Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шоргина В.А.

МБОУ Изыхская СОШ

учитель географии


Географические лабиринты как средство развития мыслительной

деятельности обучающихся

Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Но, как показывает практика, учащиеся не умеют осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, не обладают сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в усвоении знаний на уроках и пропадает интерес к обучению. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, интереса к учебной работе, самостоятельности, творчества.

Концепции развивающего обучения направлены на задачу психического - умственного и личностного - развития учащихся. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.

Деятельность учителя можно представить в виде формулы развивающего обучения, предложенной В.А. Блаженовым: развитие мышления + развитие памяти + развитие внимания + мотивация = интеллектуальная личность или, применительно к географии, - географиче­ски образованная личность.

Одним из интересных приемов развития слагаемых этой формулы является «географический лабиринт».

Данный прием представляет собой нетрадиционный вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений.

Впервые такие материалы появились на страницах газеты «География», № 12/2003 г. (М.Ф. Михеевская. «Лабиринт «Градусная сетка»). Впоследствии эта идея была разработана и активно внедрена практику учителем географии В.Э. Скотынянской.

Алгоритм составления географических лабиринтов.

  1. Заготовить макет, содержащий 20 пустых прямоугольников, размещенных в четыре ряда.

  2. Определить ключевое слово по теме лабиринта, состоящее из 10-12 букв.

  3. Начиная с верхнего левого угла, это слово прописывают, соблюдая обратный порядок букв по одной букве в прямоугольнике. Ключевые буквы вписывают в верхнем левом углу каждого прямоугольника. Таким образом создается «правильный путь» через лабиринт.

  4. В каждом из отмеченных прямоугольников записать верные утверждения. Затем расставить стрелки, последовательно соединяющие «правильные прямоугольники».

  5. После этого добавляются стрелки между «неправильными» прямоугольниками; в сами же прямоугольники вписываются буквы, последовательное сложение которых не дает правильного ответа. От прямоугольников отходят стрелки «да» (согласие с утверждением) и «нет» (несогласие с утверждением)

  6. Теперь остается вписать неверные утверждения в оставшиеся прямоугольники. Утверждения можно заменять схемами, фрагментами карты и т.д.

При выполнении задания с географическим лабиринтом учащиеся получают инструкцию « Как работать с лабиринтами»:

1. Прочитайте утверждение и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным утверждением, то запишите букву, соответствующую прямоугольнику. Если вы считаете, что утверждение неверное, стрелку, ведущую к нему, зачеркните. Перейдите по следующей стрелке.

2. Задание считается выполненным, если вы в итоге пришли к правому нижнему квадрату. При этом необязательно прохождение всех утверждений по пути к финишу. Существует только одно совершенно правильное решение.

3. Если вы отвечаете неправильно, то отклоняетесь от верного «маршрута» движения. Однако, ответив верно на следующее утверждение, имеете шанс вновь возвратиться на правильный путь. Если же вы сделаете две-три ошибки подряд, то попадаете в тупик. В этом случае придется начать всё сначала.

4. По мере продвижения по лабиринту, записывайте буквенные обозначения клеток, через которые вы проходите. Например, Ы-Т-И-…-Л. Главное условие - начать путь из верхнего левого угла и добраться до правого нижнего.

5. Если вы пройдете по безошибочному маршруту, то из записанных вами букв образуется ключевое слово. Полученное слово нужно читать справа налево.

Нормы оценки: 0-50 % - «2», 51-65 % - «3», 66-80 % -«4», 81-100% -«5»

На уроках географические лабиринты целесообразно использовать на этапе мотивации, а также при закреплении материала, при проверке знаний, в сокращенном варианте - как форма домашнего задания.

Проверка такого задания осуществляется очень быстро; учитель может сделать выводы о степени усвоения материала данным учащимся.

Опыт работы с лабиринтами показывает:

1. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы (7-10 минут для прохождения одного лабиринта)

2. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.

3. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.

4. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляются с заданиями.

5. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.

В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается логическое, алгоритмическое мышление, память, внимание, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах. Географические лабиринты являются современным средством самоконтроля учащихся, создают ситуацию успеха, способствуют положительному эмоциональному настрою школьников на учебу. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.

















В У Л К А Н Ы

Б

Вулканы бывают действующими и потухшими

Гавайские Г острова-вулканические по происхождению

Кратер - узкий Д канал. По которому магма поднимается на поверхность

Начни решать Е лабиринт сначала

Слово «вулкан» М происходит от имени Вулкана-бога огня у древних римлян

Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

нет да нет да

Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся


Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

Да нет нет да да нет

н

В России Ж основной район вулканизма - Камчаткает

Ключевская З Сопка -самый высокий вулкан в России

От других гор П вулканы отличаются конусообразной формой

Вулканический О пепел-мелкие частички застывшей вязкой лавы

Жерло- А чашеобразное углубление на вершине или склоне вулкана


нет нет

нДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяетДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся да нет


Да нет да нет нет нет нет да Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

Л

Казбек и Эльбрус -действующие вулканы

Извержение И вулкана сопровождается подземным гулом,толчками

Лава-излившаяся К магма, теряющая газы и пары водыДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

Действующие Н вулканы постоянно дымят и выбрасывают пламя

Извержение Р Везувия погубило древние города-Помпеи, Стабию, Геркуланум


да да

Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяда

Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

нет да да да да нет да нет

С

По форме вулканы бывают конические и щитовые

Выделение газов Т из вязкой лавы сопровождается взрывами

Некоторые Ф

потухшие вулканы иногда начинают действовать

Большая часть У вулканов Земли находится на дне Тихого океана. На его островах и в прибрежной зоне

Вулканизм - В излитие лавы по трещинам в земной кореДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсяДоклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихся

нет нет

да

Доклад Географические лабиринты как средство развития мыслительной деятельности учащихсянет


© 2010-2022