Урок-экскурсия (на примере экскурсии в Комитетский лес)

Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельн...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Московский Государственный областной университет

Географо-экологический факультет

Кафедра методики преподавания географии, биологии и экологии







Разработка краеведческой экскурсии по курсу «Краеведение в средней школе»

на тему: «Комитетский лес»

















выполнил(а):

студент 2 курса

магистратуры

Н.А. Панфилов

Проверил(а):

д.п.н., доцент

Н.В.Москалева





Москва 2013


Экскурсия «Комитетский лес»

Место и время проведения: г. Юбилейный, Комитетский лес. Экскурсия рассчитана на весенний период, учащимися 5,6 классов.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей и природой Комитетского леса.

  2. Привить навык видеть и понимать ту природную среду, рядом с которой ученик живет.

  3. Сформировать мировоззренческую убежденность учащихся и осознание необходимости бережного отношения к окружающей нас среде.

Оборудование:

  1. Полевые блокноты

  2. Термометр (электронный)

  3. Анемометр

  4. Ручки, карандаши

  5. Фотоаппараты

Ход экскурсии.


В нашем городе Юбилейном есть настоящий лес. Он находится западной части города. И сейчас мы проследуем к нему.

В связи с тем, что мы находимся в лесу, прослушайте правила поведения в данной местности:

  1. собирать в большом количестве дикорастущие растения;

  2. вытаптывать их и уплотнять почву;

  3. вырывать растения с корнями;

  4. ломать ветки;

  5. включать громко музыку;

  6. пугать птиц, особенно сидящих на гнездах;

  7. мусорить.

Историческаская справка: История города начинается с незапамятных времен. При археологических раскопках 1993-1994 гг. близ д. Максимково на р. Клязьме были найдены наконечники стрел, железные орудия труда I тысячелетия до н.э., а также образцы дьяковской культуры III - V веков н.э. (домашняя утварь, женские украшения). Согласно архивным изысканиям город образовался на стыках нескольких поселений. Большая часть нынешних городских земель принадлежала известному роду Шереметевых. Ф.И. Шереметев завещал эти земли князьям Одоевским, и первое упоминание о Болшево, как и об имении Одоевских, встречается в 1585 году. Другое селение, частично вошедшее в черту города, Максимково, известное с 1618 г., было во владении князей Львовых. Наконец, следует упомянуть о селении Лапино-Спасском (1617г.), принадлежавшем боярину М.М. Годунову. К Юбилейному примыкает лесной массив «Комитетский лес».

Вопрос учителя: как вы думаете, почему так назван наш лес?

(Название его…«вероятно связано с созданием Попечительского комитета на содержание убежища для бедных, учреждённого князем П.И. Одоевским... и сам лес носит с тех пор название Комитетского»)

В 1776 году князь П.И. Одоевский передал Болшево с деревнями и 1180 душ крепостных в распоряжение Попечительского Императорского человеколюбивого общества (комитета) на содержание учрежденных им приютов и «убежищ для бедных» в Москве и Болшево. После смерти князя на его средства Попечительский комитет открыл в Болшево первую начальную школу (1863 г.), а на территории, входящей ныне в г. Юбилейный - ремесленно-исправительный приют для нищих девочек (1874 г.). Долгое время здание приюта было местной достопримечательностью, привлекая внимание своей необычной архитектурой. Однако в ходе плановой застройки г. Юбилейного здание было снесено из-за ветхости.

В XVII - XVIII веках крестьяне здешних мест занимались земледелием и охотой, поставляли зерно в Москву.

Учитель - Знаменитый орнитолог, большой знаток птиц А.Н. Промтов писал, что в Московской области обитает почти 280 видов птиц, из них летом встречаются 200, а зимой около - 70. Не знаю, сколько птиц прилетает в наш лес, но звуки и пение их прекрасны.

Задание 1: Запишите в свои блокноты, сколько видов птиц вы услышали или увидели за все время проведения экскурсии.

Учитель - Один из местных жителей описывает наш лес: «Примечательно и то, что наш дом находится прямо на опушке величественного Комитетского леса, чарующего меня своею красотою, на которую не могу насмотреться. Просыпаясь, я вижу в окошко, как ранний рассвет ласкает солнечными лучиками верхушки могучих елей и нежную листву берёз. Малахитовым светом озаряется лес в солнечных лучах, золотом отливают гроздья еловых шишек. Солнечные лучики постепенно пробиваются сквозь могучие лапы елей, касаясь молодой поросли, которой в лесу осталось совсем мало, спускаются к травке, давая жизнь всему живому, что копошится в земле. В лесу прохладно, как в светёлке с небольшими оконцами, куда пробиваются лучики солнышка».

Задание 2: Сравните состояние погоды в глубине леса и на опушке. Данные внесите таблицу. Сделайте вывод.

Условия местообитания

В глубине леса

На опушке леса

Температура воздуха



Освещенность



Влажность почвы



Сила ветра



(Остановка учащихся. Они могут сделать фотографии, зарисовать лес, послушать пение птиц.)

Учитель - Я держу в руках нашу местную газету, которая называется «Спутник». Послушайте небольшую выдержку из статьи про Комитетский лес: «Страдает природа от нашего равнодушия, а порой и нашей жестокости. Зажат Комитетский лес со всех сторон дорогой и быстрорастущим городом. Задумчиво смотрят ели, как безжалостно ходят люди по оголённым корневищам, терпеливо переносят боль, но нет у них возможности как-то сопротивляться этому, и ели с «грустью думают», что этих ступающих по живым корням ждёт такая же участь. Всё зависит от поведения людей: и всех вместе, и каждого в отдельности. Некоторые стараются сохранить лесной массив, честь и хвала им.»

Задание 3: Напишите в свои блокноты по пунктам, как мы с вами, т.е. обычные жители, можем защитить и сохранить наш лес.

Завершение экскурсии: Слово учителя: Лес - своеобразный фильтр, очищающий воздух, наполняющий его кислородом, выделяющий в атмосферу особые вещества - фитонциды, которые в сотни раз снижают содержание в окружающей среде опасных для человека микроорганизмов. Комитетский лес - это лёгкие нашего города. Дерево, травка, букашки - всё живое - необходимо, чтобы мы могли дышать и жить, чтобы билось сердце человека. Мы должны бережно охранять наш Комитетский лес, этим мы не только сбережём зелёное богатство, но и защитим жизнь всего нашего города, каждого жителя.

После завершение экскурсии учащимся предлагается сделать стен. газеты на тему «Комитетский лес».



© 2010-2022