- Преподавателю
- География
- Урок Нефть и нефтепродукты
Урок Нефть и нефтепродукты
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Добрая Л.С. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок
ТЕМА: Нефть и нефтепродукты
,Цель урока
Оброзавательная - опредилит значение нефти для человечества. Ознакомить с составом нефти. Способом переработки нефти. Рассмотреть проблемы загрязнений окружающей среды.
Развиваюшая - формирование практических навыков. стремление к экспериментированию. продолжить формирование умений решать задачи на определение формул органических веществ. Формирование умений анализировать. аргументировать . излагать свою точку зрения .вести дискуссию. развивать навыки культуры общения.
Воспитательная - положительного отношения к окрушающему миру развитие интереса к предмету. патриотизм любовь к родному краю
Реактивы и оборудование -ноутбук. мультимедийный проектор. ПСХЭ Д.И .Менделеева. нефть. коллекции - Нефть и нефтепродукты .Пластмассы. Искусственные волокна. Вода. лучинка. речной песок. Спички. Фарфоровая чашка. Химический стакан.. Карта наблюдений и выводов.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИ Из курсе географии вы знакомы с природными источниками. Какие природные источники вам известны?
3.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель. В этой каробке находится нечто. без чего нельзя прожить -это нечто нас согревает. одевает. кормит. лечит и делает нашу жизнь комфортной. Что находится в каробке? На это вы сможете ответить .вспомнив словосочитание « черное золото». Почему нефть так называют? В ходе нашего урока мы попробуем ответить на этот вопрос: Что для этого надо сделат?
4.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. ЦЕЛЕЙ. И ЗАДАЧ УРОКА.
5.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель. Знакомство человека с нефтью состоялось давно. несколько тысячилетий назад. познакомимся с нефтью и мы. Свои наблюдения и результаты эксперементов мы будем вносить в карту наблюдений и выводов.
ОПЫТ 1. Определение агрегатного состояния, цвета и запаха нефти
Учитель. Что мы наблюдаем?. Какие свойства мы опредилили? Покажите как правильно опредилить запах вещества.
Историк. Гипотиза возникновения нефти. ( неорг. и орг. ) Упоминание о сочащейся из горных пород коричневой либо темно-бурой маслянистой жидкости со специфическим запахом встречается в трудах древних историков и географов. Уже в те времена люди начали использовать «каменное масло». Так назвал нефть Агрикола. Наиболее широкое применение получила тяжелая нефть- твердые либо вязкие вещества. Который сейчас называют асфальтом. или битумом. ( Слаид.1 ) Асфальт издавна использовали при мощении дорог промазывали стены водных резервуаров и днищ кораблей. Как вы думаете зачем они это делали? Узнаем проделав следующий эксперимент. . ОПЫТ 2. Отношение воды к нефти.
Историк. Жители Вавилона смешивали асфальт с песком и волокнистыми материалами при сооружении зданий. Народы Ближнего Востока использовали в светильниках. Византийцы использовали горшки наполненные смесью серы и нефти, как зажигательные снаряды. Что ж входило в состав нефть которым заправляли огнеметы? Правда ли, что нефть легко воспламеняется?
ОПЫТ 3.Отношение нефти к горению на воздухе.
Эколог. Вы взяли лишь несколько капель нефти. Посмотрите. Как горит нефтехранилище? При горении нефти поднимается высокая температура. Еще страшнее выглядит пожар на месторождение. Сжигание приводит к экологическим последствиям, от смога на улицах городов до увеличения концентрации углекислого газа. который может привести к парниковому эффекту. Нефть. добывают в основном путем бурения скважин на суше, морях и океанах.
Учитель . Зачем ежегодно добывают миллионы тонн нефти?
Технолог. Нефть не только топливо, но и сырье. (На столы раздают коллекции нефть и нефтепродукты .)
Учитель. У всех ли групп одинаковый цвет нефти? Цвет нефти зависит от месторождения.
