- Преподавателю
- География
- Программа учебного предмета география. 11 класс Максаковский В. П
Программа учебного предмета география. 11 класс Максаковский В. П
Раздел | География |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коломыцева И.Д. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание рабочей программы:
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Содержание курса
4. Календарно - тематическое планирование
5. Планируемый результат обучения
6. Учебно-методический комплекс по курсу
7. ЦОРы
8. Контрольно-измерительные материалы
1.Паспорт программы
Тип программы: программа основного (общего) образования
Статус программы: рабочая программа
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Светловская СОШ 11 класс.
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 34 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: «0» срез, текущий контроль, итоговый тест
Итоговый документ: перевод в следующий класс
2.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для преподавания географии в 11 классе основной школы. Учебник для 11 класса входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год под номером 2009, согласно приложению №1 к приказу Минобрнауки России № 2885 от 27 декабря 2011 года.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Преподавание учебного предмета «Географии» в 2014 - 2015 учебном году осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Федеральный уровень
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
-
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (Зарегистрировано в Минюсте России ).
-
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
-
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
-
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
-
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
-
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
-
Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
-
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
-
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Региональный уровень
-
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
-
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
-
Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
-
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» (Министерство образования и науки Челябинской области)
Школьный уровень
1.Учебный план МБОУ Светловская СОШ на 2014-2015 учебный год.
2. Локальный акт школы «Положение о рабочей программе педагога» (Протокол №7 от 27 июня 2013г)
Общая характеристика курса
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в 11классе направлено на достижение следующих основных целей:
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов
Описание места учебного предмета «География»
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам средней (полной) общей школы, определённым государственным стандартом среднего (полного) общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Данная программа опубликована в учебном издании « Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии 10-11 классы. Базовый уровень» /В.И. Сиротин, И.И. Душина, Е.М. Домогацких. - М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа для10-го класса, согласно действующему Базисному учебному плану, предусматривает обучение географии в объёме 34часов 1 час в неделю.
3. Содержание курса
Раздел 2. Региональная характеристика мира (31часов)
Тема 1. Зарубежная Европа ( 6часов)
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия ( 10часов)
Тема 3. Африка ( 4 часа)
Тема 4. Северная Америка ( 7 часов)
Тема 5. Латинская Америка ( 4 часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Практические работы: 1.Составление картосхемы производительных связей стран Восточной Европы
2.Доказать наличие территориальной диспропорции в размещении производства на примере развитых стран
3.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран
4.Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки (по выбору)
Часть 3. Глобальные проблемы человечества (2 часа)
Тема 1.Глобальные проблемы человечества (2 часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Заключение ( 1час)
Мир на пороге 21 века.
4. Календарно - тематическое планирование
№
Раздел, тема урока
Оборудование
Планируемые результаты обучения
Д/з
Региональный компонент
Дата
план
факт
Раздел 2. Региональная характеристика мира (30 часов)
Тема 1. Зарубежная Европа ( 6часов)
1
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Зарубежной Европы.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Знать/понимать
основные географические понятия и термины;
географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
Учебник: с.179-181
Политическая карта России
2
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.181-183
3
Хозяйство. Главные отрасли промышленности и их география. Сельское хозяйство.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с. 184-194, задания №7,8 в тетр.
Влияние международных отношений на политическую карту России
4
Транспорт. Отрасли непроизводственной сферы
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.194-197
5
Географический рисунок расселения и хозяйства.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.197-202
6
Субрегионы и страны Зарубежной Европы
Учебник: с.202-210, доклад об одной из стран Европы
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия ( 9часов)
7
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Зарубежной Азии.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Знать/понимать
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
уметь
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Учебник: с223-226, задания № 3,4,6 стр. 266
8
Население: особенности воспроизводства, проявление демографического взрыва.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.226-231
Природные ресурсы Челябинской области.
9
Хозяйство: уровень развития и международная специализация.
Основные типы сельского хозяйства. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.231-234
10
Субрегионы Зарубежной Азии
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.234-236
11
Хозяйство Китая: достижения и проблемы.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.236-241
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Челябинской области.
12
Япония: территория, границы, положение. Население. Значение Токио.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Знать/понимать
численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
уметь
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Учебник: с.241-244
13
Хозяйство Японии - вторая держава мира по экономической мощи; причины экономического роста.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.244-249
14
Индия: территория, границы, положение. Население. Общая характеристика хозяйства.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.250-257
15
Обобщение по теме «Зарубежная Азия»
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.223-257 повт.
16
Географическая картина Австралии и Океании. (сам-но)
Тема 3. Африка ( 4 часа)
17
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
уметь
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
Учебник: с273-278
18
Хозяйство: место Африки в мире.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с278-281
19
Деление Африки на субрегионы. Два укрупнённых субрегиона - Северная и тропическая Африка.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с281-284
Воздействие НТР на хозяйство Челябинской области
20
ЮАР - единственное экономически развитое государство Африки.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник: с.284-286
Тема 5. Северная Америка ( 7 часов)
21
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной Америки. США и Канада.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Знать/понимать
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики
Учебник с123-126
22
США: территория, границы, положение. Государственный строй. Население.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с126-131
23
Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с131-134
24
География промышленности, с/хозяйство. Охрана окружающей среды.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с135-140
25
Макрорегионы США.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с141-148
Агропромышленный комплекс Челябинской области.
26
Канада. Место в хозяйстве. Основные черты её экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с.148-150
27
Зачёт по теме «Северная Америка»
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с.150-153
Тема 6. Латинская Америка ( 4 часа)
28
«Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
уметь
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики
Учебник с.150-153
29
Население: типы воспроизводства и проблемы с ним связанные.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с.150-153
30
Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с.150-153
31
Бразилия - тропический гигант.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с.150-153
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества(2 часа)
32
Понятие о глобальных проблемах человечества.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с.150-153
33
Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты, аспекты.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
Учебник с.150-153
Заключение(1 час)
34
Мир на пороге 21 века
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор
5. Планируемый результат обучения
В результате обучения учащиеся должны
Знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
6. Учебно-методический комплекс по курсу
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
-
Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2009.
-
Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2007.
-
Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2009.
-
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
Дополнительная литература:
Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. К учебному комплекту В.П. Максаковского 10 класс (М.:Просвещение), М.: Вако, 2011г.
Интернет - ресурсы:
geo2000.nm.ru - Географический портал.
geographer.ru - Географический портал.
geotest.nm.ru - Сборник тестов по географии.
ege.edu.ru - Информационный портал ЕГЭ.
fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений.
letopisi.ru - Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
geo.metodist.ru - Методическая лаборатория географии.
7. ЦОРы
MULTIMEDIA - поддержка курса «Социально-Экономическая география»
Лабораторный практикум. География6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,
2004
Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ geo . 1 september.ru/ - газета «География» - приложение к «1 сентября» geo.nature.ru
- научные новости география edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования km.ru/education - учебные
материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»