Активные методы преподавания географии

    Дидактические приёмы обучения на уроках географии. Агнаева Лариса Сергеевна учитель географии  МКОУ СОШ с.Суадаг  Алагирского района РСО-Алания   Аннотация.  Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, метод...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические приёмы обучения на уроках географии.

Агнаева Лариса Сергеевна

учитель географии

МКОУ СОШ с.Суадаг

Алагирского района РСО-Алания

Аннотация.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках географии способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Представляю некоторые дидактические приемы, которые я использую на уроках.

Приём "Корзина идей".

Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Мировой океан»» можно предложить учащимся высказать, как они думают, какими свойствами обладает вода в океане, привести примеры.

Приём "Да-нетка".

Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ. Формирует следующие универсальные учебные действия:

умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме "Океаны " 7 кл. загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Этот океан омывает материк Евразию? - да;

Этот океан самый большой? - да;

Этот океан самый теплый? - нет;

Этот океан открыл Магеллан ? - да.

Ребята делают вывод, что это- Тихий океан.

Приём "Шаг за шагом".

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример. На уроке географии. Ученики шагают к карте. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения или животного , распространенного в данном регионе или названием стран или районов, областей, столиц и т.д..

Приём "Жокей и лошадь".

Описание: приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Применима в классе небольшой наполняемости, так как необходимо всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример. На уроке географии в 6 классе одной команде ("Жокеям") даются карточки с названиями приборов, другой - карточки с указанием, что ими измеряется; одной команде даются карточки с названиями карт, другой - какую информацию можно получить с помощью данной карты; «жокеям» - карточки с названиям государств, «лошадям» - карточки с названиям столиц, народностей, флагов и т.д.

Приём "Облака мыслей".

Описание: приём интерактивного обучения. Автор Ш.А.Амонашвили. Приём сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.

Пример. На уроке географии, рекомендуется записывать «облака мыслей» - всё, что приходит в голову в связи с новой темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом реферата, мини- эссе.

Приём "Индуктор".

Описание: приём интерактивного обучения. Данный приём используется в технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

Пример. На уроках географии при изучении природных зон ученики должны записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении определенной природной зоны. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.

Приём "Рядом с художником".

Описание: упражнение на развитие зрительно-художественной образности.

Пример. Произнесите монологи от имени: жителя данного региона ;животного или растения; метеоролога, эколога и т.п. Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж.

Приём "Учимся сообща".

Описание: Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса». 3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.

Пример. Задание: составить письмо иностранца-путешественника, который побывал в Америке в эпоху Великих географических открытий.

Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие стороны путешествия особенно были яркими в положительном или отрицательном свете в этот период .

Приём "ИДЕАЛ".

Описание: это стратегия технологии развития критического мышления.

Стратегия позволяет формировать:

умения определять проблему;

умение находить и формулировать пути решения проблемы;

умение выбирать сильное решение.

Пример.

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильно ее решение проблемы.

Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Пример. На уроке географии используется при изучении вопросов экологии, демографических ситуаций.

Приём "Фишбоун" (рыбный скелет).

Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример.

География:

голова - сокращение населения России

верхние косточки - рождаемость, смертность, естественный прирост

нижние косточки - демографическая ситуация

хвост -демографическая политика.

Приём "Толстый и тонкий вопрос".

Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока "Климат" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие типы климатов вы знаете?

Толстый вопрос. Как связаны рельеф, географическая широта, наличие водных объектов , направление ветров с климатом.

Приём "Лови ошибку".

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

География.

Используется при описании географического положения объекта. Учащимся дается текст с заведомыми ошибками географического характера. Найти и доказать ошибочность.

Приём "Я беру тебя с собой".

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой кукурузу. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру картофель.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой бананы.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, которые растут в определенном месте?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Д: Они растут в одном месте.

Д: С какой буквы начинается?

У: Ю-А. Итак, имя признака здесь - название материка, родиной которых является Южная Америка.

Приём "Шесть шляп".

Описание: рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.

Формирует:

умение осмысливать свой опыт;

умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;

ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа - позитивные суждения.

Черная - отражает проблемы и трудности.

Красная - эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая - творческие суждения, предложения.

Синяя - обобщение сказанного, философский взгляд.

Пример. При изучении темы «Природные катаклизмы, стихийные явления и бедствия».

Приём "Связи".

Описание: универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии).

Формирует:

умение находить связи между объектами в системе;

умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;

умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

Пример 1.

У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.

Д: Вулкан - тетрадь.

У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.

Д: Слово «вулкан» написали в тетради.

У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.

Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда - в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...

У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?

Пример 2.

У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом - птица.

У: Ваша задача - найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.

Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

Приём "Мудрые совы".

Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника по географии (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Приём "Ромашка" Блума.

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

Пример.

Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему на западных склонах Урала выпадает больше осадков?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, каков будет климат, если Гольстрим поменяет свое направление?"

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?".

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как минимизировать последствия катаклизмов?".

Приём "Диаграмма Венна".

Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других - отличительные особенности каждого.

Пример.

Уголь, соль: Общее- Различия: Соль- Различия: Уголь

Полезное ископаемое- Минеральное вещество- Органическое вещество

Одинаковое окончание слова (оль)- Начало слова на букву «с»- Начало слова на букву «у»

Продукт- Продукт пищевой промышленности- Продукт добывающей промышленности

Товар- Можно добывать выпариванием- Добывают в шахтах

и т.д. В итоге выясняется, что общих черт больше.

Приём "Создай паспорт".

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример.

Может быть использован для создания характеристик:

на географии- полезных ископаемых, растения, животных.

Пример.

примеры обсуждаемых проблем:

Пустыня - закономерность или аномалия?

Приём "Загадай понятие".

Описание:

игру можно проводить как викторину: все желающие загадывают всему классу понятия изучаемой темы;

можно разделить класс на группы или пары и играть соревновательно;

можно играть в «да-нет»: учитель загадывает понятия, а ученики задают ему вопросы, предполагающие прямой или альтернативный ответ.

Желательно, чтобы учителю загадали понятие и на этом примере показал, как надо задавать наводящие вопросы, чтобы эффективнее отгадывать.

Когда и зачем может быть использован развиваются коммуникативные навыки, внимание и системное мышление.

Возможности применения: на уроках подготовки к зачетной работе или в свободное время.

Приём "Логические поисковые задания".

Описание: Существует очень много видов этих заданий.

1. Определение родо-видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно).

Например - Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр - в Австралии).

2. Найди «лишнее»:

 нефть, газ, железо

Сирия, Египет, Лондон.

3. Найди соответствие:

Россия Париж

Польша Москва

Франция Краков

Приём "Исследование в форме наблюдения".

Описание:

Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.

Пример:

Провести наблюдения за погодой в течение 7-15 дней -утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. План описания погоды:

1.За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.

2.Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.

3.Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.

4.Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.

5.Атмосферное давление. Изменение давления.

6.Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

7.Сходство наблюдённой погоды с многолетней климатической нормой или отклонение от нее.

Приём "Удивляй".

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует:

умение анализировать;

умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример

Урок по теме»Гидросфера» начинается с небольшого рассказа.

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Приём "Фантастическая добавка".

Описание: универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Пример

На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию.

Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?

Приём "Цветовой индекс".

Описание: каждый ученик заводит по 3 карточки красного, желтого, зеленого цвета. Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!". Желтый цвет - "Урок был в определенной степени полезен для меня." Зеленый цвет - "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь."

Пример.

В конце урока каждый сдает карточку, педагог получает эмоциональный отклик, детскую рефлексию.

16


© 2010-2022