Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса «Физической географии Казахстана»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Семипалатинский Государственный Педагогический Институт

Кафедра эколого-химических и географических дисциплин












Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»


Методические рекомендации





Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»




Семей 2012 год







Составители:

Ст.преподаватель кафедры экологии и географии

Бурулько В.П.

Студентка Турсумбекова А.К.







Методические рекомендации предназначены для учителей географии и студентов специальности «География» для изучения рельефа и геологического строения в школьном курсе физической географии Казахстана с русским языком обучения. Рекомендации составлены в соответствии с действующими школьными программами и учебниками













Семипалатинский Государственный

Педагогический Институт, 2012

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Определение ЛОС и методические требования к ним

  3. Разработки ЛОС по некоторым темам физической географии Казахстана

  4. Определение ЛОК и методика их составления

  5. Разработки уроков с применением технологии ЛОК и ЛОС

    1. Урок: Геологическое летоисчисление. История геологического развития территории Казахстана

    2. Урок: Основные тектонические структуры, их отражение в рельефе. Складчатые и платформенные области

    3. Главные черты рельефа Казахстана

    4. Основные формы рельефа, их развитие и изменения. Равнины Казахстана

    5. Низкогорные области Казахстана

























Пояснительная записка

В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения .Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат. С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать.

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Одной из таких технологий является технология применения логических опорных конспектов и сигналов, предложенная известным педагогом В.Ф.Шаталовым, разработавший систему методических приемов, которые применяются в течении многих лет. Давно в процессе обучения географии применяется технология листов опорных сигналов и конспектов. Опыт работы многих учителей показывает, что обучение с применением опорных конспектов или листов опорных сигналов, что в принципе одно и тоже, развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Предлагаемая система уроков по разделу « Рельеф и геологическое строение» курса «Физическая география Казахстана» является опытом применения опорных конспектов учителя географии сш.№28 Басалаевой И.Н. и авторов данного методического пособия.

В данном пособии использован принцип воспроизведения графической информации от опорных сигналов и обозначений к схемам и блокам, завершающим целостность опорного конспекта.

Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки используя поэтапное закрепление пройденного материала. Отдельные элементы, сигналы, условные обозначения используются учащимися и на уроках других курсов географии.

Подготовка домашних заданий по опорным конспектам требует определенной последовательности действий учащихся:

  1. Прочесть тему и вопросы плана урока.

  2. Подобрать в соответствии с темой урока необходимые карты.

  3. Найти в опорном конспекте ответ по первому вопросу плана.

  4. Внимательно прочитать информацию по вопросу.

  5. Повторить содержание по рассматриваемому вопросу, закрыв тетрадь.

  6. В таком же порядке, используя необходимые карты и другие источники информации, составить ответы по другим вопросам плана урока.

  7. Привести примеры возможного использования приобретенных знаний и умений в различных сферах деятельности.

Системный контроль знаний, умений и навыков является одним из

основных условий успешного преподавания с применением опорных конспектов.

Методика обучения с применением опорных конспектов способствует осмысленному усвоению учебного материала , формированию глубоких знаний, их генерализации и систематизации.



1.Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. «Опорные конспекты в обучении географии России:8класс: Книга для учителя: Из опыта работы .- М.:Просвещение,1997.-127с.

2. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается . - М.! Педагогика, 1989. -336.: ил.

3. Шаталов В,Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ Донецка/ Предис. В.В. Давыдова. - Педагогика, 1979. - 136 с., 16 л., ил.

Определение ЛОС и методические требования к ним

Логические опорные сигналы - весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

  • Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и в тетради в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.

  • Цвета при раскраске ОС несут особую смысловую нагрузку, они должны соответствовать общепринятым в географии цветам. (Вариант: красным выделять самое важное, зеленым - примеры).

  • Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы











Разработки ЛОС по некоторым темам физической географии Казахстана

Тема: Гидросфера. Мировой океан

- холодные течения - теплые течения

- бессточные озера - сточные озера

- соленые озера - река

- водопад - исток

- внутренние - окраинные

моря моря

- пролив - залив

МО

- ледник - Мировой океан


Тема: Климат

Р

ВМ

- воздушные - пояса атмосферного

массы давления

ЭВМ +:

ТВМ + :- экваториальные воздушные массы, жаркие и влажные

- тропические воздушные массы, жаркие и сухие

УВМ+

АВМ - :- умеренные воздушные массы меняются по сезонам, характерны западные ветры умеренных широт

:- арктические воздушные массы, холодные и сухие

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

f- - дождь - снег



  • влажность воздуха

- облачность

- атмосферные осадки

ЮТ- соЮлнечная энергия, солнечная радиация

СТ

ЮПК- - южный тропик - северный тропик

СПК

- южный полярный - северный полярный

Ветер Р Ркруг круг

Воздушные

потоки- ветер- это горизонтальное перемещение воздуха из мест высокого давления в места с низким давлением

…..

……. Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

…….. Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»


- воздушные потоки движутся во все стороны

- конденсация ( т.е. мелкие капли воздушных потоков слипаются и становятся такими крупными, что человеческий глаз видит их в виде облаков или тумана



Тема: Геология и рельеф


ДТехнология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

- древние докембрийские платформы

РТехнология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

РТехнология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

- - равнинный рельеф - горный рельеф

ЗКТехнология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»- земная кора

- складчатые области(горы)

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»- происходит разрушение гор, что приводит в итоге к образованию равнин

В

З Аh=7127- происходят движения плит, что приводит образуются к образованию складчато-глыбовых гор

-повышение абсолютной высоты территории РК с З на В, и средняя амплитуда высоты =7127м

- межгорные впадины, и самая min точка на территории РК - Вп.Карагие

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

- породы залегающие в данной местности

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»- ветровая эрозия

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»- - водная эрозия

ЗКТехнология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»- процесс оледенения

- вертикальные и горизонтальные движения земной коры

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

Определение ЛОК и методика их составления

Логические опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. Зрительное восприятие опорных конспектов, воспроизведение их в тетрадях учащихся, устный рассказ по опоре развивают все виды памяти школьников. ЛОК и ЛОС создают благоприятные условия для проверки усвоения учебного материала, позволяют вести четкий учет результатов усвоения каждой темы.

Логические опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изученного материала. К особенностям этой технологии относят определенную закодированность учебной информации, возможность выделить этапы в изучении материала, применять различные формы организации учебной деятельности школьников, проявить творческие приемы выражения учебного материала в символах и рисунках, организовать индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота - это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было

воспроизвести за 6 - 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ,УВМ,и др)

5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно

оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1.Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2.Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4.Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.









Разработки уроков с применением технологии

ЛОК и ЛОС

Урок на тему: Геологическое летоисчисление. История геологического развития территории Казахстана

Цель: Выявить причины и характер изменений природных условий в геологическом прошлом Земли по геохронологической шкале. Выявить основные этапы геологической истории территории Казахстана.

Задачи:

Образовательные: повторить, закрепить, проверить знания полученные ранее, продолжить формирование у школьников понятие «геохронологическая шкала» и элементарные, но достаточно целостные сведения об истории развития Земли, в различные этапы.

Воспитательные: продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения при изучении истории геологического развития

Развивающие: продолжить развитие памяти у учащихся используя логические опорные сигналы, формирование познавательной активности учащихся.

Методы: Рассказ с элементами беседы и практической работы.

Тип урока: комбинированный урок, с применением технологии ЛОК и ЛОС.

Оборудование: геологическая карта Казахстана, атлас, учебник, интерактивная доска, тектоническая карта, логические опорные сигналы.

Структура урока:

  1. Организационный момент- 1мин.

  2. Опрос домашнего задания- 7 мин.

  3. Изучение нового материала- 23мин.

  4. Закрепление изученного материала-6 мин.

  5. Объяснение домашнего задания-3мин.



Ход урока

1.Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания. ( Повторение и проверка знаний учащихся, выявление степени прочности всего изученного материала на предыдущих занятиях и активизация необходимых знаний для последующей работы).

3. Объяснение нового материала

-Итак мы повторили с вами историю исследования территории Казахстана. Сегодня мы начинаем изучать другую - историю геологического развития. Это сложный и очень интересный раздел. А начнем мы изучение данного раздела с темы «Геологическое летоисчисление. История геологического развития территории Казахстана». Вы узнаете как изменялась наша территория в процессе длительного геологического развития.

-А для этого нам необходимо в целом вспомнить всю историю развития нашей планеты.

- Ребята на какие 2 этапа делится история развития нашей планеты? (Планетарный, геологический)

-Чем они характеризуются? Что происходило в первом этапе? Во втором? (Планетарный этап охватывает период времени от зарождения земли и до образования земной коры. А с момента появления первичных зачатков земной коры начался геологический этап. В этот период образовались различные горные породы. Происходили поднятия и опускания земной коры. Таким образом первоначальное строение начало изменяться.)- Ребята давайте вспомним с вами такое понятие как «Геохронологическая шкала» , и что является единицами шкалы ?(«Эра»).

- А теперь ребята мы с вами вместе вспомним сколько эр выделяют на протяжении развития Земли? Их названия? Что в них происходило. Чем они характеризуются?

