План-конспект открытого урока по географии 9 класса Транспорт России

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока по географии.

Класс: 9 «Б»

Тема урока: Особенности транспорта России

Цель урока: Сформировать новые знания по основным вопросам транспорта России.

Задачи урока:

1)Познакомить учащихся с основными видами транспорта России.

2)Сформировать знания учащихся о значении транспорта в России.

3)Расширить общий кругозор учащихся в вопросах хозяйства России.

4)Продолжить формирование экологического и социального мировоззрения учащихся через систему вопросов о транспортных проблемах в России.

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный урок с элементами беседы, рассуждения, анализа информации.

Методы:

Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.

Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерные презентации.

Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.

Оборудование: презентации учащихся , физическая карта России, административная карта России.

Ход урока: организационный момент (2 минуты), постановка проблемы и цели урока (3 минуты), теоретическая часть урока (15 минут), практическая часть урока (20 минут), заключение (5 минут).

Методическая литература:

А. И. Алексеев «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006

Е. А. Жижина «Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России». - М.: «ВАКО», 2005

Н. Л. Галеева, Н. Л. Мельничук «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии». - М.: «5 за знания», 2007

Н. П. Петрушина, Э. В. Ким «География России. Хозяйство и географические районы. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под редакцией А. И. Алексеева». - М.: Дрофа, 2009

В. Г. Чернова «География в таблицах и схемах». - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2010

План-конспект урока

Ход урока и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент (2 минуты)

Учитель дожидается готовности учеников к уроку, сажает их, объявляет тему урока и метод работы на уроке.

1. Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

Ученики готовят к уроку учебник, атлас, тетрадь, пенал и дневник; сохраняя тишину, готовятся к уроку, садятся.

. Разминка. Повторение и закрепление ранее изученного.

Вспомним о чем была наша прошлая тема:7

Инфраструктурный комплекс

2

Постановка проблемы и цели урока (3 минуты)

Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока называется Особенности транспорта России. «Учитывая размеры территории нашей Родины, мы можем с уверенностью утверждать, что транспорт играет немаловажную роль в экономическом и социальном развитии государства. В России развиваются разные виды транспорта, но так ли легко управлять транспортной сетью в России с её размерами и уровнем экономического развития? Это мы должны с вами сегодня выяснить. Для урока нам необходим учебник (§ 30, стр. 172), атлас (стр. 21, 22, 23) и тетрадь

Дети слушают учителя, открывают учебник на 64 странице и готовят для работы тетрадь и атлас.

3

Теоретическая часть урока (15 минут)

Вы получили домашнее задание подготовить небольшие презентации по разным видам транспорта, мы их сегодня посмотрим и сделаем определенные выводы. Но вначале давайте попробуем ответить на вопросы, которые вы получили.

У каждой команды на столах есть вопросы.

Попробуйте ответить на вопрос:и обсудите в команде.:

1 команда«Почему транспорт называют «кровеносной системой экономики?».

1. Ученик: «Транспорт называют «кровеносной системой экономики» потому, что именно он обеспечивает связь между регионами внутри государства, соединяет Россию с соседними странами и обеспечивает тем самым торговые (экономические) связи нашей страны со всем зарубежьем. Более того, транспорт перевозит различные товары, сырье и занимается пассажироперевозками»

2. Учитель: 2 команда «Второй вопрос: «Чем транспорт отличается от других отраслей промышленности?».

2. Ученик: «Транспорт относится к сфере услуг, поэтому он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании».

3. Учитель:3 команда «Имея некие общие представления о транспорте, попробуйте сформулировать мысли о значении транспорта. Зачем он нужен, каковы его функции?».

3. Ученик: «Транспорт обеспечивает другие отрасли экономики сырьём, материалами, оборудованием. Он поставляет готовую продукцию потребителю. Транспорт участвует в пассажирообороте и грузообороте страны».

4.команда 4: Какими показателями оценивается работа транспорта?

