• Преподавателю
  • География
  • Статья Активизация познавательной деятельности учащихся через элементы эстетического воспитания на уроках географии

Статья Активизация познавательной деятельности учащихся через элементы эстетического воспитания на уроках географии

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через элементы эстетического воспитания на уроках географии"   Использование художественной литературы на уроках географии - приём важный и нужный. И учитель, не решающий взять его на вооружение, значительно обедняет свои уроки. В результате использования этого  методического приёма: ·         активизируется мыслительная деятельность учащихся; ·         самопроизвольно запоминаются специальные сведения; ·         развивается логическое и абстрактное мышление; ·         повышается интерес к предмету.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности учащихся через элементы эстетического воспитания на уроках географии

Шамшина Татьяна Валериевна

Введение новых ФГОС требует от учителя совершенствования форм организации учебно - воспитательного процесса, использования их в оптимальном сочетании. Эта задача может быть решена через усиление обучающей работы учителя на уроке, планомерно и активно организованной им, учитывающей самые различные формы и методы, именно поэтому учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке, переплетать преподавание предмета со всем многообразием знаний. Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к учебному предмету. Стремясь сделать обучение более интересным, учителя всё чаще уходят от традиционного проведения уроков. Ребята, впервые пришедшие в кабинет географии, в большинстве своём проявляют повышенный интерес к предмету. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает. Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только не пропал интерес к предмету, а, наоборот, увеличилось число заинтересованных.

Современная методика обучения включает богатый арсенал методических приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся: использование на уроке занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Использование поэзии и художественной литературы позволяет рассмотреть физические явления и их применение в другом, неожиданном для учащихся ракурсе. А это вызывает интерес у учащихся к изучаемой теме, помогает создать на уроке ту особую эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование любви к предмету. Безусловно, использование эстетических элементов повышает уровень усвоения и запоминания изучаемого материала за счёт эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей. Кроме того, использование художественной литературы предоставляет учителю немалые возможности для эстетического воспитания школьников на уроке.

Специалисты в области эстетического воспитания давно считают теоретически вполне обоснованной возможность развития эстетической культуры учащихся в процессе изучения любого школьного предмета. Так, Б.Т. Лихачёв в своей работе «Эстетика, воспитание» пишет: «Методический принцип подхода к проведению уроков должен состоять в необходимости раскрытия не только понятия, но и эстетической ценности изучаемых явлений». Иными словами, планируя урок, учитель должен думать не только о достижении учебных целей, но и о развитии эстетической культуры учащихся.

Формирование эстетической культуры учащихся - длительный, постепенный процесс, основой которого является культура восприятия. Поэтому уже с первых уроков учитель должен начать работу по формированию культуры восприятия, вначале указывая учащимся на эстетические свойства изучаемых объектов, а в дальнейшем добиваясь всё большей самостоятельности от них в выделении эстетических сторон объектов или явлений. Такой целенаправленный подход к изучению географии даёт возможность значительно расширить и совершенствовать сферу эстетического восприятия в старших классах, выработать приёмы эстетических оценок и суждений, что в юношеском возрасте скажется на формировании эстетического вкуса и идеала.

Цель использования этого методического приёма:

  • повысить уровень усвоения и запоминания изучаемого материала за счёт эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей;

  • повысить познавательную деятельность учащихся;

  • научить решать вопросы проблемного характера;

  • эстетическое и нравственное воспитание школьников.

Данный опыт актуален и перспективен, т.к. дает дополнительную возможность в развитии:

  • самостоятельности в добывании знаний (работа с дополнительной литературой, текстом, картой, практических работ на местности);

  • потребности знаний;

  • трудолюбия и чувства бережливости;

  • познавательных интересов учащихся на основе субъект - субъектных отношений и создании ситуаций успеха;

  • творческих способностей учащихся.

Использование опыта, его развитие дает положительные результаты в воспитании и обучении школьников, т.к. позволяет устранить противоречия и затруднения:

1.перегрузка учащихся во время урока учебным материалом без смены видов деятельности;

2.нарушение дисциплины;

3.противоречия между наличием пассивного отношения к урокам географии и необходимостью осознания значимости предмета для научного понимания окружающего мира.

