Модульная технология как средство развития личности ученика

Статья освещает аспекты использования модульной технологии на уроках географии, как приемы формирования ключевых компетенций. При использовании данной технологии раскрываются возможности развития познавательных способностей ребенка, Отмечается преимущество диалогового общения в парах или микрогруппах. На основе собственного опыта в создании модулей и заданий разных уровней сложности на разных этапах уроках реализуются интеллектуальные возможности одаренных детей, которые в данной ситуации...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульная технология как средство развития личности ученика.


В современном Казахстане идет становление своей национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идет новое: традиционная объект - субъектная педагогика заменяется иной, обращенной к ребенку, как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактулизации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности - учителя и учеников.

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребенка, ее развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых педагогических технологий, ориентированных на формирование ключевых компетентностей. Таковой является технология модульного обучения.

Одной из особенностей технологии модульного обучения является ориентация не на усвоение знаний, а на развитие познавательных процессов: воображения, различных видов памяти, внимания, мышления, восприятия посредством созданных учебных и познавательных ситуаций.

Так же технология модульного обучения влияет на удовлетворения личности в общении, игре, в познании, в самоутверждении и творчестве, на развитие активного словарного запаса и формировании положительной мотивации ученика. Все это способствует формированию информационной, исследовательской и коммуникативной компетенций.

Еще одной особенностью технологии является последовательная и системная работа с одаренными детьми. Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать и проговаривать учебный материал, предлагаемый ему на трех уровнях сложности.

Учебный модуль имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей - вводной, диалогической и итоговой. На вводную и итоговую часть модуля отводится 1-2 часа. Все оставшееся время отведено на диалогическую часть. В вводной части учащиеся знакомятся со всей структурой модуля, его целями и задачами. Затем кратко знакомятся с учебным материалом, расчитанным на изучение всех часов модуля, опираясь при этом на схемы, таблицы, т.е. знаковые модели посредством компьютерных технологий. Многократная проработка учебного материала на разных уровнях производится на уроках диалогической части.

Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности дает возможность каждому ученику развивать свои способности: память, внимание, мышление, устную речь.

Особое место среди средств активизации учебного процесса в диалогической части занимает игра, игровое обучение. Разница между игрой учебной и дидактической заключается в том, что учебная игра является игрой по форме, учением по содержанию.

Диалогическая часть строится на самоучении и самооценке, взаимообучении и взаимооценке учащихся. Вся работа представлена заданиями разных уровней сложности, которые выполняются учащимися в паре или микрогруппами, что позволяет развивать у учащихся способность самостоятельного поиска решения проблем и умения давать оценку не только своей собственной деятельности на уроке, но оценить и работу других членов группы.

Учебный процесс в рамках технологии строится на исходной позиции: многие личностные психологические качества ребенка проявляются и формируются в ходе собственной, приносящей удовлетворение, деятельности. Этому аспекту уделяется особое внимание. Удовольствие и удовлетворение познавательной деятельностью - один из важнейших факторов достижения высокого конечного результата каждым учеником. Поэтому отметки и оценки в диалоговой части носят стимулирующий характер.

Важным условием разработанной технологии является возможность использования учениками любых научных источников, учебников и пособий, а также получения консультаций со стороны учителя, которому отводится роль координатора и консультанта.

Формы организации диалоговой части смоделированы таким образом, что каждый ученик знает, как и чем ему заниматься, что делать в течение урока, так как учитель заранее знакомит учеников с правилами работы в группах, построением и ходом урока.

Итоговая часть модуля - контрольная. В нее целесообразно включить несколько видов контроля. Первый - обязательный - тестирование. Второй - на выбор учителя. Тестирование является количественным показателем результатов обучения. Наряду с этим оно обеспечивает психологическую защиту личности. Однако при этом не исключена возможность случайного совпадения правильного ответа. Исходя из этого, тестирование - это необходимый вид контроля, но требующий повторного, иного вида контроля в целях:

- объективности оценки знаний;

- возможности повторной попытки улучшить результат.

Если в диалогической части учащимся предлагались задания трех уровней сложности, то в итоговой всем учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям государственного стандарта образования.

Как отмечалось выше, при конструировании предлагаемого варианта технологии обучения, акцентировалось внимание на развитие учащихся. Можно с уверенностью говорить о том, что ТМО оказывает влияние на

- развитие познавательных способностей личности ребенка;

- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

- формирование положительной мотивации учения;

- развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи;

- удовлетворение потребности личности в подготовленности и преодолении, общении, игре, познании, творчестве, самоутверждении.

Использование технологии модульного обучения показывает значительное повышение качества знаний и усвоение программного материала на «хорошо» и «отлично»

Первый год работы по данной технологии предполагает изменение структуры, формы и содержания уроков. Координально меняется роль учителя. В значительной степени учитель начинает лишь управлять процессом учения, организует познавательную деятельность учащихся. Ему приходится тщательно продумывать и разрабатывать формы организации активной учебной деятельности учащихся. Переходная роль организатора, консультанта, требует от учителя перестройки сознания, иного отношения к ученикам, эмоционального и умственного напряжения.

В дальнейшем ученики и учитель начинают чувствовать себя уверенней. Использование уже знакомых обучающих игр позволяет сократить время на объяснение правил их проведения. Ученики привыкают к постоянному диалогу между собой, что позволяет им свободно формулировать и высказывать свои мысли вслух. У детей появляется устойчивый интерес к предмету. В этот период учащиеся начинают осознавать преимущества такого способа организации учебного процесса, так как сокращается объем домашнего задания, учебный материал хорошо сохраняется в памяти, развивается речь, логика, мышление, уходит страх, появляется возможность проявить себя.

Учащиеся в процессе учения видят преимущества диалогового общения, обучающих игр, основным содержанием которых является программный материал. Это вселяет в учеников уверенность в своих силах и способствует формированию положительной мотивации учения.

Одаренные дети получают возможность систематически работать на очень высоком уровне сложности, что способствует реализации их интеллектуального потенциала.

Каждому учителю важно, чтобы ученику нравилость заниматься учебной, познавательной деятельностью, чтобы он получал удовольствие от умственной работы. Как этого добиться? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но возможность поиска решения этой проблемы для себя, я нашла в применении технологии модульного обучения, изучив теоретические аспекты технологии. Используя ТМО на практике составляются модульные проспекты по отдельным разделам программного материала, что часто делают и сами учащиеся.


Литература:

  1. Жанпеисова М.М. Технология модульного обучения.

  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.

  3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.

  4. Матюхина М.В. Мотивация учения школьников.

  5. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников.

© 2010-2022