Технолог. По составу нефть сложное вещество. Главной частью которого являются углеводороды. Нефть содержащая парафиновые углеводороды. как гексан добывают в Грозном, Средней Азии, США. Нефти содержащие циклопарафины. называют нафтенами - это бакинская нефть. Есть нефть богатая ароматическими УВ- уральская. острова Борнео ,румынская нефть.
Технолог. Перегонка нефти (2 слайд) При нагревание нефть кипит. Ее пары поднимаются вверх и конденсируются. Схема перегонки нефти -эта установка состаит из трубчатой печи и ректификационной колонны. Высота 40 метров. Внутри находится набор перегородок с отверстиями. Через которые постепенно охлаждаясь и конденсируясь поднимаются пары нефти. На нижних тарелках собирается мазут,из него получают битум для асфальта. Смазочные масла. Парафины для получения свечей и обувного крема. На средних тарелках керосин. На самых верхних-бензин. (Слаид.2.3.)
Историк. Долгое время бензин уничтожался В1902 году в г.Грозном сожгли 70000 тонн бензина. Однако вскоре нашелся потребитель бензина -автомобиль .В1910 году бензин стал важным продуктом перегонки нефти. (Слайд.4)
Учитель. На столах коллекции-схемы демонстрирующие продукты перегонки нефти.
Технолог. Что можно получить из нефти? (Демонстрация коллекций.)
Учитель. Каждый год нефти добывают все больше и транспортируют на далекие расстояния. Всегда ли это безопасно?
Эколог. Разливы нефти могут происходить при поломки нефтепровода. Террористические акты или военные действия- Ирак 1990-е год. Повреждение корпуса танкера .
Учитель. Что же будет если смешать нефть с водой?
ОПЫТ 4. Сравнить плотность воды и нефти.
Эколог. На слайде вы видите гибнущих животных. На берегу залитом нефтью и устланный телами животных еще много лет не сможет прорасти ни один росток это мертвая земля. Это экологическая катастрофа. (Слайд.5 )
Учитель. Как собрать разлившуюся в океане нефть?
ОПЫТ 5. Горение нефти на поверхности воды.
Эколог. Эксперименты позволяют нам прийти к заключению. Что главные силы людей должны быть направлены на борьбу с выбросами нефти.
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Игра
« Правда -неправда Слайд 6.
-
Нефть называют черным золотом. лотому что ее стоимость равна стоимости золота.
-
Нефть- это масленистая жидкость неизменно черного цвета.
-
Нефть- это ценное сырье для получения различных продуктов.
-
В состав нефти входят различные углеводороды.
-
В пищевой промышленности всегда используется натуральные красители и ароматизаторы.
-
Теплую шубу можно получить в результате переработки нефти. не убивая животных.
-
Написать уравнение реакции крекинга октана.
-
Задача. Вывести формулу по массовой доле елемент.С-83.7 % Н-16.3%
7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Историк. Нефть для современной цивилизации -это настоящая кладовая природы. главная стратегическая жидкость сорившая и мирившая многие государства. Мы живем в мире где все зависит от нефти. Мы должны быть благодарны нефтяникам которые добывают нефть энергетикам и химикам- технологам. Которые превращают черное золото во все блага цивилизации, и экологам - которые стараются уберечь окружающий мир от неразумных действий человечества.
Эколог. Человек должен осознать, что от него зависит его жизнь. будет она счастливой , будут ли здоровы его дети, будет ли здорова наша планета.
Учитель. Карта наблюдений и выводов сдаем на проверку.
Оценки за урок.
8. РЕФЛЕКСИЯ. Закончить предложение.
- достигли цели урока----.
- что нового узнали-------.
- что запомнилось-------.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ П.10.
Найти информацию и подготовить трехминутное сообщение.
1 . О военных конфликтах. Связанных с нефтью
2 . О новых методах борьбы с последствиями разлива нефти.
3 . О профессиях связанных с переработкой нефти.