Главное в опыте - создание атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, чтобы ученику хотелось учиться, испытывать успех, добиваться желаемого результата на почве положительной мотивации. Это и есть база для повышения уровня качества знания.

В суматохе школьных будней нам порой так не хватает поэтического видения мира. Социологи утверждают: происходит характерная для эпохи научно-технической революции интеграция науки и искусства. Эта тенденция уже находит отклик в повседневной практике учителей. Одним из сильных и верных способов пробуждения у учеников интереса к приобретению знаний является создание эмоционального настроя.

Эмоциональный настрой приобщает учащихся к творческой деятельности, вызывает интерес к предмету, способствует воспитанию эстетического вкуса, любви и уважения к великому русскому языку. По словам Н. А. Тимирязева: « преподаватель должен относиться к предмету, как художник, а не как фотограф.»

Уроки географии оставляют эмоциональный след в душе учеников, если они включают лирическое начало. Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступают в роли ключика по имени «интерес». Изучение природы России в 8 классе начинаю стихотворением Николая Дронова:

Ну, где ещё, как не в России,
Наш взор пленяет красота,
Тот дар самой природы русской,
Лишь стоит приоткрыть глаза.
С ней не сравнятся и Канары,
Турецкий берег и Таиланд,
Лишь потому, что самим Богом
России выдан лучший гранд.
Ну, разве есть на свете краше,
Чем чудо - озеро Байкал,
И красоты природы нашей,
Чем славен Батюшка - Урал.
Обилье речек и речушек,
А по брегам леса, луга,
В глазах рябит цветов окраска,
Где не ступала и нога.

Чарует русская природа
И не любить её нельзя,
Она вселяет радость в душу,
Обворожительна, чиста.

В последнее время отмечается падение интереса у ребят к художественной литературе. И большой пласт культуры остается вне интереса ребят. Поэтому я считаю важным знакомить учащихся с художественными произведениями, хотя бы с точки зрения географии.

"Путешествие"! Вот оно, слово! Так и тянет от радости петь.

"Путешествие"! Хочется снова над Жюль Верном всю ночь просидеть. (В.Рождественский)

Необыкновенные путешествия Жюля Верна представляют собой уникальный географический очерк земного шара. На уроках географии мы, время от времени говорим о нем и его книгах, потому что это действительно географический писатель. Если распределить романы по месту действия, то окажется, что в 4 романах - кругосветное путешествие, в 15 - страны Европы, в 8 - Северная Америка, в 8 - Африка, в 5 - Азия, в 4 - Южная Америка, в 4 - Арктика. Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное значение в формировании характера учеников.

Сфера использования художественной литературы на уроках географии велика: отрывки и примеры из литературных произведений в качестве иллюстрированного материала при изучении новой темы, при закреплении изученного материала и при опросе.

Особого внимания заслуживает вопрос об использовании художественной литературы при опросе учащихся. Факты, взятые из приключенческой или научно- фантастической литературы, можно использовать для составления оригинальных качественных задач. Особенно интересно подбирать примеры, содержащие научную ошибку. Такие задачи помогают выявить уровень усвоения материала учащимися, глубину их знаний. Примером может послужить роман Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Судите сами, за один год заточения на острове Крузо успевает: а) определить основные особенности климата, выделив периоды дождливые и засушливые; б) одомашнить диких коз; в) обработать деревянной лопатой участки земли, засеять их и получить первый урожай риса и ячменя. В чем, на ваш взгляд, географические ошибки Дефо?

Иногда знакомство с некоторыми художественными произведениями влияют на выбор будущей профессии: океанолог, полярник, геолог, минеролог, вулканолог, сейсмолог.

Интеграция географии с литературой позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Выбирая отрывок для конкретного урока, учитель должен обращать особое внимание на то, чтобы этот материал содержал как можно меньше посторонних, не относящихся к теме урока фактов.

