Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть-Ярульская общеобразовательная средняя школа»



Согласовано:

зам.директора по УВР ______ М.В. Жигалёва

«____»_______2015г

Утверждена приказом директора МОБУ Усть-Ярульской СОШ

_______________/В.Н. Заводян

приказ №____________от__________2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

5 класс

учителя географии

Пекки Ларисы Леонидовны

2015-16 учебный год







Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 5 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОБУ Усть-Ярульская СОШ, авторской программы Е.М.Домогацких, ООО «Русское слово -учебник», 2015.

Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция рабочей программы предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Цель курса:

формирование первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и природы

задачи курса

  • ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных

Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс «Введение в географию» открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе, опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения. Данный курс поможет познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.

Курс географии направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

Тема 1. Наука география (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний

Основные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии: Эратосфен, Генри Стенли.

Практические работы:

Составление схемы наук о природе.

Составление описания учебного кабинета географии.

Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и ее изображение(5 часов)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Основные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии: Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Практические работы:

1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

2.Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий(14 часов)

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики ». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Основные понятия:

путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Основные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (2 часа)

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Основные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Практические работы:

1.Организация фенологических наблюдений в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.

Планируемые результаты освоения программы

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Личностные УУД

  • Понимать смысл своей действительности;

  • определять роль результатов выдающихся географических открытий;

  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы по географии являются:

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • выделять все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы по географии являются:

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

• объяснять роль различных источников географической информации;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

  • формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; использование карт как моделей:

• определять по карте местоположение географических объектов.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа - 1 час в неделю. Авторская программа рассчитана на 35 часов, но годовой календарный план школы предусматривает 34 учебных недели в 5 классе, рабочая программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю.

Распределение учебных часов по разделам

№ п/п

Перечень разделов

Кол-во часов

Кол-во контрольных, проверочных, тестовых заданий…..

1.

Наука география.

2

2 пр.раб., 1 пров. раб., 2 тест.зад.

2.

Земля и ее изображение.

5

2 пр.р., 3 тест.зад., 1 проверочная

3.

История географических открытий.

14

2 пр.раб., 1 контр. раб., 5 тестовых заданий.

4.

Путешествие по планете Земля.

10

2 пр.раб., 1 контр.р., 4 тестов.зад.

5.

Природа Земли.

2

2 пр.раб., 2 тест.зад., 1 экскурсия

6.

Обобщение по курсу.

1

Тестовые задания

Оценочных практических работ -10

1.Составление схемы наук о природе.

2.Составление описания учебного кабинета географии.

3.Организация наблюдений за погодой.

4.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

5.Определение с помощью компаса сторон горизонта.

6.Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.

7.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

8.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

9.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

10.Организация фенологических наблюдений в природе.

Календарно-тематическое планирование по географии на 5 класс

№ п/п

Дата проведения

Кол-во часов

Тема урока, тип урока

Решаемые проблемы

Характеристика деятельности

учащихся

Планируемые результаты

план

факт





предметные

метапредметные

(регулятивные -Р, познавательные - П, коммуникативные - К)

личностные

1.Наука география 2 ч

1.

07.09


1

Что такое география.

(Урок откры-тия нового знания)

Могла ли наука география получить другое название?

Постановка учебной задачи, планирование собственной деятельности; выявление причинно-следственных связей; определение критериев для сравнения фактов, явлений; выслушивание и объективное оценивание собеседника; ведение диалога; выработка общего решения.

Выявляет и знает объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Знает основные правила работы в кабинете географии

П:работает с текстом, выделяет в нем главное,

Р: определяет цель учебной деятельности,

К - выражает в ответах свои мысли,

обсуждает с учителем и учащимися их ответы.

Развивает познавательный интерес к географии

2.

14.09


1

Методы географических исследований.

(урок методологической направленности)

Могут ли методы географических иссле-дований быть применимы в других науках?

Дает определение понятию картография.

Называет методы географических исследований Земли. Распознает

отличия методов географических исследований. Выявляет источники географических знаний. Выделяет существенные признаки и особенности тематического материала. Знает правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

П: воспринимает текст, работает с различными источниками информации,

Р: Самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему,

К: выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения

Понимает значимость научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний

2.Земля и ее изображение 5 ч

3.

