• Преподавателю
  • География
  • Разработка урока по географии по теме Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса (9 класс)

Разработка урока по географии по теме Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса (9 класс)

В разработке  даны:1.План-конспект к уроку "Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса";2.Презентация к уроку;3. Дополнительный материал при подготовке  к уроку.Урок разработан  с использованием системно-деятельностного подхода, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, создаёт положительный эмоциональный фон, что способствовует более успешному усвоению материала. На уроке проходила отработка умений добывать материал самостоятельно. При самостоятел...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса.

Цели урока: Выявить роль и значение машиностроительного комплекса в хозяйстве страны, иметь представление о сложном отраслевом составе комплекса, его проблемах, знать пути их решения.

Оборудование: карта «Машиностроение», атласы, учебник, схема «Машиностроительный комплекс», выставка «Продукция МСК».

Новые понятия: машиностроительный комплекс, конверсия.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

- Мы с вами живём в век механизмов и машин, в век, когда ручной труд заменяется машинным. Обратите внимание на данную выставку («Продукция машиностроительного комплекса»).

-Что вы здесь видите? (Дети перечисляют).

-Со многими предметами выставки вам приходится встречаться очень часто, с некоторыми - ежедневно. Их значение в нашей жизни бесспорно велико, без них уже трудно представить существование современного общества. Как все эти предметы можно назвать одним словом - МАШИНЫ.

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на данную выставку (дети формулируют, учитель помогает).

- Итак, тема урока: «Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы комплекса». Слайд №1

-Запишите число и тему сегодняшнего урока (дети записывают тему в тетради).

- Давайте, исходя из темы, поставим для себя цели и в течение урока их постараемся решить (дети формулируют, учитель помогает).

Слайд №2 - ещё раз прочитать цели.

  1. Изучение нового материала.

- Давайте совершим небольшой экскурсию в историю машиностроения, узнаем, как же всё начиналось. (Сообщение и презентация)

-Вы внимательно слушайте сообщение и на его основе постарайтесь дать определение, что такое машиностроительный комплекс.

- На основе услышанного постарайтесь сформулировать понятие машиностроительный комплекс. Что такое машиностроительный комплекс? (Дети сами стараются сформулировать, проверка - работа с учебником стр. 63. )

Слайд №3

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

- Машиностроение является ведущим комплексом экономики. Каково его значение в хозяйстве страны? Обратите внимание на Приложение №1 у вас на столе. Слайд №4

  1. Крупнейший комплекс в хозяйстве страны. На его долю приходится 27% работающих и 20 % продукции промышленности России.

  2. Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте, в вооружённых силах.

  3. Машиностроение лидер экономики. Наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность, качество жизни населения.

- Какова же главная задача машиностроения? Найдите ответ в учебнике (работа с учебником стр. 64).

Главная задача машиностроения - обеспечить общество новыми, всё более совершенными машинами.

СЛАЙД №5

А теперь давайте выясним отраслевой состав.

Отраслевой состав машиностроительного комплекса очень сложный, он состоит из более 70 отраслей. Каждая отрасль играет свою роль и своё значение в этом крупнейшем комплексе. Исходя из того на сколько та или иная отрасль влияет на развитие научно-технической революции их можно объединить в три взаимосвязанные группы. Обратимся к рисунку 28 в учебнике ( стр 64).

Слайд №6

  • Определите 3 группы отраслей машиностроения. Объясните значимость их роли в хозяйстве.

  • С какими межотраслевыми комплексами связан машиностроительный комплекс.

- Существует несколько классификаций отраслей машиностроения. Я предлагаю вам воспользоваться Приложением №2 и познакомиться с одной из классификаций машиностроения. Слайд №7.

Учитель задаёт вопросы:

  1. На какие четыре группы подразделяются отрасли машиностроения?

  2. Назовите отрасли, определяющие научно-технический прогресс во всём хозяйстве? В машиностроении?

  3. Какие отрасли относятся к тяжёлому машиностроению, к среднему?

