Рабочая программа по географии туризма

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Крым

Министерство образования, науки и молодежи

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский политехнический колледж»





УТВЕРЖДЕНО

Заведующим отделением общеобразовательной подготовки, экономико-бухгалтерского учета отельного сервиса

___ Н.Л. Водопьянова

подпись

«___» ____________2015 г.






ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География туризма



43.20.11 Гостиничный сервис





Симферополь 2015г.

Программа учебной дисциплины «География туризма» разработана по специальности среднего профессионального образования 43.02.11 Гостиничный сервис, входящую в укрупненную группу специальностей 43.00.00 Сервис и туризм за счет часов, отведенных на вариативную часть в Федеральном государственном образовательном стандарте по данной специальности.

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский политехнический колледж»

Разработчики: О.О. Комарчук, преподаватель дисциплин профессионального цикла Симферопольского политехнического колледжа


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании Цикловой методической комиссии

естественно-научных и математических дисциплин

протокол №___ от «___»_________2015 г.

____________ _Н.В. Ядута___

Подпись ФИО председателя ЦМК




© О.О. Комарчук

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«География туризма»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и является вариативной компонентой учебного плана СПО по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис, входящую в укрупненную группу специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области туризма при наличии среднего общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины «География туризма» обучающейся должен

уметь:

- оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и России.

знать:

- особенности влияния географических факторов на развитие туризма;

- основы туристского районирования;

- основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и России;

- географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры;

- правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации;

- методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги.

ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «География туризма»

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 125 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 85 часов;

- самостоятельная работа обучающегося - 40 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

125

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

85

в том числе:

лабораторные занятия

-

практические занятия

43

контрольные работы, зачет

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

подготовка рефератов, докладов, сообщений

подготовка презентаций

заполнение контурной карты

22

16

2

Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «География туризма»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,

Дом. задание

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5


Раздел 1. Туристские ресурсы и виды туризма



22






Тема 1. Туристские

ресурсы. Виды туризма

Содержание учебного материала

1

Введение. Виды туризма. Классификационные признаки туризма. Порядок изучения и взаимосвязь с другими дисциплинами учебного плана. Теоретическое и практическое значение дисциплины для подготовки специалиста в сфере туризма. Современное развитие дисциплины.

Классификационные признаки: по географическому принципу; по направлениям туристских потоков. по целевой направленности; по источнику финансирования; по способу передвижения; по количеству туристов; по организационной форме.

О.1.с. 3-18


2

1

2

Семинарское занятие №1: Виды туризма. Классификация туризма.

выполнить с.р №1

2

2

3

Туристские ресурсы. Природные рекреационные ресурсы. Историко-культурные и социально-экономические рекреационные ресурсы. Способы оценки туристской аттрактивности территории. Определение туристской специализации дестинации

О.1. с. 19-28

2

2

4

Семинарское занятие №2: 1. Группировка субъектов территории по степени туристско-рекреационного потенциала. 2. Оценка природных рекреационных ресурсов.3. Оценка культурно-исторических ресурсов.4. Культурное и природное наследие и международный туризм

выполнить с.р №1

2

3

5

Самостоятельная работа обучающихся №1: подготовка презентации «Виды туризма»

2

3

Тема 2. Индустрия туризма

и туристский рынок


6

Содержание учебного материала

О.1. с. 24-28

2

1

Туристская индустрия. Туристский рынок и особенности его функционирования. : понятие и структурно-территориальные особенности.

7

Семинарское занятие№3: 1. Анализ туристского рынка России. 2. Характеристика факторов, воздействующих на развитие туризма. 3. Международный, региональные и национальные туристские рынки: современное состояние и перспективы развития.

выполнить с.р №2

2


2

8

Самостоятельная работа №2 : Составление характеристики структуры рынка международного туризма в виде сообщения.


2

3



Тема 3. География

основных

направлений

туризма

Содержание учебного материала

О.1. с. 29-34


2

1

9

Современные тенденции развития туристских организаций. Характеристика макрорегионов паломничества. География видов туризма: познавательного, развлекательного, религиозного, лечебно-оздоровительного.

10

Семинарское занятие№4 : География приключенческого, спортивного и экстремального туризма. География экологического туризма. География делового туризма и бизнес-поездок

выполнить с.р № 3


2

2

11

Самостоятельная работа№ 3: Подготовить реферат на тему: «Характеристика лечебно-оздоровительного туризма одного из регионов мира».


