные ресурсы территории

Анализировать почвенную карту.

§15

21

Закономерности распространения почв

§16

22

Почвенные ресурсы

§17

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч.)


23

Растительный и животный мир России

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России.

Растительный и животный мир России.

Особо охраняемые территории России.

Типичные представители растительного и животного мира различных природных зон страны, их размещение по территории страны. Биологические ресурсы (лесные, охотничье-промысловые). Охрана природы. Заповедники

Анализировать карту растительности и животного мира. Оценивать лесные ресурсы

§18 сообщения

24

Биологические ресурсы. Охрана природы

§19

25

Природно-ресурсный потенциал

§20

Природные зоны России

(6 ч.)


26

ПК России

Природно-хозяйственные различия морей России. Природные зоны. Высотная поясность.

Размещение природных зон РФ, особенности природы каждой из зон и их причины. Агроклиматические ресурсы.

Характеризовать особенности взаимосвязи компонентов природы в любой природной зоне. Оценивать агроклиматические ресурсы природных зон

§21

27

Моря как крупный природный комплекс

§22

28

Природные зоны (как ПТК)

§23

29

Разнообразие лесов. Безлесные зоны

§24, 25,

30

Высотная поясность

§26

31

Практическая работа №6

Пр. раб№6

«Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон или хар.-ка одного из морей как ПТК»


Природные регионы России

(21 ч.)


32

Русская равнина

Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал




















Особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов. Экологические проблемы крупных природных регионов. Историю освоения природы различных регионов России










Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов России для жизни и деятельности человек







§27

33

ПК Русской равнины

§28 вопросы и задания.

34

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

§29

35

Северный Кавказ

§30

36

ПК Северного Кавказа

§31

37

Урал

§32

38

Природа Урала

§33 сообщ.

39

Природные уникумы Урала. Экология природы

§34

40

Практическая работа №7

Пр.раб№7

«Определение по картам атласа районов размещения природных ресурсов на территории страны и возможность их использования».

41

Итоговый урок по теме «ПК Европейской части».

42

Западная Сибирь

§35

43

Природные ресурсы Западной Сибири

§36

44

Практическая работа №8

Пр.раб.№8

«Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири»

45

Восточная Сибирь

§37

46

Большие районы Восточной Сибири

§38 сообщ.

47

Байкал

§39

48

Природные ресурсы Восточной Сибири

§40

49

Дальний Восток

§41

50

ПК Дальнего Востока

§42

51

Природные ресурсы Дальнего Востока

§43

52

Обобщающий урок по теме «Дальний Восток»


Человек и природа (3 ч.)


53

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России

Значение природы для жизни и деятельности человека. Роль географической науки в рациональном использовании природы. Геогр. прогнозы. Законы об охране природы

Анализировать

экологические карты России. Уметь находить правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

§44

54

Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование

§45, 46

55

Экологическая ситуация в России

§47

География Удмуртии

(8 ч.)


56

История освоения и развития Удмуртии

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

ГП, основные черты рельефа, особенности климата, почв, внутренние воды и водные ресурсы нашей местности

описывать по плану ГП Удмуртии, показывать на карте

Характеризовать внутренние воды нашей местности и оценивать водные ресурсы

Сообщ.

57

Географическое положение Удмуртии

конспект

58

Особенности рельефа и полезные ископаемые

Сообщ.

59

Климат Удмуртии. Внутренние воды и использование их человеком

сообщ

60

Почвы и природные зоны Удмуртии.

Сообщ.

61

Экологические проблемы


62

Родная деревня


63

Практическая работа №9

Пр.раб.№9

«Оценка экологической ситуации в нашей местности»



Повторение (5ч.)


64

Итоговый урок


65

Повторение. Внутренние воды


66

Повторение. Климат России


67

Повторение. Русская равнина


68

Повторение. Урал








Учебно-методическое обеспечение

1. Баринова И. И. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2014.

2. Баринова И. И., Ром В. Я. География России 8-9 классы. Методическое пособие. - - М.: Дрофа, 2002..

3. Воробцова Т.Н., География 8 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2003.

4. Грушина С.Н., Поурочные разработки по географии России. Учебно-методическое пособие. - М.: Экзамен, 2008.

5. Иванова В.Н. География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. - Волгоград: Учитель, 2009.

6. Кугут И.А, Елисеева Л.И. Урок географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008.

7. Кугут И.А. География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы.

Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.

8. Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России: 8 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

9. Стадник А.Г. География. 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции. - Волгоград: Учитель 2010.

10. Шинкарчук С. А. География. 8 класс. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007

11. Атлас География 8 класс.- М.: Дрофа. Издательство ДИК, 2012

12. Географический атлас Удмуртской Республики. - М.: Издательство ДИК, 2008



Критерии и нормы оценочной деятельности.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

При 5 - балльной оценке для всех установлены:

1. Общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3"

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

2.Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

5. Требования к работе в контурных картах:

1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

2. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

3. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

4. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

5. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки. В дальнейшем работа в контурных картах ведётся черной гелевой ручкой.

© 2010-2022