Рабочая программа по географии ( 6-9 классы)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









































Содержание программы

1.Пояснительная записка

2.Учебно-тематический план (разделы)

3.Основное содержание предмета

4.Календарно-тематический план

5.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

6.Контрольно-измерительный материал

7.Учебно-методическое обеспечение учебного курса





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

-Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (1 вариант), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.

-Закона РФ «Об образовании» от 10.07. 1992г. № 3266-1 (в ред. от 24.04.2008 г.) ст. 7,9,11.

-Учебного плана КГКСКОУ СКШИ 8 вида 16 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2014-2015 учебный год.

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. В 2 сб. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- сб. 1.

Обязательная часть базисного учебного плана на 2014-2015 учебный год представлена учебным предметом «География». География имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду и вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи умственно отсталого ребенка.

В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В. Воронковой «География» из сборника программ специальной (коррекционной)образовательной школы 8 вида для 5-9 классов, М., «ВЛАДОС», 2012.

Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении географии в специальных (коррекционных) школах 8 вида; в школе-интернате имеются учебники и учебные пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности. Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.

Изучение географии расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причино-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, СБО, рисованием, черчением и другими предметами. Также он предусматривает опору на знания, полученные детьми в начальных классах

Программа и методика преподавания предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися. В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников. Проведению практических работ в 6 классах помогут рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания.

Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).

В 6 классе (« Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоёмами.

Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Уроки географии проходят в специально оборудованном кабинете географии. Для обучения используются следующие средства обучения:

  • Библиотечный фонд

  • Печатные демонстрационные пособия

  • Технические средства обучения

  • Экранно-звуковые пособия

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.

Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:

  • таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы.

  • план местности для нач. кл. массовой школы.

  • географические карты (физическая, политика - административная и карта природных зон.)

Рабочая программа в соответствии с ОБУП и Учебным планом КГКСКОУ СКШИ 8 вида 16 в 6-9 классах рассчитана на 33 учебные недели -69 часов, по 2 часа в неделю в соответствии с расписанием).

6 а класс - 69 ч.

6 б класс-69 ч.

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы». Программа содержит 10% элементов регионального компонента от общего количества часов.

В 6 классе обучается 14 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности.

1 группа: высокий -

2 группа: средний()

3 группа :низкий

Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений.

Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся.





Учебно-тематический план

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:



Наименование

разделов и тем


Всего

часов


Из них

практич.

работы

самост.

работы

экскурсии

1.

Введение.

4

1

1


2.

Ориентировка на местности.

3

1

1

1

3.

Формы поверхности Земли.

3

1

1


4.

Вода на Земле.

11

1

1


5.

План и карта.

9

3

1


6.

Земной шар.

16

2

1


7.

Карта России.

21

3

2


Итого:

69

12

8

1

Основное содержание предмета

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой.

В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности .Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.

Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии - «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя.

Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.

В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.

Содержание предмета:

Введение

География - наука о Земле, населении и его хозяйствен-
ной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компо-
ненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер,
атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере,
меры предосторожности.

Географические сведения о своей местности и труде населения.


Межпредметные связи

Признаки времен года. Сезонные изменения, состояние водоемов,
растительности и животного мира, высота Солнца и продолжительность
дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомле-
ния с предметами и явлениями окружающей действительности», «При-
родоведение»). Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложе-
нием - атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе.

Ориентирование на местности

Горизонт. Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу,
звездам, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных
направлениях.

Межпредметные связи

Горизонтальное и вертикальное положение («Математика»).

Рисунки компаса и линии горизонта («Изобразительное искусство»).

Изготовление звездочки ориентирования («Ручной труд»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам
(на экскурсии или в уголке ориентирования).

План и карта

Рисунок и план предмета.

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по мас-
штабу. Использование плана в практической деятельности человека.

План класса.

План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

План и географическая карта. Основные направления на карте.
Масштаб карты.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи

Меры длины, измерение отрезка, масштаб («Математика»).

Вид сверху, сбоку, масштаб («Трудовое обучение», «Черчение»).

Различие цвета и оттенков («Изобразительное искусство»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников).

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса) в рабочей тетради на печатной основе.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.

Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)

Формы поверхности Земли

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и
холмистые), холмы.

