Урок обобщающего повторения на тему: «Природные зоны России». (география 8 класс)

Цели урока. Систематизировать и закрепить знания о природных зонах России , о взаимосвязях в природных комплексах России и влиянии человека и его хозяйственной деятельность на них. Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации, находить причинно-следственные связи. Способствовать развитию экологической культуры. Оборудование : Карта « Природные зоны России», фотографии животных и растений этих зон, настенные наглядно-демонстрационные пособия по приро...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщающего повторения на тему: «Природные зоны России». (география 8 класс).

Разработала учитель географии и биологии ГОУ «ВСОШ №3» г. Омск

Янулявичус Н.П.

.

Цели урока.

Систематизировать и закрепить знания о природных зонах России , о взаимосвязях в природных комплексах России и влиянии человека и его хозяйственной деятельность на них.

Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации, находить причинно-следственные связи.

Способствовать развитию экологической культуры.

Оборудование : Карта « Природные зоны России», фотографии животных и растений этих зон, настенные наглядно-демонстрационные пособия по природным зонам России.

План урока.

1. Орг.момент.

2. Актуализация знаний.

3.Систематизация изученного материала

4.Закрепление.

5.Подведение итогов

Ход урока.

1.Актуализация.

Опрос цепочка.

-Что такое ПТК? ( Природный территориальный комплекс - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории ).

-Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса? (Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом:

солнечная радиация, географическая широта местности, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир..).

2. Систематизация полученных знаний: Мы с Вами изучили тему «Природные зоны». Познакомились с разнообразием природных зон в России, с их природными условиями, а также изучили растительный и животный мир . Вспомним прошлые уроки и попробуем ответить на вопрос : « Почему Россия не везде одинакова ?»

На доске запись: «Природные зоны России».

Вспомним как называется закономерность смены природных зон на равнинах ? ( Природная зональность).

Задание учащимся:

1. По рисунку параграфа учебника География России определите :

- Как расположены природные зоны России?(Смена природных зон на территории России наблюдается с севера на юг: арктические пустыни, тундра ,лесотундра , тайга ,смешанные и широколиственные леса, лесостепи , степи, полупустыни и пустыни).

- Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана ? ( Арктические пустыни и тундра ).

- Какие не простираются до восточных окраин России? Почему? (Степи и пустыни .Связано с климатом, злаки и разнотравье не могут произрастать в условии холода).

2. Работа с контурными картами и картами атласа.

По настенной карте определить местоположение природных зон и обозначить их границы на контурной карте.

3. Ответьте на вопросы:

I. АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ.

1. Почему лето в арктической пустыне холодное ? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).

2. Почему растительность не образует сплошного покрова ? ( холодное короткое лето большая часть территории покрыта льдом. Угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).

3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой ?( Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).

4. Почему преобладают в арктической пустынные хищники?( Растительный покров скуден, пища только в море).

5. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега ?( Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега и он быстрее начинает таить).

II.ТУНДРА

.По карте природных зон определите положение тундры на территории России ( Тундра занимает северное побережье России ).

Задание: найдите ошибку предложенном в тексте( текст на столе).

Зона тундры охватывает около 50 % территории России и находится в пределах арктического и субарктического климатических поясов; простирается от границы с Финляндией на западе до Берингова пролива на востоке. Зона занимает неширокую прибрежную полосу на крайнем севере Европейской части России и достигает максимальной ширины 500 км в Сибири; значительную протяжённость имеет также на крайнем северо-востоке России, где на юг простирается до северной части полуострова Камчатка. Тундра - это хвойная лесная чаща; вечная мерзлота залегает близко к поверхности и задерживает влагу, образующуюся при оттаивании верхнего слоя почвы. Типичная тундровая почва включает тонкий слой гумуса, под которым находится глеевый горизонт; ещё глубже - вечная мерзлота. Многочисленны лишайники, мхи, кустарнички, кустарники, сосны, ели. Помимо оленей (используемых местным населением в хозяйстве), типичными обитателями тундры являются песец, овцебык, лемминг, белая сова, куропатки, бурые медведи и лоси.


III. ТАЙГА И СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.

Самостоятельная работа в группах.

Учащиеся первой группы работают , изучая особенности тайги ; учащиеся второй группы изучают особенности смешанных

Задание для первой группы учащихся. Таблица чертится на доске.

Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат

Воды

Почвы

Растительность

Животные

Вопросы

- Назовите самую распространенную породу дерева в России? ( Лиственница).

- Почему почвы тайги , несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны?(Деревья многолетние ,

хвоя - неблагоприятный опад , образует кислоты ,промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).

_ Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр-сосна сибирская).

- Как лиственница приспособилась к условиям тайги? (Сбрасывает хвою на зиму ,корни- в поверхностном слое почвы).

_ Как животные приспособились к условиям тайги.? (Спячка, линька ,запас жира).

Задание для второй группы учащихся.

Вопросы.

- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?( Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).

_ Почему почвы широколиственных лесов плодороднее , чем почвы

хвойных лесов? ( Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев каждой осенью обилен ; более длинное и теплое лето

увеличивает продолжительность процесса почвообразования ).

-Чем отличаются почвы смешенных лесов Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины ? ( Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу).

- Почему дикие животные открытых пространств степей , как правило живут стаями, а лесные животные - в одиночку ? (Копытные животные тайги - лоси, олени живут парами или семьями . Большое стадо не сможет укрыться в лесу и заметить хищников среди деревьев будет сложно . На открытых же пространствах легче заметить хищника и убежать... ).

IV.СТЕПИ

Задание

Перечислите главные признаки степей .

3. Закрепление. На столах раздаточный материал, содержащий немую таблицу- заполните её

Название природной зоны

Географическое положение

Типичный

облик

Климатические

условия

Почвы

Растительный и животный мир

Исп человеком

Проблемы и преспективы

Арктич.пустыни


Тундра


Тайга


Смешанные леса


Степи


.

4 . Подведение итогов . Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали , я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока .Выставление оценок за урок.




© 2010-2022