2

3

Раздел 2. Современная географическая картина мирового туризма

56


Тема 2.1 Основные туристские регионы мира


Содержание учебного материала

О.1. с. 380-402


2

1

12

Пространственная картина международного туризма. География международных туристских потоков. Туристско-рекреационный потенциал и методы его оценки. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Основные туристские макрорегионы мира.

13

Семинарское занятие№5 : 1. Международный туризм как глобальное социально-экономическое явление современности.2. Сезонность в международном туризме. Факторы развития международного туризма.3. Пространственная картина международного туризма

выполнить с.р № 4


2

2

14

Самостоятельная работа обучающихся№4: Заполнение контурной карты - основных туристских регионов, предложенных специалистами ВТО.

2

3

Тема 2.2 Европейский

туристский макрорегион

Содержание учебного материала

О.1. с. 61-96


2

1

15

Европа - ведущий туристский регион мира. Характеристика туристского потенциала Зарубежной Европы. Страны-лидеры мирового туризма в регионе. Туристские ресурсы в странах региона. Основные туристские центры, курорты Европы. Виды туризма популярные в странах региона.

16

Семинарское занятие №6: 1. Туристско-рекреационный потенциал альпийских государств (На примере Швейцарии и Австрии). 2. Туристско-рекреационный потенциал Германии и стран Бенилюкса.

выполнить с.р № 5


2

2

17

Самостоятельная работа №5: Подготовка информации (презентации) о туристских ресурсах и достопримечательностях отдельных европейских стран.


4

3

18

Туристская инфраструктура Европы, степень рекреационной освоенности. Туристские формальности и условия въезда в страны Европейского региона. Перспективы развития туризма в Европейском регионе.

О.1.с. 96-219

2

1

19

Семинарское занятие №7: 1. Рекреационно-туристский потенциал Франции. 2. Работа в контурных картах «Природные объекты Европы, играющие важную роль в туризме»

выполнить с.р № 6

2

2

20

Самостоятельная работа №6 : Подготовка сообщения - перечня объектов всемирного наследия в Европе.

2

3



Тема 2.3

Американский туристский

макрорегион












Содержание учебного материала

О.1.с. 220-264


2

1

21

Характеристика туристского потенциала Северной и Латинской Америки. Страны-лидеры мирового туризма в регионе. Туристские ресурсы в странах Американского региона. Основные туристские центры, курорты.

22

Семинарское занятие №8: 1. Организация курортного дела и туризма в США. 2. Канада как туристско-рекреационная зона Северной Америки.

выполнить с.р № 7

2

2

23

Виды туризма популярные в странах Американского региона. Туристская инфраструктура, степень рекреационной освоенности. Туристские формальности и условия въезда в страны Американского региона. Перспективы развития туризма в регионе

О.1.с. 265-286

2

1

24

Самостоятельная работа №7: Подготовить реферат: Характеристика особенности урбанизации в США как объекта туристского интереса.

2

3

25

Семинарское занятие №9: Международный туризм в странах Латинской Америки.

выполнить с.р № 8

2

2

26

Самостоятельная работа №8: Подготовить реферат: Характеристика туристского потенциала национальных парков и резерватов Латинской Америки.

2

3


Тема 2.4

Азиатско- Тихоокеанский макрорегион




Содержание учебного материала

27

Характеристика туристского потенциала Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны-лидеры мирового туризма в регионах. Туристские ресурсы в Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского регионах. Основные туристские центры, курорты. Виды туризма популярные в странах региона.

О.1.

с. 286-380


2

1

28

Семинарское занятие №10: 1. Главные интегрирующие факторы для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. 2. Характеристика муссонного климата.3. Особенности растительно-го и животного мира влажных экваториальных лесов.

выполнить с.р № 9

2

2

29

Туристская инфраструктура, степень рекреационной освоенности Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского регионах. Туристские формальности и условия въезда в страны Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского регионов. Перспективы развития туризма регионах.

О.1.

с. 380-402

2

1

30

Семинарское занятие № 11: 1. Религии стран Азиатско-Тихоокеанского региона. 2. Роль религий в жизни общества, их влияние на мировоззрение, образ жизни населения азиатских стран.3. Туристские маршруты в Китае, Непале, Папуа-Новой Гвинее.

выполнить с.р № 9

2

2

31

Самостоятельная работа №9 : Подготовка презентации «Перспективы развития международного въездного туризма в странах Южной Азии и Океании».

4

3

Тема 2.5.

