Урок по географии на тему Изображение рельефа на топографических планах ( 6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЛЬЕФА НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ

Цели и задачи урока:

  1. Формирование понятий: рельеф, относительная высота, абсолютная высота, горизонталь, бергштрих.

  2. Формирование навыков чтения рельефа местности по плану.

  3. Продолжить работу с топографическим планом, текстом учебника

  4. Развитие абстрактного мышления. Познавательного интереса

Оборудование: топографические планы, учебники, мультимедиа, раздаточный материал

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашней работы

  3. НОВАЯ ТЕМА

  1. Сегодня мы познакомимся ещё с одним объектом топографической карты. Вспомните дорогу в школу. Вы идёте по ровной поверхности или нет?

Совокупность всех неровностей земной поверхности называют рельефом (запись в тетрадь)

Выделяют положительные формы рельефа и отрицательные.

Задание: анализ текста учебника стр.45 Какие из перечисленных положительных форм рельефа встречаются в нашей местности? Какие отрицательные?

  1. Как отобразить их на плане? Для этого определяют высоту. Каждая точка земной поверхности имеет свою высоту.

Вопрос: чему равна высота холма на рисунке? Высота вершины относительно подошвы равна 3 метрам.

Относительная высота - это превышение одной точки земной поверхности над другой. (запись в тетрадь)

Измеряют с помощью прибора - нивелира.

  1. Сообщение обучающегося о Фалесе.

  2. Проблемный вопрос: А если поверхность холма сложная, как измерить высоту? Какой ответ будет правильный? Как выйти из положения?

Используют единый уровень отсчёта высот - средний уровень поверхности океана.

Абсолютная высота - это превышение точки земной поверхности относительно среднего уровня поверхности океана.

В России с 1707 года действует балтийская система высот. Отсчёт ведётся от уровня Балтийского моря.

На планах обозначаются точкой и цифрой.

ЗАДАНИЕ: определите абсолютные высоты и превышение точки А над Б.

  1. Подписать абсолютные высоты всех точек земной поверхности невозможно. Поэтому используют обозначение - горизонтали.

Горизонтали - это линии, соединяющие на планах и картах точки с одинаковыми абсолютными высотами. (запись в тетрадь)

ЗАДАНИЕ: прочитать в учебнике стр.50 как определить форму рельефа - впадина это или холм.

бергштрихи - указатели направления понижения склонов.

Кроме того, горизонтали подписывают таким образом, что основание цифр всегда направлено в сторону понижения высот.

Правила чтения горизонталей:

Внимательно изучи участок плана своей местности и определи по расположению горизонталей (изогипс) особенности рельефа, встречающиеся в вашей местности.
Что значит то или иное расположение горизонталей (изогипс):

Горизонтали сливаются или тесно смыкаются

Резкий перепад высоты, обрыв

Горизонтали расположены часто

Kрутой уклон земной поверхности

Горизонтали расположены редко

Пологий уклон

Горизонтали очень далеко отстоят друг
от друга

Почти ровная местность

Отсутствие горизонталей

Совершенно ровная местность



  1. Физминутка. Прежде, чем перейти к работе с планами надо вспомнить основные и промежуточные стороны горизонта:

- Окна кабинета выходят на юг. Встаньте лицом к югу.

- А теперь повернитесь на север.

- Через правое плечо - на восток. Азимут ?

- На запад. Азимут?

- На северо-запад? Азимут?

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Индивидуальные задания по плану

2. Работа с классом. Задание : дать характеристику формы рельефа.

Вопросы:

- Какая форма рельефа изображена? Холм или впадина?

- Какова абсолютная высота холма?

- Через сколько метров проведены горизонтали?

- Какой склон крутой, а какой более пологий?

- На какой высоте и на какой стороне холма расположены объекты?

3. Проверка индивидуальных заданий.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Нарисовать холм. Работа в парах.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА











ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

КАРТОЧКА 1

  1. Из посёлка Михалино к мельнице выехал велосипедист. Туда или обратно ему будет легче ехать? Почему?

  2. Верно ли утверждение, что от родника не видно озера?

КАРТОЧКА 2

  1. Зимой группа школьников решила покататься на санках. В какой точке - А, Б или В вы бы порекомендовали им кататься? Почему?

КАРТОЧКА 3

  1. На какой высоте расположены объекты:

А) школа в селе Михалино;

Б) железнодорожная станция;

В) колодец у села Добрынино



  1. Какая часть посёлка Михалино выше: северная, центральная или южная?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ВАРИАНТ 1

Нарисовать холм. Абсолютная высота 65 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Северный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 40 метров растёт дуб, а на западном склоне на высоте 20 метров находится колодец.

ВАРИАНТ 2

Нарисовать холм. Абсолютная высота 55 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Западный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 30 метров растёт ель, а на восточном склоне на высоте 10 метров находится мельница.



ВАРИАНТ 1

Нарисовать холм. Абсолютная высота 65 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Северный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 40 метров растёт дуб, а на западном склоне на высоте 20 метров находится колодец.

ВАРИАНТ 2

Нарисовать холм. Абсолютная высота 55 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Западный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 30 метров растёт ель, а на восточном склоне на высоте 10 метров находится мельница.



ВАРИАНТ 1

Нарисовать холм. Абсолютная высота 65 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Северный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 40 метров растёт дуб, а на западном склоне на высоте 20 метров находится колодец.

ВАРИАНТ 2

Нарисовать холм. Абсолютная высота 55 метров. Горизонтали провести через 10 метров. Западный склон холма крутой. На южном склоне на высоте 30 метров растёт ель, а на восточном склоне на высоте 10 метров находится мельница.











© 2010-2022