- Преподавателю
- География
- Мастер класс по теме: Интерактивные методы обучения на уроках географии
Мастер класс по теме: Интерактивные методы обучения на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шаповалова О.А. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Интерактивные методы обучения на уроках географии»
Цель мастер - класса: показать разнообразные возможности применения интерактивной доски на уроках географии
Задачи:
1) ознакомить участников мастер - класса с различными приемами проведения уроков географии с использованием интерактивной доски;
2) создать условия для использования данной технологии как метода повышения профессионального мастерства педагогов;
Ход мероприятия:
-
Организация участников мастер-класса.
-
Постановка целей и задач.
Предлагаю послушать притчу и определить ее смысл, в результате которого выяснить цели проведения занятий каждому для себя.
Притча.
Жили в одном лесу Мумий - Тролли и гномики. Дружно жили, все вместе делали, проблемы сообща решали. В одно утро случилась у них беда: ушла вся вода из колодца. Устроили они совет, стали думать, как воду вернуть. Одни предлагали новый колодец копать, другие - новое место жительства искать. Спорили они, спорили и вдруг самый высокий Мумий - Тролль как закричит: «Смотрите, смотрите! На том краю леса река течет. Давайте просеку к ней прорубим, и жить туда переедем!» Идея всем понравилась, стали выбирать, кто руководить будет, остановились на шустром, энергичном гномике. Неделю работали, другую. Работали днем и ночью, но река никак не показывалась. В чем же дело? Попросили тогда самого высокого Мумий - Тролля посмотреть: скоро ли река покажется? Что же он увидел?.. Оказывается, работа совсем в другом направлении движется.
В чем смысл притчи?
-
На фоне единого информационного пространства меняются взаимоотношения учителя и ученика. Теперь преподаватели и дети вместе ищут информацию, анализируют её и создают уроки. Учитель меняет свою роль информатора на роль координатора и корректора.
-
Учитель, разрабатывая различные формы контроля, привлекает учащихся к этому процессу, тем самым, развивая творческие способности детей (создание различного рода презентаций), приучая детей к публичным выступлениям.
-
Функции интерактивной доски дополняют возможности компьютера и позволяют разнообразить урок, сделать его более ярким, запоминающимся, выделить основные моменты урока и сохранить их. Применение интерактивной доски даёт возможность рационально использовать время на уроке.
-
Единая информационная сеть позволяет использовать на уроках различные программы («КМ школу», «Фразу», «1С репетитор» и т.д.), что позволяет сделать контроль на уроках оперативным и сэкономить учительское время.
Проектная работа по географии.
Традиционным является проект на лучшую тематическую презентацию по предмету.
В своей профессиональной деятельности я сама использую возможности, которые открывает компьютер, как средство для повышения образованности и интереса к учебе учащихся при изучении географии, а также привлекаю своих учеников для участия в создании презентаций по предмету. В моей личной медиатеке собраны проекты учеников прошлых лет.
Сейчас мы рассмотрим технологии применения интерактивных методов на уроках географии.
«Географическая разминка»
-
Вспомните географическую карту региона и назовите объекты.
-
На слайдах «Андские страны» и
«Ла - Платские страны» Южной Америки показаны приемы работы, когда ученикам необходимо на уроке запомнить большой объем географических названий по определенным признакам.
В данном случае таким признаком является географическое положение государств: в горной области Анд или на равнинно-плоскогорной части материка.
«Карта -тест»
-
Карта - тест помогает работать с объемной информацией, объединенной одним или несколькими признаками (страны, столицы, природные зоны).
-
Ученикам предлагаются варианты ответов.
-
Правильный ответ выделяется цветной яркой полосой, которая появляется только после того, как учитель «зарегистрирует» его.
«Технологическая карта»
-
Методика работы на слайдах, связанных с географическим положением объекта, использует широко известный дидактический прием «От простого к сложному, от известного к неизвестному».
-
План характеристика ГП, его логическое построение, идет при помощи «подсказок»: автофигур, увеличения текста и др.
-
Примером использования технологической карты «Географическое положение»» является урок по теме «Япония», 7 класс.
«Найди соответствие»
-
Левый столбец
Дается перечень названий природных зон, типов почв,
видов растений, животных и др.
-
Правый столбец
Дается перечень климатических поясов материка,
географические
названия и другая информация, объединенная сходными признаками
«Географическое обоснование»
«Географическое обоснование» можно использовать на разных этапах урока:
-
При изучении нового материала, когда идет активизация мыслительной деятельности учащихся.
-
При закреплении пройденного на конкретном уроке.
-
А также при повторении целой темы, когда идет фронтальный опрос всего класса.
Сопоставление географических карт.
Метод наложения карт.
-
Таблица имеет вертикальные и горизонтальные колонки, которые заполняются учениками.
-
Вертикальные колонки - обычно содержат исходные данные географического объекта (географические названия):
-
Горизонтальные колонки - природные компоненты, которые присущи изучаемым географическим объектам, понятиям, явлениям.
«Многофункциональное комбинирование»
-
Применяю этот технологический метод на определенных этапах уроков.
-
Особенно удачно его можно использовать при изучении нового материала, когда необходимо проследить логическую цепочку, активизировать мыслительную деятельность учеников.
Технологический прием «Слайд - парад»
-
Использование технологического приема «Слайд - парад» является особой частью каждого урока географии.
-
ИКТ дает возможность демонстрировать ученикам красоту природы любого уголка земного шара, механизм образования и действия любого природного явления.
-
Совершать увлекательные путешествия по странам и городам мира, знакомиться с культурой и обычаями людей.
Подведение итогов работы мастер-класса.