21.09


1

От плоской Земли к земному шару.

(Урок открытия нового знания)

Когда был сделан первый шаг в ряду доказательств о шарооб-разности Земли?

Определяют понятия плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, организуют наблюдения за погодой

Использует географическую информацию для решения учебных задач,

П:работает с различными источниками информации, структурирует учебный материал,

Р: Самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему,

К:выражает свои мысли и оценивает ответы других

Осознает значение географии в развитии представлений о форме Земли.

4.

28.09


1

Форма, размеры и движения Земли.

(урок методологической направленности)

Могла ли Земля иметь другую форму, нежели форму шара?

дают определение понятиям с и комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли;

Дает определения понятиям: полюс, экватор. Объясняет, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знает, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

Р:Ставит учебную задачу под руководством учителя; планирует свою деятельность под руководством учителя;

П:выявляет причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

К: выслушивает и объективно оценивает другого;

умеет вести диалог, вырабатывает общее решение

Понимает влияние движений Земли на протекание природных явлений.

5.

05.10


1

Глобус и карта.

(урок методологической направленности)

Можно ли карту назвать моделью Земли?

Дают определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, умеют составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности ;

Делает вывод об отличиях географической карты от глобуса. Дает определение глобусу как модели Земли и объясняет, каковы его особенности. Выявляет особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

Р:Ставит учебную задачу под руководством

Учителя и планирует свою деятельность

П:Овладеет умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

К:Умеет вести диалог, вырабатывает общее решение.

Осознает многообразие видов изображения земной поверхности.

6.

12.10


1

Ориентирование на местности

(Урок открытия нового знания)

Можно ли ориентироваться без компаса?

Формируют представления об ориентировании на местности, умения пользоваться измерительными приборами.

Дает определение понятию: ориентирование. Объясняет, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делает вывод о назначении компаса. Формулирует алгоритм работы с ним.

Р:Ставит учебную задачу под руководством учителя; планирует свою деятельность

П:Умеет работать с измерительными приборами.

К: выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками

Понимает значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

7.

19.10


1

Обобщение по теме « Земля и ее изобра-жение»

(Урок развивающего контроля)

Формируют навыки и умения обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Выделяет существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объясняет особенности формы и размеров Земли, свойства географической

Р: умение организовать выполнение заданий учителя

П:Умеет работать с различными контрольно-измерительными материалами.

К: выслушивает и объективно оценивает другого;

умеет вести диалог, вырабатывает общее решение

Понимает роль и значение географических знаний

3. История географических открытий 14 ч.

8.

26.10


1

По следам путешественников каменного века. (урок открытия нового знания)

О чем могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием?

Формируют представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности.

Объясняет результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определяет причины и следствия географических путешествий и открытий. Определяет и показывает на карте маршруты путешествий. Описывает ход путешествия.

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал, готовит сообщения и презентации.

Р: Ставит учебную задачу под руководством учителя; планирует свою деятельность

К: выражает свои мысли, аргументировать свою точку зрения

Понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле.

9.

2.11


1

Путешественники древности

( урок методологической направленности)

Могли ли в древности люди совершать кругосветные плавания?

Получают ознакомительную информацию о путешественниках древности и делятся ею с другими.

Выделяет причины и следствия географических путешествий и открытий, умеет работать с картографическими источниками географической информации. Описывает ход путешествия финикийцев. Составляет рассказ об основателе географической науки в древности. Объясняет причины, следствия и ход путешествия Пифея.

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал, готовит сообщения и презентации

Р: умеет определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы.

К: выражает свои мысли, аргументи-рует свою точку зрения

Понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле.

10

16.11


1

Путешественники морских народов.

( урок методологической направленности)

Любознательность или необходимость заставляла викингов путешествовать по морям и океанам?

Формируют представление о возможности совершенствования длительны х путешествий морскими народами;

Объясняет результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определяет причины и следствия географических путешествий и открытий. Определяет и показывает на карте маршруты путешествий. Описывает ход путешествия. Описывает географические открытия, совершенные викингами. Объясняет, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

Р:Ставит учебную задачу под руководством учителя; планирует свою деятельность под руководством учителя;

П:выявляет причинно-следственные связи;

определяет критерии для сравнения фактов, явлений;

К:выслушивает и объективно оценивает другого; умеет вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле.