-Ребята мы с вами вспомнили основные понятия, теперь же нашей задачей является познакомиться, узнать и запомнить какие геологические изменения происходили на территории нашей страны.-Для этого ребята мы с вами зарисуем небольшую схему. Достаньте пожалуйста свои цветные карандаши, они нам понадобятся. Посмотри на доску и схематично перерисуйте ее себе в тетрадь

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

-На данной схеме вы видите какие процессы происходили в различное время. Посмотрите на тектоническую карту Казахстана.

-Здесь видно , что розовым цветом на карте показаны древние докембрийские структуры, а теперь откройте форзац учебника в начале, и скажите что соответствует данной территории. Правильно ребята в это время сформировалась Восточно-Европейская равнина. Запишите схему в тетрадь:

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

- А серым и темно серым цветом обозначены области Палеозойской структуры. На данном этапе выделяют два горообразования, какие ребята? ( Герцинская и каледонская) А теперь посмотрев на карту скажите, что же образовалось в это время?

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

- Ребята а что же происходило в мезозойскую эру? А в мезозое происходили следующие процессы:

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

-В начале Кайнозойской эры море начинает мелеть, происходят неоднократные тектонические движения , что в результате привело к? К чему это привело ребята? Да правильно это привело ко вторичному горообразованию. Альпийское горообразование. А теперь ребята посмотрите на карту на стр46, и скажете какие территории подверглись вторичному горообразованию ?

Технология ЛОК и ЛОС в преподавании некоторых тем курса « Физической географии Казахстана»

4.Закрепление изученного материала

Итак, ребята, мы с вами изучили историю развития рельефа нашей страны. Я надеюсь вы хорошо усвоили данный материал. Давайте закрепим изученный вами материал:

1)Какие эры выделяют? Что происходило в них?

2) Чем характеризуется архей и протерозой? Какие формы рельефа формировались в это время?

3)Какая складчатость характерна для палеозоя? Что образовалось в это время на территории нашей страны?

4) Чем характеризуется мезозойская эра?

5) Какие горы подверглись вторичному горообразованию?

-Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 12, 13. Учить конспект, и все знаки которые мы сегодня записали, зарисовали. На следующем уроке будет письменный опрос.До свидания!

Урок на тему: Основные тектонические структуры, их отражение в рельефе. Складчатые и платформенные области

Цель: на основе базовых знаний о тектонике литосферных плит сформировать у учащихся понятия о складчатых областях и платформах как противоположностях геологических структур.

Задачи:

Образовательные: повторить, закрепить, проверить знания полученные ранее, продолжить формирование у школьников понятие «тектоника», «платформа», «складчатая область»

Воспитательные: продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения при изучении основных тектонических структур и их отражение в рельефе.

Развивающие: продолжить развитие памяти у учащихся используя логические опорные сигналы, схемы, формирование познавательной активности учащихся.

Методы: Рассказ с элементами беседы и практической работы.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии ЛОК и ЛОС.

Оборудование: физическая карта Казахстана, атлас, учебник, тектоническая карта, логические опорные сигналы, схемы.

Структура урока:

  1. Организационный момент- 1мин.

  2. Опрос домашнего задания- 7 мин.

  3. Изучение нового материала- 23мин.

  4. Закрепление изученного материала-6 мин.

  5. Объяснение домашнего задания-3мин.

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Приготовьтесь к уроку.

2.Опрос домашнего задания

На прошлых уроках вы изучили «Геологическое летоисчисление. История геологического развития Казахстана». Надеюсь вы хорошо усвоили данный материал. А сейчас ребята мы повторим пройденный материал. Ребята ответьте на следующие вопросы:

-Самая древняя эра - … (архей)

-Мы живём в эру новой жизни… (кайнозойскую)

-Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется… (геохронологическая)

-Самое древнее горообразование называется (байкальская складчатость)

-Самые молодые горы образовались (в альпийскую складчатость)

-А теперь ребята посмотрите на данные сигналы и скажите что они обозначают?:

2) P 3) 4)Д

-Дайте объяснение следующим схемам и скажите в какое время это происходило?

А)

Б)

3. Изучение нового материала

-Итак мы повторили с вами историю геологического развития Казахстана, геологическое строение Казахстана. Рельеф Казахстана разнообразен и зависит от геологического строения и тектонических структур, и сейчас мы перейдем к изучению основных тектонических структур Казахстана. Ребята откройте тетради и запишите тему урока: «Основные тектонические структуры их отражение в рельефе. Складчатые и платформенные области»

- Из курса географии материков и океанов вы знаете, что земная кора состоит из относительно устойчивых и подвижных участков. Ребята скажите

устойчивые участки это? (платформы). А подвижные участки это? (Складчатые области)

-Эти типы земной коры называются тектоническими структурами, а раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры называется тектоникой.