Африканский туристский

макрорегион


Содержание учебного материала

О.1.с. 403-440


2


1

32

Характеристика туристского потенциала Африканского региона. Страны-лидеры мирового туризма в регионе. Туристские ресурсы в странах Африканского региона.

33

Семинарское занятие №12: Разработка и описание маршрута тура по странам Северной Африки. 1. Характеристика Северной Африки.2. Характеристика Западной Африки

выполнить с.р № 10

2

2

34

Самостоятельная работа №10: Подготовка доклада «Перспективы развития международного въездного туризма в странах Африки».

2

3

35

Основные туристские центры, курорты Африканского региона. Виды туризма популярные в странах региона. Туристские формальности и условия въезда в страны Африканского региона. Перспективы развития туризма регионе.

О.1.с. 440-452

2

1

36

Семинарское занятие №13: Характеристика Южного туристского района Африки. Природные объекты, имеющие важное значение для туризма.

выполнить с.р № 11

2

2

37

Самостоятельная работа №11: Сообщение о туристском потенциале, особенностях и видах туризма отдельных стран Африки. Сообщение о крупных национальных парках стран Восточной и Южной Африки.


2

3

Раздел 3. Международный туризм в Российской Федерации

38


Тема 3.1.

Туристское районирование

территории РФ

Содержание учебного материала

О.1.с. 28-30


2


1

38

Туризм в Российской Федерации. Туристское районирование территории РФ. Основные рекреационно-туристские зоны, выделяемые на территории РФ. Особые рекреационно-туристские зоны, выделяемые на территории РФ.

39

Семинарское занятие №14: Характеристика перспективы использования природных рекреационных ресурсов в регионах России. Каспийское и Азовское побережья.

выполнить с.р № 12

2

2

40

Самостоятельная работа №12: Подготовить сообщение о Золотом кольце России.


2

3

Тема 3.2.

Европейский Север

Содержание учебного материала

О.1.с. 30-36


2


1

41

Характеристика туристского потенциала региона Европейский Север. Основные туристские ресурсы в регионе. Виды туризма, развитые и перспективные для развития в регионе Европейский Север. Туристская инфраструктура, степень рекреационной освоенности. Перспективы развития туризма в регионе.

42

Семинарское занятие №15: Разработка и описание круиза по рекам Европейской части России.

выполнить с.р № 13

2

2

43

Самостоятельная работа №13: Подготовка доклада «Перспективы развития международного въездного туризма в регионе Европейский Север.


2

3




Тема 3.3.

Центр России

Содержание учебного материала

О.1.с. 36-39


2


1

44

Характеристика туристского потенциала региона Центр России. Основные туристские ресурсы в регионе. Виды туризма, развитые и перспективные для развития в регионе. Туристская инфраструктура, степень рекреационной освоенности. Перспективы развития туризма в регионе.

45

Семинарское занятие №16: Разработка и описание маршрута тура, используя туристские ресурсы Центра России с определением целевой направленности.

выполнить с.р № 14

2

2

46

Семинарское занятие №17: Разработка и описание маршрута тура по Москве и Московской области с определением целевой направленности.

выполнить с.р № 14

2

2

47

Самостоятельная работа №14: Подготовка презентации «Перспективы развития международного въездного туризма в регионе Центр России»


2

3



Тема З.4.

Европейский Юг России

Содержание учебного материала

О.1.с. 39-47



2



1

48

Характеристика туристского потенциала региона Европейский Юг России. Основные туристские ресурсы в регионе. Виды туризма, развитые и перспективные для развития в регионе Европейский Юг России. Туристская инфраструктура, степень рекреационной освоенности. Перспективы развития туризма в регионе.

49

Семинарское занятие №18: Разработка и описание маршрута тура по региону со спортивно-оздоровительной целью.

выполнить с.р № 15

2

2

50

Семинарское занятие №19: Особенности туризма Крыма. Достопримечательности Крыма.

выполнить с.р № 15

2

2

51

Самостоятельная работа №15: Презентация - Все о Крыме.


4

3

52

Семинарское занятие № 20: Крым как культурно - исторический центр (музеи, театры, памятники архитектуры и искусства).

выполнить с.р № 15

2

2

Тема З.5.

Юг Сибири и Дальнего

Востока и Азиатский Север

Содержание учебного материала

О.1. с. 47-54


2


1

53

Характеристика туристского потенциала региона. Основные туристские ресурсы в регионе. Виды туризма, развитые и перспективные для развития в регионе. Туристская инфраструктура, степень рекреационной освоенности. Перспективы развития туризма в регионе

54

Самостоятельная работа №16: 1. Подготовка доклада «Перспективы развития международного въездного туризма на Дальнем Востоке и Азиатском Севере»2. Подготовка доклада «Перспективы развития международного въездного туризма на Юге Сибири.

