Географическое положение. Открытие и исследования Антарктиды

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Географическое положение. Открытие и исследования Антарктиды.

Цель: раскрыть особенности географического положения и исследования материка Антарктида.

Задачи:

  • продолжить обучение картографическому методу географического исследования,

  • способствовать пониманию зависимости природных условий от ФГП материка,

  • создать условия для развития творческих способностей учащихся,

  • стимулировать формирование нравственного опыта школьников на примерах истинного служения Родине и науке полярных исследователей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: физ. карты полушарий и Антарктиды, глобус, диск с мультимедийной презентацией урока, проектор, атласы, портреты путешественников.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Психологический настрой

- «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» С этими словами я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка. Какого? Пусть поможет вам эта подсказка.

II. Целеполагание

Весь континент -
Сплошная льдина,
Зимой и летом - холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина.

- Догадались? Это Антарктида. Каким вы представляете себе этот континент? (. Слайд 1)
- А вот первое впечатление от Антарктиды известных полярников. (. Слайды 4, 5, 6, 7, 8)

«Антарктида! Много света, идеальная чистота, грандиозные светло-голубые айсберги в прозрачно-синей воде». (Г.Е. Лазарев)

«Огромна, уединённая снежная страна, холодно-белая под мерцающими звёздами-алмазами, блестящая в лучах дневного светила, хмурая при порывах ветра. Мы пришли, чтобы расследовать её тайны, мы надеялись согласовать их с наукой, но всё-таки здесь всегда оставалось, что-то «необъяснимое», которое ускользало о нас и всё-таки приковывало наше внимание». (Дуглас Моусон)

- Эти замечательные слова взяты из дневников и воспоминаний смелых покорителей Антарктиды.

- Наша общая цель - уточнить ФГП Антарктиды, а так же выяснить какой ценой достался миру шестой последний материк Земли.

III. Изучение нового материала

1. Визитная карточка материка

- Полярные исследователи называли материк Антарктиду - ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Есть и такие названия: «Родина снежных бурь», «страна пурги», «закованный в лёд». Какой вывод можно сделать? (Антарктида - самый холодный материк.).
- Такими рекордами обладает этот материк:

  • Самый холодный (- 89,2о С)

  • Самый белый (отражает 90% энергии)

  • Самый высокий (средняя высота 2040 м)

  • Самый южный (расположен в пределах ЮПК)

  • Самый чистый (экологически, м. с. стерильный, мин. бактерий)

  • Самые сильные ветры (м. Денисон, Земля Адели)

  • Самый мирный (правовой режим материка регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Ст. I Использование Антарктиды в исключительно мирных целях. Запрещено строительство военных баз, испытания любых видов оружия в т.ч. ядерных взрывов, захоронение радиоактивных и химических отходов)

2.Общие сведения ( Слайд 9)

  • Площадь Антарктиды - 14 млн. км2

- Какое место занимает Антарктида по площади среди других материков? (5)

  • Зато по высоте Антарктида превышает другие материки. Средняя высота - 2040 м.

  • Постоянное население отсутствует. Даже полярники не задерживаются в Антарктиде больше 1 года. Почему? (Из-за стерильности материка, потребления дистиллированной воды из растопленного льда снижается иммунитет)

  • Мы знаем, что Антарктиду открыли последней, почему? (Удалена от других материков.)