Ребята запишите это определение в тетрадь: « Тектоника - это раздел геологии, изучающий строение, развитие и движение земной коры»(БЛОК №1)

-Казахстан расположен на одной литосферной плите, но в юго-восточной части эта плита находится в геосинклинальном поясе. Плита постоянно движется. На границе плиты происходят землетрясения. Формы рельефа соответствуют движениям плит - впадины, горы. Строение самой литосферной плиты неодинаково: есть спокойные, жёсткие, устойчивые участки - платформы.

- Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская)

- Посмотрите на тектоническую карту физическую и определите, какая форма рельефа расположена на этой платформе. (Восточно-Европейская равнина соответствует Русской платформе)

- Какой из этого следует вывод? (Крупные равнины расположены на древних платформах)

-Но в Казахстане есть ещё одна довольно крупная равнина - Северо-Казахстанская (Западно-Сибирская). Она соответствует Западно-Сибирскай плите

- Плита - это молодая платформа. Что общего имеют платформы? (Общее строение)

-Платформы имеют двухслойное строение. Нижний слой состоит из древних кристаллических пород - гранитов, гнейсов и т.д. Как правило, он смят в складки и называется фундаментом. Верхний слой, состоящий из осадочных пород, называется осадочным чехлом. Чехол состоит из известняков, глин, мергелей, песков, песчаников.

-Чехол не везде закрывает фундамент. Участки где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.

-На тектонической карте кроме платформ показаны складчатые области разного возраста: байкальской складчатости, каледонской, мезозойской, и новой кайнозойской складчатости (или альпийской) Соответствуют этим участкам горы разной высоты.

Когда-то в разные эпохи возникали горы на границах литосферных плит при столкновении их друг с другом. Участки, соединившись, оказывались внутри литосферных плит. (Уральские горы). В результате столкновения плит и горообразования образуются молодые горы. Они отличаются тем, что хребты в горах соответствуют выпуклым складкам, а долины в горах - вогнутым складкам. .

- В палеозойскую эру горы образовались на месте обширного моря. Области каледонской складчатости охватывают с-з Сарыарки, и северные хребты Тянь-Шаня(Жельтау, Кетмень, Айтау, Зайлийския Алатау).

-Области герцинской складчатости охватывают: Мугоджары, центральную и восточную часть Сарыарки, Жонгарский Алатау, Алтай и Саур.

-Высота гор со временем изменяется, горные хребты разрушаются под воздействием внешних сил: эрозии, действием силы тяжести, выветривание. Высота гор снижается, вершины становятся округлыми или плоскими, превращаясь в сопки или холмы, а затем становятся равнинами
- Но некоторые горы, образовавшиеся в эпохи древней складчатости, остались до настоящего времени высокие. Как вы думаете, почему? Почему Алтай, образовавшийся в палеозойскую эру, имеет высоту более 4000 м? А потому что альпийскую складчатость, разрушенные горы испытали вторичные поднятия и разломы в результате вертикальных движений земной коры. Возникли возрождённые горы, которые являются глыбовыми и складчато-глыбовыми. В результате неоднократных тектонических движений неогена и антропогена вновь возродились горы Алтай, Жонгарский Алатау, Тарбагатай, Тянь-Шань.К ним относятся межгорные впадины: Или-Балхашская и Зайсанская впадины. Они заполнены мощными речными отложениями палеогена, неогена и антропогена. Горообразовательные процессы продолжаются и в настоящее время

4.Закрепление изученного материала.

Итак, ребята, давайте закрепим изученный вами материал. А для этого мы с вами заполним следующую таблицу:

Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты, определим, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа.

(БЛОК№2)

Форма рельефа

Тектоническая структура

Время образования

Полезные ископаемые

Восточно- Европейская равнина

Восточно-Европейская

Платформа

Архей, ранний протерозой

Северо-Казахстанская равнина

Западно-Сибирская плита

Конец палеозоя

Туранская низменность

Туранская

Плита

Конец палеозоя

Мугоджары

Область герцинской складчатости

палеозой

Сарыарка

Область кайнозойской складчатости

кайнозой

Алтай, Саур-Тарбагатай, Ж.Алатау

Область герцинской складчатости

палеозой

Тянь - Шань

Область герцинской складчатости

палеозой

-Начнем мы заполнять ее сегодня, а последнюю колонку мы заполним при изучении темы: «Полезные ископаемые».

По таблице учащиеся делают вывод:

  1. Крупные равнины расположены на платформах

  2. Горы расположены в областях складчатости.