Овраги, их образование.

Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные связи

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте («Математика»).

Поверхность нашей местности («Природоведение»).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной
труд»).

Предметы и явления неживой природы («Естествознание»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.

Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

Вода на Земле

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.

Родник, его образование.

Колодец. Водопровод.

Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек.

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

Межпредметные связи

Вода в природе («Природоведение»).

Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, про-
мышленности и сельском хозяйстве; охрана вод от загрязнения («Естест-
вознание»).

Работа с глиной, пластилином и природным материалом («Ручной труд»).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте («Изобразитель-
ное искусство»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуост-
рова) или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, различение
берегов и других ее частей.

Земной шар

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты.

Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли.

Освоение космоса.

Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на
Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Се-
верная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн,
Лисянский).

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и
нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и
скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображе-
ние их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизон-
тальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»).

Причины смены дня и ночи, времен года («Природоведение»).

Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обо-
значением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых круго-
светных путешествий (в рабочей тетради на печатной основе).

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности
на земном шаре.

Карта России

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической
карте нашей страны. Столица России - Москва.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.

Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоско-
горья.

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного
угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Река Волга.

Реки: Дон, Днепр, Урал.

Реки Сибири: Обь, Енисей.

Реки Лена и Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.

Крупные города России (по выбору учителя).

Наш край на физической карте России.

Работа с контурными картами.

Повторение начального курса физической географии.

Межпредметные связи

Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность
(«Природоведение»).

Вода, полезные ископаемые («Естествознание»).

Различение цвета и его оттенков («Изобразительное искусство»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесе-
ние названий изученных географических объектов на контурную карту
России в рабочей тетради на печатной основе.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление
их к магнитной карте.

Путешествия (на карте) по нашей стране.

Границы России.

Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов,
омывающих берега России.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля,
Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.

Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.

Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикас-
пийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности,
Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.

Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.

Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.-

Николаевский район..





Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны знать:

- что изучает география;

- горизонт, линию и стороны горизонта;

- основные формы земной поверхности;

- виды водоемов, их различия;

- масштаб, его обозначение;

- основные направления на плане, географической карте;

- условные цвета и знаки географической карты;

- распределение воды и суши на Земле;

- материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

- правила поведения в природе;

- отличие плана от рисунка и географической карты;

- кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

- расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

- основные типы климатов;

- географическое положение нашей страны - основные типы климатов;

- географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

- делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

- читать планы местности;

- ориентироваться по плану, географической карте, глобусе;

- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

- показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

- сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России и карте полушарий.

- выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).


Контрольно-измерительный материал

На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся в ходе устных опросов ,выполнений практических заданий в рабочих тетрадях, с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены интерактивные тесты, проверочные и контрольные работы).

Тексты контрольно-измерительных материалов создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

Всего часов

за год

Количество

часов в

неделю

Количество

плановых контрольных работ

Количество

практических

работ

Количество

тестов

Количество

административных

контрольных работ

69

66

69

2 часа

4

После каждой темы

7

_______________

Учебно-методическое обеспечение учебного курса

Учебно-дидактический материал для учащихся

1.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение», 2006

  1. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: «Просвещение», 2009

  2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Приложение к учебнику «Начальный курс физической географии»

Методические пособия для учителя

  1. География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

  2. Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997

  3. Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель - АСТ»2002

  4. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000

  5. Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект - Центр», 2001

  6. Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М.: Просвещение, 2002. - Лифанова Т.М., ПшеничнаяН.Б.;

  7. А.С. Барков. Пособие для преподавателей географии « Словарь - справочник по физической географии»- М. : « Учпедгиз»1948.

  8. 4. Что такое. Кто такой. - М.: Издательство « педагогика - Пресс», 1993.

  9. 5. И.О. Родин, Т.М. Пименова. Энциклопедический справочник « Все страны мира»- М. : Издательство « Вече», 2002.



Сайты Интернет:

  1. Каталог сайтов по географии -edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926

  2. География geografia.ru/

  3. Географические карты tourua.com/ru/maps

  4. История географии traditio.ru/wiki/География

  5. Географические карты planetolog.ru/

  6. Науки о Земле geographer.ru/index.shtml

  7. Путешествия и открытия pyty.ru/



© 2010-2022