Мастер - класс по географии. решение заданий повышенной сложности

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс по географии. решение заданий повышенной сложностиМастер - класс по географии. решение заданий повышенной сложностиМастер - класс по географии. решение заданий повышенной сложностиМастер - класс

«Решение задач повышенной сложности на ЕГЭ»

Цель: научить приёмам решения задач повышенной сложности.

Необходимое оборудование. Презентация.

Раздаточный материал.

Из анализа ЕГЭ по географии вызывает у учащихся затруднение решение задач на построение профиля местности, задания по теме: «Земля планета Солнечный системы», демографические задачи.

Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью.
Направление на карте, вдоль которого строится профиль, называется профильной линией.

Необходимые умения при работе с топографической картой.

Так, при построении профиля местности на основе данных топографической карты (задания С1) требуются следующие умения:

1)читать карту с использованием условных обозначений, прежде всего обозначений рельефа местности;

2) определять расстояния на местности с использованием значений масштаба топографических планов, карт местности;

3) находить соответствие «высота - расстояние» при построении линии профиля местности;

4) графические умения.

Приём построения профиля:

  1. Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб.

А) Масштаб карты в 1см - 100м, масштаб профиля 1см-50м, т.е. в 2 раза крупнее. При перенесении основы профиля в бланк ответа №2 длина горизонтальной линии профиля должна быть в 2 раза больше, чем расстояние между точками А и В на топографической карте.

Б) На вертикальной оси отмечаем отрезки соответствующие горизонтальным линиям плана и подписываем абсолютные высоты в принятом вертикальном масштабе, начиная несколько ниже самой низкой точки и заканчивая выше самой высокой.

2. Измерить расстояния от пересечения линии профиля с каждой горизонталью и отложить их на основе профиля.

3. Из каждой отметки восстановить перпендикуляры до необходимой высоты.

4. На пересечении вертикальных линий с соответствующими на основе горизонталями поставить точки.

5. Соединить полученные точки от руки плавной кривой линией.

Памятка построения профиля рельефа местности.

  1. Подготовить основу для построения профиля. Вы

Методические рекомендации (для учеников):

Для выполнения задания на построение профиля с использованием топографической карты вначале следует определить числовые значения горизонталей (высоту каждой горизонтали в метрах), затем - расстояние между этими горизонталями вдоль линии профиля.

Следует помнить, что реки всегда протекают в понижениях рельефа.

По направлению к реке высоты будут уменьшаться (спуск), по направлению от реки - увеличиваться (подъем).

Если указано, что горизонтали проведены через 5 метров, следовательно, высоты горизонталей будут отличаться на «5»; если указано, что горизонтали проведены через 2,5 метра - высоты горизонталей будут отличаться на «2,5»:

Горизонтальная линия (основа профиля) определяется путем измерения расстояния между точками начала и окончания профиля в сантиметрах (если масштаб профиля соответствует масштабу карты) или линия основы профиля увеличивается/уменьшается (если масштаб профиля изменен в сравнении с масштабом карты).

Мастер - класс по географии. решение заданий повышенной сложности

Мастер - класс по географии. решение заданий повышенной сложности

Постройте профиль рельефа местности по линии А - В. Для этого перенесите

основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя

горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м.

Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.

Задания на тему «Земля - планета Солнечной системы» в ЕГЭ по географии относятся к высокому уровню сложности и имеют самый низкий процент выполнения. Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов заданий с разбором и объяснением.

Немного теории

При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:

При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина - наклон Земной оси на 66,50 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики:

22 июня - день летнего солнцестояния - Солнце в зените (под углом 900) над северным тропиком (23,50 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,50 с.ш.) - полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,50ю.ш.) - полярная ночь. Закономерность: продолжительность дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга.

21 декабря - день зимнего солнцестояния - и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии - полярная ночь, а в южном - полярный день…

21 марта и 23 сентября - дни весеннего и осеннего равноденствий - Солнце в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах.

Теперь разберем движение Земли вокруг своей оси. Благодаря этому движению происходит смена дня и ночи. Я не буду в даваться в подробности рассказа о звездных и истинных солнечных сутках, а сразу буду говорить о среднем солнечном времени, которое и используется в данных задачах. Что необходимо знать:

Во-первых, за начало суток берется полночь, при этом сутки начинаются одновременно на всем меридиане;

Во-вторых, чем восточнее расположен меридиан, тем раньше начинаются сутки (т.к. Земля вращается с запада на восток);

В-третьих, за один час Земля поворачивается на 150, следовательно, если разница между меридианами в 150, время отличается на 1 час. Если между меридианами разница в 10, время отличается на 4 минуты. ( Работа с презентацией). Решение задач.

Демографические задачи.

Самая трудная часть ЕГЭ, которая требует развернутый ответ часть С. Сегодня мы разберем один из ее вопросов, касающийся населения! Нужно будет вспомнить определение Естественного прироста населения и миграции. Часть С ЕГЭ по географии всегда включает вопрос о населении. Итак, разберем один из них!

С2. Используя данные приведенные в таблице, нужно определить:

1) Значение естественного прироста населения в 0/00 в 2009г. Для Смоленской области (полученный результат нужно округлить).

2) Число миграционного прироста (убыли) населения Смоленской области в 2009 г. (ход решения задачи записать).

2008

2009

2010

Численность (количество) постоянного населения на 1 января, человек

1331364

1317588

1308478

Среднегодовое значение численности населения, человек

1324475

1313035

1304085

Естественный прирост населения (ЕП), человек (значение показателя за год)

- 12578

-10063

-8853

Естественный прирост это разница между рождаемостью и смертностью (ЕП=Р-С).

Измеряется в промилле 0/00 Для этого пользуются формулой ЕП= (Р-С/Н)х1000. (Н-это численность населения).

Миграции - это перемещение населения (различают эмиграцию(убыль населения определенного города, страны) и иммиграцию (прибыль в страну, город)).

Перейдем к решению задания!

Задание состоит из двух частей. Для решения первой части этого задания необходимо использовать формулу для расчета промилле. Т,е значение показателя естественного прироста за 2009г. -это -10063 разделить на среднегодовую численность населения 1313035, и умножить на 1000 человек! ЕП=-10063/1313035х1000=-0,7663. В задании нам говориться округлить это число. Таким образом, правильный ответ: -8

Вторая часть задания решается в 2 действия.

  1. Нужно узнать на сколько изменилось количество (численность) населения региона в искомом 2009 году. Поэтому необходимо от показателя численности населения на 1 января 2010г. Вычесть показатель численности населения на 1 января 2009г.: 1308478 - 1317588= - 9110. Полученный показатель является суммой естественного и миграционного (механического) прироста населения на 2009 г. Следовательно, чтобы узнать показатель миграционного прироста необходимо найти разность между данным показателем и величиной естественного прироста, указанной в таблице: -9110-(-10063) = 953. Таким образом, механический прирост населения составил 953 человека.

  • 1) Определить показатель естественного прироста населения в 0/00 :

Еп (промилле 0/00 ) =Еп(чел)/Ср год (чел) х1000.

2) Определить величину миграционного прироста (убыли) населения.

а) М= Чн- Еп; Еп( года по таблице);

б) Чн= Чн(2010г) - Чн(2009г)

Решение задач (раздаточный материал)



© 2010-2022