5.Домашнее задание.Параграф 13, читать пересказывать стр48-49. Учить конспект в тетрад










Урок на тему: Главные черты рельефа Казахстана

Цель: сформировать знания о главных чертах рельефа страны, их различии по характеру поверхности и высоте; показать влияние рельефа на все компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека;

Задачи:

Образовательные: повторить, закрепить, проверить знания полученные ранее, продолжить формирование у школьников знания о главных чертах рельефа страны.

Воспитательные: продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения при изучении основных форм рельефа и их связь с литосферой.

Развивающие: продолжить развитие памяти у учащихся используя логические опорные сигналы, схемы, формирование познавательной активности учащихся.

Методы: Рассказ с элементами беседы и практической работы.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии ЛОК и ЛОС.

Оборудование: физическая карта Казахстана, атлас, учебник, тектоническая карта, логические опорные сигналы, схемы.

Структура урока:

  1. Организационный момент- 1мин.

  2. Опрос домашнего задания- 7 мин.

  3. Изучение нового материала- 23мин.

  4. Закрепление изученного материала-6 мин.

  5. Объяснение домашнего задания-3мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

  1. Опрос домашнего задания.

На прошлом занятии мы с вами изучили Основные тектонические структуры их отражение в рельефе. Складчатые и платформенные области. Давайте мы с вами повторим:

1)Что изучает тектоника?

2) Какие области мы называем платформенными? Складчатыми?

3) Что означает данная схема? Приведите примеры.

Р

Р Р

в основании Д

1. Что означает данная схема? Приведите примеры.

2. Изложение нового материала.

Итак, ребята вы повторили с вами основные тектонические структуры, платформенные и складчатые области, а сегодня мы с вами рассмотрим как они связаны и отражаются в рельефе Казахстана. Откройте тетради и запишите тему урока: «Главные черты рельефа РК. Их связь со строением литосферы».

- Поверхность территории Казахстана отличается сложностью и большим разнообразием. Главные особенности рельефа - все высотные уровни от равнин до высоких гор.

- Одну треть республики занимают равнины: (БЛОК№1)

Р- Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, А чуть больше половины территории занято-

П- Устюрт, Тургайское, Предуральское, Бетпакдала.

В- Общий Сырт, Прибалхашская равнина.- Горы выстой от 4000 - 5000 и более, с вершинами покрытыми

ледниками, занимают всего 10% территории.

Низкие горы - Сарыарка, Мугоджары и Мангистауские.

Главные особенности рельефа Казахстана: (БЛОК№2)

-Преобладают равнинно - низкогорные области. Они расположены на западе, севере и центральной части Казахстана.

-Высокогорные области занимают небольшую территорию и расположены на востоке и юго-востоке республики.

-Вся поверхность нашей страны имеет общий наклон с юга на север и с востока на запад. ( гипсометрический профиль)

-Высокие и низкие горы чередуются между горными долинами и равнинами.

Крупные горные массивы.

Пик Хан-Тенгри (Центральный Тянь Шань) -6995 м. Пик 100 лет Всесоюзному географическому обществу (хребет Меридианальный)-6276 м. Пик Талгар (Заилийский Алатау)-4973м. Пик Ишанбулак (Кунгей Алатау)- 4674 м. Гора Бесбакан (Жунгарский Алатау)-4622 м. Гора Металлург (Заилийский Алатау)-4600 м. Гора Белуха (горы Алтай, хребет Катунский)-4506 м. Пик Манас (хребет Талас)-4482 м. Гора Ашутор (Терскей Алатау)-4370 м. Пик Комсомола (Заилийский Алатау)- 4376 м.

В 1970 г. под руководством Б.А.Федоровича ученные разделили территорию казахстана на 9 крупных природных территорий: Восточно-Европейская равнина, Северо-Казахстанская равнина, Туранская равнина, Сары-Арка, Урал, Алтай, Саур-Тарбагатай, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань.

4.Закрепление изученного материала.

1. Какие же формы рельефа занимают наиболее обширные пространства? Какой облик они придают территории? Обозначьте их на контурной карте. (Прикаспийская низменность, плато Устюрт, Туранская низменность, Северо-Казахстанская равнина, Сары-Арка, Алтай, Тянь-Шань)

2. Как же сочетаются равнины и плоскогорья с другими формами рельефа, например, горами? Они чередуются? Или разбросаны хаотично? Проявляется ли четко на карте какая либо особенность в их сочетании?

3. Как распределяются высоты на территории страны? Определите высшую и низшую точки Казахстана, нанесите их на контурную карту. Стрелкой обозначьте общий уклон территории Казахстана.

4. Сопоставьте физическую и тектоническую карты по основным формам рельефа. Сделайте вывод.