Богатые возможности использования художественной литературы открываются при изучении темы «Гидросфера» в 6 классе. Гимном воде- этому необыкновенному веществу, основе всего живого на Земле, звучат строки замечательного французского писателя А. Сент-Экзюпери:

«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

Учащимся могут быть заданы вопросы: « Какие физические свойства воды прозвучали?»

Значение воды подчёркивается такими высказываниями: «Вода - это эликсир жизни», «Самое необыкновенное вещество в мире», «Вода - чудо природы».

Интерес у учащихся вызывает краткое сообщение о значении воды для живых организмов, проводится конкурс на знание стихов, пословиц, поговорок о воде. Ребята друг другу задают заранее подобранные загадки о воде.

При объяснении круговорота воды в природе можно использовать стихотворение С.В. Михалкова «Море и Туча»:

Говорило Море Туче,
Той, что ливень пролила:
- Эй, ты, Туча! Что ж ты лучше
Места выбрать не смогла?
Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай:
Расплатилась, чем могу.

Говоря о территории России, обязательно зачитываю стихотворение К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.

При изучении горных рек можно процитировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», в котором поэт так описывает характер течения этой реки:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит…

Вопрос классу: Объясните происшедшие изменения в поведении реки.

Описание Эльбруса берем из стихотворения А.С. Пушкина:

И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус двуглавый, величавый,
Белел на небе голубом.

Часто бывает, что ребята рассеивают своё внимание при изучении сложного или объёмного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким - либо рассказом, стихотворением, что поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале.

Пример1: Карамзин называл его «городом, выросшим из блестящей ошибки
Петра I», а живший в нём герой одного романа Достоевского боялся: «А что, как разлетится этот туман и уйдёт кверху, не уйдёт с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет, как дым?» («Подросток».) О каком городе идет речь?

Ответ: Санкт-Петербург.

Пример 2:Какое явление описано А.С. Пушкиным в отрывке:

Ужасный день! Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури…

И спорить стало ей не вмочь…

Поутру над её брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъярённых вод.

Но силой ветров от залива

Ответ: Наводнение в Петербурге.

Художественная литература может оказать неоценимую помощь и при подготовке рассказа о деятельности того или иного выдающегося учёного-географа, мореплавателя, путешественника.

При повторении темы «Антарктида», задаю следующий вопрос: Памятником этому путешественнику является трёхметровый крест из австралийского красного дерева на одной из вершин Антарктиды, на котором вырезаны слова английского поэта Альфреда Тениссона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Ответ: Роберт Скотт.

Использование художественной литературы на уроках географии - приём важный и нужный. И учитель, не решающий взять его на вооружение, значительно обедняет свои уроки.

В результате использования этого методического приёма:

  • активизируется мыслительная деятельность учащихся;

  • самопроизвольно запоминаются специальные сведения;

  • развивается логическое и абстрактное мышление;

  • повышается интерес к предмету.

Многие учащиеся с интересом слушают на уроке экологические сказки, а затем сами составляют мини - рассказы, сказки на различные экологические темы. У учащихся формируется умение пользоваться при этом книгами, справочниками, развивается сообразительность, внимание, логика и оригинальность мышления. Разнообразие видов деятельности, сочетание мыслительных и практических действий позволяет поддерживать работоспособность учащихся и мотивацию деятельности в активном состоянии.

Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.

Литература:

  1. Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе./География в школе. 1998. №1.

  2. Лазаревич К.С. Поэтическая география. Газ. «География» 1997. № 9.

  3. Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. / География в школе. 1996. № 6.

  4. Удинцева С.П. Воспитание на уроках географии. /География в школе. 2001. №4.

  5. Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. / География в школе. 1997. №7.

  6. Виленский, В.М. Использование произведений художественной литературы на уроках географии / В.М Виленский /Образование в современной школе. 2000. - № 7

  7. География. 7 -10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты / авт.-сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Перлов Л.Е. География в литературных произведениях / Л.Е. Перлов. - М: Дрофа, 2005.



© 2010-2022