Технологическая карта урока географии на тему: Уникальность планеты Земля (5кл)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока географии


Автор:

Учитель географии Шакирова Гульнара Ильдусовна

Предмет

География

Класс

5 класс

Тип урока

Урок комплексного применения зун

Технология построения урока

технология критического мышления.

Тема

Уникальность планеты Земля

Цель

Углубить и развить знания учащихся о Земле.

Задачи

Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Основные термины, понятия

Вселенная, Солнечная система, планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва

Таблица № 2

Планируемый результат

Предметные умения




Личностные УУД

-овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Таблица № 3

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Учебник, атлас

Маршрутный лист

Презентация

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Таблица № 4

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Таблица № 5

Технология изучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

вызов


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гульнара Ильдусовна, и сегодня я проведу у вас урок географии.

Девиз нашего урока:

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно.

Сначала, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

2. КРОССВОРД


1

З

В

Е

З

Д

Ы


2

С

О

Л

Н

Ц

Е




3

М

А

Р

С



4

П

Л

У

Т

О

Н

5

А

С

Т

Р

О

Н

О

М

И

Я


1 Светящиеся газовые шары в космосе

2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты

3 Красная планета

4 Самая маленькая планета

5 Наука о космических телах

Учитель: Вы отгадали кроссворд, какое ключевое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)

Значит о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

3. В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?

Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (на экране фото стартующего корабля сменяет фото космической станции)

Маршрутный лист команды «Меркурий»

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурий


Учитель: Какой вывод мы можем сделать в результате этого полета?

Чем отличается земля от других планет? Как мы ее поэтому можем назвать?

Объявление темы урока: «Уникальность планеты Земля»

Разгадывают кроссворд.




Делятся на три команды (заранее):

«Меркурий» - полетят на Меркурий,

«Венера» - на Венеру,

«Марс» - на Марс.

На старт! Поехали!

Вспоминают, что знают об этих планетах, анализируют ,каждая команда выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист. Проходят первый этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп.

«Меркурий»»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца - 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси - 58,7 земных суток.

««Венера»»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

«Марс»»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Делают вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна.

На Земле существует жизнь, поэтому ее называем уникальной.

осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

-анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

  1. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.

Учитель: Займемся исследованием уникальных черт планеты Земля. Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Прочитайте текст параграфа 14 стр. 70-71 с вопроса Почему же возможна жизнь на Земле? Выделите главные особенности планеты. Ответы запишите в маршрутном листе.


В составе экипажа находятся ученые изучающие климатологию, гидрологию и экологию. Что это за науки?

2.С целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа.

Учитель: В составе экипажа находятся ученые изучающие климатологию, гидрологию и экологию. Что это за науки?

Каждой группе задания в конвертах.

Климатологи: значение атмосферы для Земли.

Гидрологи: значение гидросферы для Земли.

Экологи: Значение почвы для Земли.






Этап №2. Работа с текстом учебника (п.14)

Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________

2.______________________________________

3.____________________________________

4._______________________________________

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:

-расстояние от Солнца -150млн.км.;

-период обращения вокруг своей оси.

2.Наличие атмосферы.

3.Обладание большими запасами воды.

4.Наличие почвы.

Выполняют 3-этап.

Обсуждают с членами своей группы и дают аргументированный ответ на вопросы.

Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.

Ответы групп.

Значение атмосферы для жизни на Земле:

1.Защищает от метеоритов и опасного космического излучения

2.Сохраняет тепло в ночные часы

3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом Введение понятия «озоновый экран»

4.Поставляет углекислый газ для питания растений

5.Через атмосферу совершается круговорот воды.

Значение гидросферы для жизни на Земле:

1.Входит в состав всех живых организмов

2.Является средой обитания

3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ

Значение почвы для жизни на Земле:

1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений

2.Является средой обитания

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

Рефлексия (осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- называть методы изучения Земли;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система, Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

Организует рефлексию.

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы;

б) наличию воды;

в) наличию почвы;

г) положению Земли в космическом пространстве.

2. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы;

б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва;

б) вода;

в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными веществами.

Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов - оценка «5»

Четыре правильных ответов - оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов - вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:


  1. Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке.

3.Итог урока.

Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.

Рефлексия. А закончить сегодняшний урок мне хочется cловами девиза нашего урока и если вам понравился урок похлопайте в ладоши.

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно

Выполняют тест








Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке.

Слушают, анализируют.

Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля»

Творческое задание: нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14 или написать небольшое мини-сочинение по теме.

Читают все вместе девиз урока и хлопают.



© 2010-2022