5. Домашнее задание. §11 (с.40-41)

Урок на тему: Основные формы рельефа, их развитие и изменения. Равнины Казахстана

Цель: Раскрыть учащимся представление о внешних и внутренних процессах как о факторах развития и изменения рельефа и ознакомить учащихся с крупными равнинами Казахстана.

Задачи:

Образовательные: повторить, закрепить, проверить знания полученные ранее, продолжить формирование у школьников понятие «внутренние силы» , «внешние силы»и элементарные, но достаточно целостные сведения об истории развития Земли, в различные этапы.

Воспитательные: продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения при изучении внешних и внутренних процессах происходящих в земной коре.

Развивающие: продолжить развитие памяти у учащихся используя логические опорные сигналы, формирование познавательной активности учащихся.

Методы: Рассказ с элементами беседы и практической работы.

Тип урока: комбинированный урок, с применением технологии ЛОК и ЛОС.

Оборудование: физическая карта Казахстана, атлас, учебник, интерактивная доска, логические опорные сигналы.

Структура урока:

  1. Организационный момент- 1мин.

  2. Опрос домашнего задания- 7 мин.

  3. Изучение нового материала- 23мин.

  4. Закрепление изученного материала-6 мин.

  5. Объяснение домашнего задания-3мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята садитесь. Приготовьтесь к уроку.

2. Опрос домашнего задания.

-На прошлом занятии мы с вами изучили «Главные черты рельефа Казахстана. Их связь со строением рельефа» Давайте мы с вами повторим пройденный материал. А сделаем мы это следующим образом, ребята вы помните на прошлом занятии мы записали в тетрадь опорный конспект, который я вам говорила выучить, так вот ребята сейчас один из вас выйдет к доске и воспроизведет данный конспект на доске по памяти, и другой из вас даст объяснение по конспекту. А К отвечать сегодня будут…

-Молодцы ребята, вы хорошо подготовились к уроку. Мы с вами повторили закрепили, и знаки мы с вами повторили.

3. Изучение нового материала

- Ребята на прошлом занятии мы с вами изучили Главные черты рельефа нашей территории, а сегодня мы изучим, что повлияло на формирование данных черт рельефа, также ознакомимся с крупными равнинами Казахстана. Ребята откройте тетради и запишите сегодняшнюю тему урока: «Основные формы рельефа, их развитие и изменения.

Равнины Казахстана».

-Современный рельеф Казахстана тесно связан с его геологическим строением и историей развития (сравните фи­зическую и тектоническую карты учебника и найдите связь между современным рельефом республики и тектоничес­кой структурой). Развитие рельефа на территории Казахстана, как и в других районах земного шара, продолжается. (БЛОК№1)

-Ребята скажите какие факторы влияют на образование и изменения рельефа? (внешние и внутренние силы)

-Правильно ребята современный рельеф образовался в результате активной деятельности внешних и внутренних сил Земли, которая не прекращается до сих пор.

А в чем проявляется деятельность внутренних (эндогенных) сил Земли? (проявляется в дальнейших горообразовательных процессах, которые выражаются в поднятиях и опусканиях на окраинах высокогорных районов, т. е. в вертикальных горизонтальных движениях земной коры)

-Правильно, их называют неотектоническими или новыми.

Новые тектонические движения охватывают неогеновый и антропогеновый периоды кайнозойской эры. В результате этих движений образовались складчато-глыбовые горы. Горообразовательный процесс идет и сейчас.

Ребята а что влечет за собой движения литосферных плит? Какое негативное воздействие происходит? (Землетрясение) -Скажите определение (Землетрясение - это колебание земной поверхности под влиянием подземных сил). А процессы землетрясения изучает наука …? (Сейсмология).

-На формирование современного рельефа Казахстана большое влияние оказали и внешние (экзогенные) силы Земли. Как проявляются экзогенные силы? (Они очень разнообразны и проявляются в непрерывном разрушении гор, возвышенностей и заполнении впадин снесенными отложениями, т. е. в выравнивании поверхности земли).(БЛОК№2)

-Ребята скажите какие процессы относятся к экзогенным? (оледенение, ветровая эрозия, водная эрозия)

-Правильно ребята. В начале антропогенового периода высокогорные районы Казахстана неоднократно подвергались процессам оледенения. Последствия его сказались на формировании современного рельефа.

-Одна из основных сил, формирующих рельеф Казахстана, - деятельность текучих вод. Водные потоки разрушают склоны гор, переносят образовавшийся от разрушения материал вниз и откладывают его в понижениях.

