- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии ( 6-9 классы)
Рабочая программа по географии ( 6-9 классы)
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коржуева Т.В. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Содержание программы
1.Пояснительная записка
2.Учебно-тематический план (разделы)
3.Основное содержание предмета
4.Календарно-тематический план
5.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
6.Контрольно-измерительный материал
7.Учебно-методическое обеспечение учебного курса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (1 вариант), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.
-Закона РФ «Об образовании» от 10.07. 1992г. № 3266-1 (в ред. от 24.04.2008 г.) ст. 7,9,11.
-Учебного плана КГКСКОУ СКШИ 8 вида 16 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2014-2015 учебный год.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. В 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- сб. 1.
Обязательная часть базисного учебного плана на 2014-2015 учебный год представлена учебным предметом «География». География имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду и вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи умственно отсталого ребенка.
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В. Воронковой «География» из сборника программ специальной (коррекционной)образовательной школы 8 вида для 5-9 классов, М., «ВЛАДОС», 2012.
Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении географии в специальных (коррекционных) школах 8 вида; в школе-интернате имеются учебники и учебные пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности. Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.
Изучение географии расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причино-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, СБО, рисованием, черчением и другими предметами. Также он предусматривает опору на знания, полученные детьми в начальных классах
Программа и методика преподавания предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися. В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников. Проведению практических работ в 6 классах помогут рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания.
Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).
В 6 классе (« Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Уроки географии проходят в специально оборудованном кабинете географии. Для обучения используются следующие средства обучения:
-
Библиотечный фонд
-
Печатные демонстрационные пособия
-
Технические средства обучения
-
Экранно-звуковые пособия
-
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:
-
таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы.
-
план местности для нач. кл. массовой школы.
-
географические карты (физическая, политика - административная и карта природных зон.)
Рабочая программа в соответствии с ОБУП и Учебным планом КГКСКОУ СКШИ 8 вида 16 в 6-9 классах рассчитана на 33 учебные недели -69 часов, по 2 часа в неделю в соответствии с расписанием).
6 а класс - 69 ч.
6 б класс-69 ч.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы». Программа содержит 10% элементов регионального компонента от общего количества часов.
В 6 классе обучается 14 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности.
1 группа: высокий -
2 группа: средний()
3 группа :низкий
Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений.
Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся.
Учебно-тематический план
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
№
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Из них
практич.
работы
самост.
работы
экскурсии
1.
Введение.
4
1
1
2.
Ориентировка на местности.
3
1
1
1
3.
Формы поверхности Земли.
3
1
1
4.
Вода на Земле.
11
1
1
5.
План и карта.
9
3
1
6.
Земной шар.
16
2
1
7.
Карта России.
21
3
2
Итого:
69
12
8
1
Основное содержание предмета
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой.
В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности .Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии - «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.
Содержание предмета:
Введение
География - наука о Земле, населении и его хозяйствен-
ной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компо-
ненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер,
атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере,
меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Межпредметные связи
Признаки времен года. Сезонные изменения, состояние водоемов,
растительности и животного мира, высота Солнца и продолжительность
дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомле-
ния с предметами и явлениями окружающей действительности», «При-
родоведение»). Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложе-
нием - атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу,
звездам, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных
направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение («Математика»).
Рисунки компаса и линии горизонта («Изобразительное искусство»).
Изготовление звездочки ориентирования («Ручной труд»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам
(на экскурсии или в уголке ориентирования).
План и карта
Рисунок и план предмета.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по мас-
штабу. Использование плана в практической деятельности человека.
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта. Основные направления на карте.
Масштаб карты.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб («Математика»).
Вид сверху, сбоку, масштаб («Трудовое обучение», «Черчение»).
Различие цвета и оттенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников).
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса) в рабочей тетради на печатной основе.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.
Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и
холмистые), холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте («Математика»).
Поверхность нашей местности («Природоведение»).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной
труд»).
Предметы и явления неживой природы («Естествознание»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Вода на Земле
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек.
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе («Природоведение»).
Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, про-
мышленности и сельском хозяйстве; охрана вод от загрязнения («Естест-
вознание»).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом («Ручной труд»).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте («Изобразитель-
ное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуост-
рова) или изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение
берегов и других ее частей.
Земной шар
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли.
Освоение космоса.
Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на
Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Се-
верная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн,
Лисянский).
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и
нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и
скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображе-
ние их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизон-
тальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»).
Причины смены дня и ночи, времен года («Природоведение»).
Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обо-
значением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых круго-
светных путешествий (в рабочей тетради на печатной основе).
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности
на земном шаре.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической
карте нашей страны. Столица России - Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.
Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоско-
горья.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного
угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Река Волга.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Крупные города России (по выбору учителя).
Наш край на физической карте России.
Работа с контурными картами.
Повторение начального курса физической географии.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность
(«Природоведение»).
Вода, полезные ископаемые («Естествознание»).
Различение цвета и его оттенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесе-
ние названий изученных географических объектов на контурную карту
России в рабочей тетради на печатной основе.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление
их к магнитной карте.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
Границы России.
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов,
омывающих берега России.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля,
Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикас-
пийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности,
Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.-
Николаевский район..
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны знать:
- что изучает география;
- горизонт, линию и стороны горизонта;
- основные формы земной поверхности;
- виды водоемов, их различия;
- масштаб, его обозначение;
- основные направления на плане, географической карте;
- условные цвета и знаки географической карты;
- распределение воды и суши на Земле;
- материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
- правила поведения в природе;
- отличие плана от рисунка и географической карты;
- кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
- расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
- основные типы климатов;
- географическое положение нашей страны - основные типы климатов;
- географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
- делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
- читать планы местности;
- ориентироваться по плану, географической карте, глобусе;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
- показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
- сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России и карте полушарий.
- выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
Контрольно-измерительный материал
На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся в ходе устных опросов ,выполнений практических заданий в рабочих тетрадях, с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены интерактивные тесты, проверочные и контрольные работы).
Тексты контрольно-измерительных материалов создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.
Всего часов
за год
Количество
часов в
неделю
Количество
плановых контрольных работ
Количество
практических
работ
Количество
тестов
Количество
административных
контрольных работ
6а
69
66
69
2 часа
4
После каждой темы
7
_______________
Учебно-методическое обеспечение учебного курса
Учебно-дидактический материал для учащихся
1.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2006
-
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: «Просвещение», 2009
-
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Приложение к учебнику «Начальный курс физической географии»
Методические пособия для учителя
-
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
-
Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997
-
Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель - АСТ»2002
-
Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000
-
Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект - Центр», 2001
-
Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М.: Просвещение, 2002. - Лифанова Т.М., ПшеничнаяН.Б.;
-
А.С. Барков. Пособие для преподавателей географии « Словарь - справочник по физической географии»- М. : « Учпедгиз»1948.
-
4. Что такое. Кто такой. - М.: Издательство « педагогика - Пресс», 1993.
-
5. И.О. Родин, Т.М. Пименова. Энциклопедический справочник « Все страны мира»- М. : Издательство « Вече», 2002.
Сайты Интернет:
-
Каталог сайтов по географии -edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
-
География geografia.ru/
-
Географические карты tourua.com/ru/maps
-
История географии traditio.ru/wiki/География
-
Географические карты planetolog.ru/
-
Науки о Земле geographer.ru/index.shtml
-
Путешествия и открытия pyty.ru/