4.Работа транспорта оценивается такими показателями , как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км

Пассажирооборот - количество пассажиров, перевезенных на определенные расстояния ( в пассажирокилометрах).

5. Учитель:5 команда «В нашей стране развиваются 6 основных видов транспорта, перечислить их?»

7 мин.

5. Ученик: «Железнодорожный, морской, речной, авиационный, трубопроводный и автомобильный транспорт, электронный».

Просмотр презентаций по плану:

1. достоинства

2. недостатки

3. общая протяженность путей

4. Средняя скорость

5.главные направления магистралей

6. средства передвижения

10 мин.

Каждая группа выступает перед классом с сообщением о виде транспорта. Остальные заполняют таблицу.

Если бы у вас была возможность обладать сверхспособностью, какую бы профессию вы выбрали бы, почему, и чтобы вы могли предложить чтобы данная сфера транспорта работала более продуктивно?

8 мин.

Капитан дальнего плавания, таксист, летчик, машинист тепловоза.

.

4

Практическая часть урока

Учитель: у каждого на столах есть конт. Карты. Нанесите на карту крупные морские порты, речные порты, аэропорты России.

Работают в атласах. Отмечают транспортные узлы, порты…. По слайдам

5

Заключение (5 минут)

Подводя итог сегодняшнего урока, давайте вспомним, в какой последовательности, и какую информацию мы сегодня узнали?


за работу на уроке выставляются оценки, учащиеся записывают домашнее задание: § 34-36 читать и анализировать рисунки и диаграммы, карты атласа уметь анализировать, записи в тетради выучить.

Ученик: «Сначала мы говорили о значении транспорта, потом мы узнали, чем транспорт отличается от других отраслей хозяйства России, затем рассмотрели функции транспорта и, наконец, перечислили все основные виды транспорта»

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и подают их учителю для выставления оценок.

Вопросы для повторения:

1) Какой вид транспорта самый быстрый?

2) Какой вид транспорта самый дорогой?

3) Какой вид транспорта самый опасный?

4) Какой больше всего загрязняет атмосферу?

5) Какой является лидером по грузообороту?

6) Какой является лидером по пассажирообороту?

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

2. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

3. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

4. Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

5. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?

6. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?

Домашнее задание

Параграф 14,15 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе).

Изучить карту в атласе «Транспорт России»

Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»

Найти пути решения поставленных на уроке проблем




1.Почему транспорт называют «кровеносной системой экономики?».

2.Чем транспорт отличается от других отраслей промышленности?

3.Имея некие общие представления о транспорте, попробуйте сформулировать мысли о значении транспорта. Зачем он нужен, каковы его функции?

4. Какими показателями оценивается работа транспорта?

5.Какие виды транспорта получили развитие в нашей стране, перечислить их?

6. Как вы думаете, какой вид транспорта возник первым?

7. Как вы думаете какой вид транспорта самый опасный?

1.«Транспорт называют «кровеносной системой экономики» потому, что именно он обеспечивает связь между регионами внутри государства, соединяет Россию с соседними странами и обеспечивает тем самым торговые (экономические) связи нашей страны со всем зхарубежьем. Более того, транспорт перевозит различные товары, сырье и занимается пассажироперевозками»

2. «Транспорт относится к сфере услуг, поэтому он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании».

3. «Транспорт обеспечивает другие отрасли экономики сырьём, материалами, оборудованием. Он поставляет готовую продукцию потребителю. Транспорт участвует в пассажирообороте и грузообороте страны».

4. Работа транспорта оценивается такими показателями , как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км

Пассажирооборот - количество пассажиров, перевезенных на определенные расстояния ( в пассажирокилометрах).

5. Ученик: «Железнодорожный, морской, речной, авиационный, трубопроводный , автомобильный, электронный транспорт».

6. Передвижение на животных.

7. Автомобильный транспорт.



© 2010-2022