11

23.11


1

Первые европей-цы на краю Азии.

( урок методологической направленности)

«Книга Марко Поло» - научный отчет или приключенческий роман?

Формируют представление о возможности совершенствования длительны х путешествий вропейцами в Азию;

Объясняет результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определяет причины и следствия географических путешествий и открытий. Определяет и показывать на карте маршруты путешествий. Составляет описания событий по теме урока. Объясняет причины поиска европейцами пути в Китай.

Р:Ставит учебную задачу под руко-водством учителя;

планирует свою деятельность под руководством учителя;

П:выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения,

К: умеет слушать учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения.

Овладеет навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле

12

30.11


1

«Хождение за три моря».

( урок методологической направленности)

Афанасий Никитин - первый ученый-географ или предприимчивый купец?

Формируют представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина.

Объясняет результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определяет причины и следствия географических путешествий и открытий. Определяет и показывает на карте маршруты путешествий. Составляет описания событий по теме урока. Составляет описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал, готовит сообщения и презентации

К: умеет слушать учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения.

Овладеет навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле

13

07.12


1

Морской путь в Индию.

( урок методологической направленности )

Эпоха Великих географических открытий - миф или реальность?

Формируют представления об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли;











Объясняет результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определяет причины и следствия географических путешествий и открытий. Определяет и показывает на карте маршруты путешествий. Составляет описания событий по теме урока.

Р: Ставит учебную задачу под руко-водством учителя;

планирует свою деятельность под руководством учителя;

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте , структурирует учебный материал, готовит сообщения и презентации.

К: умеет слушать учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения.

Овладеет навыками выступлений перед одноклассниками.


Понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле

14

14.12


1

Открытие Америки.

( урок методологической направленности)

Мог ли Колумб не открыть Америку?

Формируют представления о причинах и следствиях открытия Америки;

15

21.12


1

Первое кругосветное плавание.

( урок методологической направленности )

Почему Магеллана считают мореплавателем, первым совершив-шим кругосветное плавание?

Формируют представления о возможности совершенствова-ния и геогра-фических следст-виях первого кругосветного путешествия

Понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле

16

28.12


1

Открытие Южного материка.

( урок методологической направленности )

Почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель?

Формируют представления о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка;

17

11.01


1

Поиски Южной земли продолжаются

( урок методологической направленности )

Мог ли Джеймс Кук открыть Антарктиду?

Формируют представления о возможности совершенствова-ния и географиче-ских следствиях поиска Южной

Р:Ставит учебную задачу под руководством учителя;планирует свою деятельность под руководством учителя;

П:выявляет причинно-следственные связи;

определяет критерии для сравнения,

К: умеет слушать учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения.

Овладеет навыками выступлений перед одноклассниками.

18

18.01


1

Русские путешест-венники.

( урок методологической направленности )

Как исследова-ния русских землепроходцев повлияли на форми-рование территории России?

Формируют представления о совершенствова-нии и географи-ческих следствиях открытия северо-западной части Северной Амери-ки русскими пу-тешественниками;



Понимает роль путешествий в формировании знаний о Земле

19

25.01


1

Вокруг света под русским флагом.

( урок методологической направленности )

Почему русские мореплаватели совершили первое кругосветное плавание только через 300 лет после Магеллана?

Формируют представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды

Р: Выдвигает версии решения проблемы и самостоятельно ставит учебную задачу,

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте , структурировать учебный материал,

К: Овладеет навыками выступлений перед аудиторией.

20

01.02


1

Обобще-ние по те-ме « Исто-рия геог-рафичес-ких открытий»

(Урок контроля

Формируют навыки и умения обобщения тематического материала, работы с различными кимами

Определяет причины и следствия географических путешествий и открытий, описывает по картам маршруты путешествий, различает и сравнивает географические объекты, составляет описание географических процессов и явлений.

Р:Работает по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки самостоятельно.

П:Анализирует и обобщает информацию,

Умеет работать с различными источниками информации,

К: выслушивает и объективно оценивает другого;

умеет вести диалог, вырабатывает общее решение

21

08.02


1

Коррек-ция знаний по теме раздела.