-Данная классификация будет необходима вам на следующих уроках при изучении географии машиностроения, т. е. при изучении размещения машиностроительных предприятий на территории страны. И немного опережая материал, давайте посмотрим на карту «География машиностроения» Слайд №8 и скажем в какой части страны наиболее развито машиностроение. Назовите экономические районы. Для примера назовите несколько крупных центров машиностроения.

-Учитель пишет какую-нибудь математическую формулу на доске: a+b= c. Что я написала? При изучении какого предмета эта формула необходима? А как вы думаете можно ли использовать какую-нибудь формулу при изучении машиностроительного комплекса?

- Чтобы машиностроение могло решить свою главную задачу - обеспечивать общество новыми, всё более совершенными машинами, ему необходимо выполнять определённые условия. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы. Слайд №9

К сожалению, и в настоящее время в России данные условия пока не выполняются в связи с определёнными проблемами в машиностроении.

Физкультминутка

А у нас физкультминутка,

Дружно встали, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже?

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Упражнения выполняются стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз:

  1. Голову держите прямо. Поморгайте, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-10.

  2. Посмотрите на свой указательный палец, удалённый от глаз на 25-30 см, на счёт 1-4, потом переведите взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4 раза.

  3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами - сначала в правую, а затем в левую сторону и, расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1-6.

Итак, работаем с Приложением № 3 - Слайд №10

Проблемы машиностроения:

1.Низкие темпы роста машиностроения.

2. Ранее 80 % продукции машиностроения составляло вооружение. В настоящее время соотношение военной и гражданской продукции произведённой машиностроительным комплексом в пропорции выглядит так 40:60.

3. Диспропорция в темпах роста отраслей машиностроения (прирост некоторых видов продукции (комбайны), мало товаров для населения - бытовая техника, радиоаппаратура).

4. Низкие темпы обновления продукции: износ большинства оборудования в различных отраслях хозяйства составляет 50%, обновляется на 1%.

5. Низкое качество машин. Качество - надёжность производимой продукции: в России в 1,5 - 2 раза ниже зарубежной. В первый год эксплуатации новой техники из строя выходят 20-30 %. Большая часть машин и оборудования не соответствует мировым стандартам, так Россия отстаёт от США по уровню станков с числовым программным управлением на 5-7 лет, автоматизированных производств на 7-10 лет, в электронике на 30 лет.

6. Монополизация отрасли. Выпуск определённого вида продукции сосредоточено как бы в одних руках, что приводит к отсутствию здоровой конкуренции, а конкуренция - это двигатель экономики, который у нас, к большому сожалению, практически не работает.

- Как решить данные проблемы в машиностроении?

А теперь, ребята, пришло время для д/з. Слайд №11

IV. Домашнее задание.

1. Обязательное задание: § 14, ответить на вопросы - стр. 65.

2. Творческие задания на выбор:

1) Проявите творчество, самостоятельность и найдите пути решения проблем машиностроения путём поиска информации в Интернете, дополнительной литературе, прессе и т. д., а также предложить свои варианты.

2) Составить в тетради схему межотраслевых связей машиностроения.

Данные приложения вы вклеите в свои тетради для дальнейшей работы.

V. Закрепление изученного материала.

Давайте ещё раз обратимся к изученному материалу.

Откройте тетради и выполните предложенные вам задания:

Допишите недостающие слова:

  1. Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

  2. Машиностроение - ведущий (крупнейший) комплекс экономики.

  3. Продукция машиностроения применяется повсеместно.

  4. Машиностроение определяет темпы инновационного развития страны, её обороноспособность, уровень жизни населения.

  5. Главная задача машиностроения обеспечить общество новыми, всё более совершенными машинами.

  6. Формула успешного развития машиностроения 1:2:4

- Вернёмся к началу урока и вспомним цели, которые мы перед собой поставили. (Слайд №2).

Выставление оценок детям

III.Рефлексивно-оценочный этап

Обучающиеся проводят оценку результатов исследования, самооценку, осмысление своей деятельности на уроке:

  1. Достигли ли мы поставленных целей урока?

  2. Как вы оцениваете свою работу и работу класса в целом на уроке?

  3. Что вам больше всего понравилось на уроке, что хотелось бы изменить?

  4. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?



© 2010-2022