3. Открытие и первые исследования

- Шестой континент расположился далеко в стороне от привычных путей цивилизованного мира. Долгие годы ничего не было известно об этом ледяном материке. Никто из путешественников не находил материковой земли в высоких южных широтах. Заходить в эти широты корабли боялись из-за сплошных льдов.
В XVIII в. в поисках «южной земли» плавал известный английский мореплаватель Джеймс Кук ( Слайд 8).Он не раз пересекал Южный полярный круг, но материка так и не нашёл. «Если я не нашёл, то и никто не найдёт», - сказал он. С тех пор поиски «южной земли» на долгие годы прекратились, но предсказания Кука не сбылись.
28 января 1820 года 50 лет спустя первая русская Антарктическая экспедиция во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым на двух шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый материк, позднее названный Антарктидой ( Слайд 10).
Итоги: экспедиция обогнула весь материк, картировала его, но выйти на берег так и не удалось.
Важнейшей вехой в открытии Антарктиды является 1911 - 1912 гг. Открытие Южного полюса, которое имело почти детективный сюжет. (Слайд 11)
В начале осени 1909 года газеты многих стран опубликовали два любопытных сообщения. Первое пришло из Арктики. Северный полюс взят. Второе касалось исследования Антарктиды. Английские газеты и телеграфные агентства объявили об организации Британской национальной экспедиции, возглавляемой капитаном Робертом Скоттом. Главная цель - Южный полюс.
Тогда никто ещё не знал, что сообщение о покорении Северного полюса круто изменило судьбу ещё одной экспедиции, которую снаряжал норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен. Это был человек, одержимый страстью полярных путешествий, едва ли не с детства мечтавший о походе по дрейфующим льдам на Северный полюс. План экспедиции уже был продуман до мельчайших подробностей. Но в разгар подготовки телеграф принёс весть. Роберт Пири уже достиг Северного полюса и на нём теперь развивается звёздно-полосатый американский флаг.
Амундсену показалось, что обрушился мир. Рухнула мечта, ни к чему оказались непомерный труд и долгие годы подготовки. А как объяснить кредиторам, что деньги истрачены зря.

- И всё таки Первыми достигли полюса норвежцы. Команда англичанина Скотта из пяти человек впряжённых в свои нагруженные сани прибыла туда же 17 января 1912 года. Чёрное пятно палатки с норвежским флагом посреди снежной пустыни сказало им, что они опоздали.

Вот несколько записей из дневника Р.Скотта на обратном пути:

15 марта температура опустилась до отметки 42 градуса ниже нуля. Ветер насквозь продувал обветшавшую одежду. Каждый шаг требовал страшного напряжения
19 марта, едва живые, мы поставили свой последний лагерь примерно в 20 км от склада, где нас ждали продукты и топливо.
Десять дней бушевала пурга. Десять дней угасала жизнь в маленькой, занесённой снегом палатке.
29 марта была сделана последняя запись. Погибая, он писал свои последние заметки, письмо жене и сыну. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - знаменитая фраза Теннисона, найденная в дневниках Р. Скотта высечена на памятном камне как дань мужеству тех, кто наперегонки рвался к Южному полюсу антарктическим летом 1911-1912 гг.

4. Современные исследования

- Обширное пятно в районе Южного полюса, появившееся на картах мира во второй половине XVIII после плаваний капитана Кука, очень медленно сокращалось, пока, наконец, к началу 50-х годов не сжалось до ограниченного пространства в самом центре Антарктиды. (Слайд 12)
- Сколько времени длилось освоение Антарктиды, сравнительно небольшой по размерам? (около 200 лет) Почему? (отдалённость, суровость климата).

- Многие мальчишки, да и девчонки XX века мечтали стать космонавтами и полярными исследователями, но не все ими стали. Поэтому в последнее время мы слышим в новостях, что появился первый турист в космосе, а в Антарктиде за последние 6 лет побывало более 10 тысяч туристов.


В современных условиях полярники побеждают холод не путём приспособления к нему, что просто невозможно, а специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты
Рассмотрим средства.
- Для чего полярнику нужны солнцезащитные очки?(Слайд 13)
- Из каких материалов сделана одежда? Почему преобладает красный и синий цвет? (слайд 14)
- Зачем нужна защитная маска? (слайд 15)

IV. Практическая работа с контурными картами.Обозначение на карте форм рельефа, научных станций, морей и океанов .

V. Итог урока
- что же мы узнали нового сегодня?
- Тема урока, взволновавшая вас сегодня, на этом не закрыта. Придя домой, вы напишите мини сочинение или памятку начинающему полярнику.


© 2010-2022