В настоящее время в высокогорных районах одним из факторов, формирующих рельеф, являются ледники. В результате их таяния, длительных проливных дождей поднимается уровень высокогорных озер, разливаются реки и образуются селевые потоки, которые на своем пути захватывают не только рыхлые отложения, но и твердые породы, разбивая их и унося с собой, а также вырывая с корнем деревья. В июле 1921 г. во время селевого потока сильно пострадал город Верный (ныне г. Алматы). Селевой поток 7 июля 1963 г. обрушился на озеро Иссык, расположенное высоко в горах. Грохочущий грязекаменный поток за короткое время снес часть населенного пункта Иссык. Вред, причиняемый селевыми потоками народному хозяйству, огромен. Чтобы защитить город Алматы от селевой опасности, впервые в мировой практике в 1966 г. в урочище Медеу Заилийского Алатау была возведена уникальная плотина Медеу. 15 июля 1973 г. эта плотина задержала мощный катастрофический сель и спасла город от стихийного бедствия.

- На изменение рельефа республики влияют и постоянно дующие ветры. Они сдувают весь рыхлый материал с твердых пород по мере их разрушения, перемещают огромные массивы песка, вызывают пыльные бури и метели

-Таким образом, в результате длительной истории геологического развития на территории республики создалась нынешняя картина рельефа: равнины (низменности, возвышенности, плато) и горы (низкие и высокие).

-А на территории нашей страны имеются следующие равнины, какие ребята? На прошлом занятии мы о них говорили, и записывали в тетрадь? ( Западно-Сибирская, Туранская, Прикаспийская …)

- Правильно ребята, ак все равнины подразделяются на? (низменности, плато, возвышенности).

-К низменностям относятся: З-Сиб., Туранская, Прикасп. Равнины, их H= около 200м. А на Прикаспийской низм.расположена самая низкая точка нашей территории - Вп.Карагие = -27 м ниже уровня моря. (БЛОК№2 А)

К возвышенностям относятся: Прибалхашская, и Общий Сырт. Их сред.h=500. (БЛОК№2 Б)

- К плато относятся Плато Устюрт, Тургайское, Предуральское. Их средняя h=300-350 м. Они характеризуются крутыми отвесными склонами, которые прорезаны редкими оврагами. (БЛОК№3 В)

4. Закрепление изученного материала.

1. Под влиянием каких сил Земли сформировался современный рельеф Казахстана?

2. Как вы понимаете выражение «новые тектонические движения»?

3.Равнины по высоте подразделяются на:…?

4. Какие равнины мы с вами сегодня изучили? Перечислите и расскажите о них.

5. К каким сейсмическим зонам относится ваш край?

6. Какие внешние силы Земли оказывают влияние на изменение рельефа?

5. Домашнее задание.

Параграф 15-16, учить конспект по тетради. Подготовить сообщение о произошедших землетрясениях на нашей территории.

Урок на тему : «Низкогорные области»

Цель: Дать комплексное представление учащимся о низкогорных областях Казахстана.

Задачи:

Образовательные: повторить, закрепить, проверить знания полученные ранее, продолжить формирование у школьников понятие «низкогорные области» , дать целостное представление о низкогорных областях Казахстана.

Воспитательные: продолжить усвоение приемов самостоятельной умственной деятельности формирование творческого мышления учащихся при комплексной характеристике низкогорных областей Казахстана.

Развивающие: продолжить развитие памяти у учащихся используя логические опорные сигналы, формирование познавательной активности учащихся.

Методы: Рассказ с элементами беседы и практической работы.

Тип урока: комбинированный урок, с применением технологии ЛОК и ЛОС.

Оборудование: физическая карта Казахстана, атлас, учебник, интерактивная доска, логические опорные сигналы.

Структура урока:

  1. Организационный момент- 1мин.

  2. Опрос домашнего задания- 7 мин.

  3. Изучение нового материала- 23мин.

  4. Закрепление изученного материала-6 мин.

  5. Объяснение домашнего задания-3мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Садитесь. Приготовьтесь к уроку.

2. Опрос домашнего задания.

На прошлом занятии мы с вами изучили «Основные формы рельефа, их развитие и изменения. Равнины Казахстана» Давайте мы с вами повторим пройденный материал. А сделаем мы это следующим образом, ребята вы помните на прошлом занятии мы записали в тетрадь опорный конспект, который я вам говорила выучить, так вот ребята сейчас один из вас выйдет к доске и воспроизведет данный конспект на доске по памяти, и другой из вас даст объяснение по конспекту. А К отвечать сегодня будут…

-Молодцы ребята, вы хорошо подготовились к уроку. Мы с вами повторили закрепили, и знаки мы с вами повторили.

3. Изучение нового материала.

-На прошлом занятии мы с вами узнали какие факторы влияют на образование рельефа, ознакомились с такими формами рельефа, как равнины, а сегодня мы с вами приступим к изучению низкогорных областей Казахстана. Узнаем какие горы мы называем низкогорными, и какие именно есть на нашей территории. Ребята откройте тетради и запишите тему урока: « Низкогорные области Казахстана».