(урок рефле-ксии)

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными кимами

4.Путешествие по планете Земля 10 ч.

22

15.02


1

Мировой океан и его части.

(урок открытия нового )

Имеет ли границы Мировой океан?

Раскрывают значение терминов, формируют представление о Мировом океане и его составных частях.

Объясняет географические особенности природы Мирового океана. Определяет специфику природы Мирового океана. Дает определение понятий по теме урока. Выделяет составные части Мирового океана и определяет их отличительные черты. Показывает на карте составные части Мирового океана. Объясняет специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана.

Р: Выдвигает версии решения проблемы и самостоятельно ставит учебную задачу,

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте , структурирует учебный материал, готовит сообщения и презентации,

К: умеет слушать учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения.

Овладеет навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимает специфичес-кие свойства мирового океана и его составных частей.

23

22.02


1

Значение Мирового океана для природы и человека.

( урок методологической направленности)

Может ли прожить человек без Мирового океана?

Раскрывают значение терминов, формируют представление о живых организмах в Мировом океане и его значении

Объясняет особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определяет характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначает на контурной карте материки и океаны.

Осознает роль Мирового океана для природы и человека.

24

29.02


1

Путешествие по Евразии.

( урок методологической направ-ленности)

Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы?

Раскрывают значение терминов, я характеризуют географическое положение материка, участвовуют в обсуждении природы материка, приводят примеры природных «рекордсменов» материка.

Объясняет особенности природы и населения Евразии. Определяет специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называет и показывает на карте геогра-фические объекты по теме урока. Обозна-чает на кон-турной карте государства.

Р: Выдвигает версии решения проблемы и самостоятельно ставит учебную задачу,

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте , структурирует учебный материал, К:готовит сообщения и презентации,

умеет слушать учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения.

Овладеет навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимает специфичес-кие черты природы и населения Евразии. Осознает причины уникальности природы и населения материка.

25

07.03


1

Путешествие по Африке.

( урок методологической направ-ленности)

Бывает ли в Африке холодно?

Раскрывают значение терминов, характеризуют географическое положение материка, участвовуют в обсуждении природы материка, приводят примеры природных «рекордсменов» материка.

Объясняет особенности природы и населения Африки. Определяет специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называет и показывает на карте географические объекты по теме урока. Выделяет специфические черты природы материка

Р:Выдвигает версии решения проблемы и самостоятельно ставит учебную задачу,

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте , структурирует учебный материал, готовит сообщения и презентации

Преобразовывает текстовую информацию в табличную.

К:готовит сообщения и презентации,

умеет слушать учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения.

Овладеет навыками выступлений перед одноклассниками

Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

26

14.03


1

Путешествие по Северной Америке.

( урок методологической направленности)

Чего не увидел Колумб в Америке?

Раскрывают значение терминов, характеризуют географическое положение материка, участвуют в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка

Объясняет особенности природы и населения Сев. Америки и Южной; Определяет специфику природы и населения по тесту и картам. Называет и показывает на карте географические объекты по теме урока. Выделяет специфические черты природы материка

Обозначает на контурной карте государства

Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

27

21.03


1

Путешествие по Южной Америке.

( урок методологической направленности)

Почему Амазонка самая полноводная река мира?

Раскрывают значение терминов, характеризуют географическое положение материка, участвуют в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки.

Р: Самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему, определяет цель учебной деятельности

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте , структурирует учебный материал, готовит сообщения и презентации

Преобразовывает текстовую информацию в табличную.

Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

28

04.04


1

Путешествие по Австралии

( урок методологической направленности)

Почему на территории материка расположено только одно государство?

Раскрывают значение терминов, характеризуют географическое положение материка, участвуют в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Австралии.

Объясняет особенности природы и населения материка, Определяет специфику природы и населения по тесту и картам. Называет и показывает на карте географические объекты по теме урока. Выделяет специфические черты природы материка

Обозначает на контурной карте

географические объекты.

Р: Самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему, определяет цель учебной деятельности

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте , структурирует учебный материал, готовит сообщения и презентации

Понимает специфичес-кие черты природы и населения, Осознание причин уникальности природы и населения материка

29

11.04


1

Путешествие по Антаркти-де. ( урок методологической направленности)

Может ли быть в Антарктиде жарко?