2

3

55

Семинарское занятие №21: Особенности туризма юга Сибири. Достопримечательности региона.

выполнить с.р № 16

2

2

Раздел 4. Мировой туризм 9


Тема 4.

Перспективы развития

Мирового туризма

Содержание учебного материала

О.1. с. 444-462


2


1

56

Факторы, стимулирующие развитие туризма. Факторы, сдерживающие темпы развития туризма. Новые виды туризма. Условия развития новых видов туризма. Перспективы развития отрасли туризма в мире.

57

Контрольная работа по разделам 1-3


2

2

58

Семинарское занятие№22: Перспективы развития отрасли туризма в мире.

выполнить с.р № 17

1

2

59

Самостоятельная работа №17: Подготовка доклада «Перспективы развития отрасли туризма в мире»

2

3


60

Дифференцированный зачет


2



Всего


125


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География туризма».

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • наглядные пособия (плакаты, карты, схемы и т. д.).

Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • мультимедиапроектор;

  • многофункциональное устройство

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма. М., 2012, 470 с.

Дополнительные источники:

1. Дыжина Н.Н. География туризма. Учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2011

2. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник. М., 2002

3. Истомин В.И., Лагутенко Б.Т. Страны мира: справочник туроператора и туриста. М., 2000

4. Кузнецов Э.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. Учебник. М., 1998

5. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 11 кл. Учебник. М., 1999

6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Учебник. М., 2004

7. Овчинников В.В. Своими глазами. Страницы путевых дневников. М., 1989

8.Окладникова Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. М., СПб.,2002

9. Самойленко А.А. География туризма. Ростов-на-Дону, 2006

10. Сапожникова Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран. М., Академия, 2007

11. Сенин В.С. Организация международного туризма. Учебник. М., 2001

12. Туризм, гостеприимство, сервис. Словарь-справочник. Под ред. проф. Воронковой Л.П. М., 2002

13. Чернов Э.В., Полякова М.О. География. Ответы на вопросы: устный экзамен, теория и практика. М., 1999

14. Кругосвет. Энциклопедия. Наука и технология. Культура и образование. Науки о земле. Страны мира. Гуманитарные науки. Медицина и здравоохранение. История // Электронный ресурс

15. Страны мира. Географический справочник. 2007 // Электронный ресурс

Internet-ресурсы

1. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации (russiatourism.ru)-законодательство, статистические данные о въезде в Россию и направлениях выезда из нее, стандарты, справочная информация.

2. Ассоциация содействия туристским технологиям (astt.ru/)-объединение специалистов в области туризма и технологий, подборка журнала "ТУТ туристские технологии".

3. encarta.com/-Самая большая энциклопедия по любой стране мира

4. countries.ru/-Страны мира -каталог ссылок. Электронная библиотека.

5. worlds.ru/-Каталог стран мира -информация по разделам: история и география, население, столица, религия, культура.

6. fbit.ru/free/flags/-Каталог государственных флагов стран мира.

7. mineral.ru/-Центр информации о минеральных ресурсах России и мира. Каталог ссылок на информационные сайты и сайты, посвященные отдельным видам полезных ископаемых.

8. photocity.narod.ru/-Этот сайт содержит виды и культурные памятники мировых столиц и небольших городов.

9. sci.aha.ru/map.htm-DataGraf.Net-Картографическая система On-Line.

10. nationalgeographic.com/index.html Сайт всемирно известного американского журнала National Geographic.

11. national-geographic.ru Электронная версия журнала National Geographic Россия.

12. vokrugsveta.comСайт научно-популярного журнала «Вокруг света»

13. info-globus.ru/ Сайт для путешественников

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

  • определять и сравнивать по разным источникам информации
    географические тенденции развития природных, социально-экономи-ческих и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • применять разнообразные источники географической инфо-рмации для проведения наблю-дений за природными, социально экономическими и геоэкологи-ческими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под
    влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • правильной оценки важнейших социально-экономических событий
    международной жизни, геополи-тической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные место-рождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специ-фику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- определять и пользоваться справочными данными по социально-экономическим, геоэкологическим и природным объектам;

- оценивать степень ресурсообе-спеченности разных стран;


  • выявлеть из географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • примененять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

  • делать правильную оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.





































© 2010-2022