-Ребята какие области мы называем низкогорными? (низкогорные области - это формы рельефа, высота которых достигает около 1000м.)

-К низкогорным областям Казахстана относятся Сарыарка, Мугоджары и Мангыстауские горы. (БЛОК №1)

- Сарыарка, или Казахский мелкосопочник, занимает большую часть Центрального Казахстана. На западе она примыкает к Тургайскому плато и Туранской низменности, на востоке сливается с горной системой Саур-Тарбагатай, на севере граничит с Западно-Сибирской равниной, на юге - с озером Балхаш и Бетпакдалой. Сарыарка протянулась с запада на восток на 1200 км. На западе ширина ее достигает 900 км, а на востоке - 350 км.

Сарыарка - очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана. Средняя высота 500-600 м. На протяжении миллионов лет здесь хозяйничали ветер и дождь, жара и мороз, снег и вода. Когда-то высокие горы под влиянием внешних сил разрушились и образовались различные типы рельефа: низкогорье, гряды, мелкосопочники и равнины. В центральной части и на востоке Сарыарка приподнята, а к северу, югу и западупостепенно понижается. Она является водоразделом между бассейном Северного Ледовитого океана и внутренними бессточными бассейнами. Казахская складчатая страна сложена древними осадочными и магматическими породами, среди кото­рых преобладают граниты, порфириты, кварциты, песчаники и сланцы архея и протерозоя.

К наиболее высоким горам в восточной части Сарыарки относятся Аксоран (1565 м), Каркаралинские (1403 м), Чин-гизтау (1305 м), в западной части - Улытау (1133 м), а также невысокие горы Сарыарки (Кокшетауские, Баянаульские и др.)Особенно живописны Каркаралинские, Баянаульские и Кокшетауские горы. Выточенные ветром и дождями скалы завораживают своими фантастическими формами. Здесь можно увидеть красивые «башни», «замки», «спящего ры­царя», «всадника» и удивительного «сфинкса», поднимающегося из глубины озера. Между горами сверкают зеркала голубых прозрачных озер. Сосны и березы, знаменитая «Жумбактас» - скала-загадка, пики Кокшетау сказочно украшают их. Поэтому эти места называют «казахстанской Швейцарией».

-Мугоджары расположены к югу от Уральских гор и являются их естественным продолжением. (БЛОК №2) В отличие от Уральских гор, Мугоджары имеют пологие восточные и крутые западные склоны. Мугоджары тянутся с севера на юг на 450 км. Между параллельно расположенными друг к другу западным и восточным хребтами лежит Бершогырская впадина шириной 15-20 км. В некоторых местах встречаются мелкосопочники. Мугоджары на юге подходят невысокой грядой с выровненной поверхностью к отдельно стоящему горному кряжу Шошкаколь. Мугоджары, как и Сарыарка, - древняя горная страна, сложенная осадочными и магматическими породами. Самое высокое место - Большой Боктыбай (657 м).

-Мангыстауские горы находятся на Мангыстауском полуострове Каспийского моря. (БЛОК №3). В них входят западные и восточные хребты Каратау, а также южные и северные хребты Актау. Протяженность Каратау 117 км, Актау - 70 км. Они расчленены логами, оврагами и узкими ущельями. Мангыстауские горы по сравнению с Сарыаркой менее древние, однако по строению и характеру рельефа имеют много общего. Самая высокая точка Мангыстауских гор в хребте Каратау - Бесшокы (556 м).Эти горы сложены песчаниками, кристаллическими сланцами, черными (Каратау) и белыми (Актау) известняками. В южной части Мангыстауских гор расположена впадина Карагие, или Батыр (-132 м). Это самая низкая точка в Казахстане и во всех странах СНГ. Находится на пятом месте в мире после Мертвого моря (-395 м) в Израиле, Турфанской котловины (-154 м) в Китае, озера Ассаль (-150 м) в Джибути (Африка), безводной впадины Каттара (-133 м) в Египте.

4.Закрепление изученного материала.

1. Как можно объяснить разнообразие рельефа в западной и восточной частях Сарыарки?

2.Выделите черты их сходства и различия.

3. Какие горы нашей страны относятся к низким? Как можно объяснить современный облик их рельефа?

4. Ребята скажите что общего имеют низкогорные области Казахстана?

5. Почему некоторые места Сарыарки называют «казахстанской Швейцарией»?

5. Домашнее задание.

Параграф 17, учить конспект по тетради, нанести на контурную карту все объекты изученные нами сегодня. (горы, их mах и min точки).





34


© 2010-2022