Раскрывают значение терминов, характеризуют географическое положение материка, участвовуют в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Антарктиды

Понимает специфичес-кие черты природы и населения, Осознает причины уникальности природы и населения материка

30

18.04


1

Обобще-ние и контроль знаний по теме «Пу-тешествие по пла-нете Земля»(Урок контроля)

Формируют навыки и умения обобщения тематического материала, работы с различными КИМами


Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами

Анализирует и обобщает географическую информацию, объясняет особенности природы, различает и сравнивает изученные географические объекты, составляет описание, приводит примеры.

Р: Работает по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки самостоятельно.

П:Умеет работать с различными источниками информации. Выделяет главное в тексте. Структурирует учебный материал.

К: Самостоятельно организовывает учебное взаимодействие в группе (определяет общие цели, распределяет роли, договаривается друг с другом).

Понимание специфических черт природы и населения материков.

31

25.04


1

Коррекция знаний по теме «Путе-шествие по планете Земля»

( урок коррекции знаний, умений и навыков)

5. Природа Земли 2 ч.

32

02.05


1

Что такое природа.

(Урок «открытия» нового

знания)

Есть ли у природы границы?

Раскрывают значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком

Объясняет особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком

Р: Самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему, определяет цель учебной деятельности

П:Умеет работать с различными источ-никами информации. Выделяет главное в тексте. Структурирует учебный материал.

готовит сообщения и презентации,

К: умеет слушать учи-теля и одноклассников, аргументирует свою точку зрения.

Овладеет навыками выступлений перед одноклассниками

Осознает роль природы в жизни человека.

Понимает специфику природных объектов и объектов, созданных человеком.

33

09.05


1

Оболочки Земли.

(Урок методологической направленности)

Почему оболочки Земли назвали именно оболочками?

Раскрывают значение оболочек Земли. Определяют отличия оболочек

Земли друг от друга.

Объясняет особенности географических оболочек.

Р: Самостоятельно определяет цель учебной деятельности, составляет план решения проблемы,

П:Умеет работать с различными источниками информации, выделяет главное в тексте , структурирует учебный материал, готовит сообщения и презентации

К: умеет слушать учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения.

Самостоятельно организовывает учебное взаимодействие в группе (определяет общие цели, распределяет роли, договаривается друг с другом).

Осознает роль оболочек в жизни планеты Земля.

34

16.05


1

Урок обобщения знаний по курсу.

(урок развивающего контроля)

Обобщают материал курса, работают с различными Кимами.

Анализирует и обобщает географическую информацию, объясняет особенности природы, различает и сравнивает изученные географические объекты, составляет описание, приводит примеры

Осознает роль географических знаний в жизни человека.


ИТОГО 34 часа

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

1.Материально-технические средства:

1.Компьютер.

2.Мультимедиа-проектор.

3.Интерактивная доска.

4.Коллекция медиаресурсов.

5.Глобус большой.

6.Глобусы лабораторные.

7.Теллурий.

8.Компасы.

9. Метеостанция.

2.Наглядные пособия

1.Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.

2.Физическая карта полушарий.

3.Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

4.Карта великих географических открытий.

5.Карта Мирового океана.

6.Календарь погоды.

3.Печатные пособия:

1. Программа курса «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких. М.: «Русское слово» 2015 г.

2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений,-М.: «Русское слово» 2015

3.Методические рекомендации к учебнику .М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: «Русское слово» 2015

4. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: «Русское слово», 2015 г.

5. Молодцов Д.В. Тетрадь- практикум к учебнику .М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: «Русское слово», 2015 г.

6. Атлас по географии 5-6 класс. Введение в географию. Физическая география. «Русское слово», 2015 г.

7. Контурные карты по географии 5 класс. Введение в географию. «Русское слово», 2015 г.76.Д,В,Молодцов.

8. Тетрадь-практикум к учебнику Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Русское слово», 2015 г.

9. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Печатные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А., Тара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. В 2-х частях. 2 класс» - М.: Экзамен. 2013.

Информационно-коммуникативные средства:

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова 2 класс. (CD).

Микроскоп цифровой.

3. Наглядные пособия:

Таблицы к основным разделам окружающего мира

4. Материально-технические средства:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

  • Компьютерная техника.

  • Интерактивная доска.

  • Видеопроектор.



© 2010-2022