• Преподавателю
  • География
  • Аттестационное задание. Каким образом учитель может инициировать учебно-исследовательскую работу школьников

Аттестационное задание. Каким образом учитель может инициировать учебно-исследовательскую работу школьников

Проект включения учащихся в учебно-исследовательскую работу в зависимости от их образовательных планов на примере учебно -исследовательского проекта "Трудовые ресурсы и степень их занятости по городу Мегиону», разрабатывается по инициативе учеников, выпускников 9 –х классов, и является значимой для ближайшего и опосредованного окружения учащихся.Из опыта работы.
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аттестационное задание № 24

Каким образом учитель может инициировать учебно-исследовательскую работу школьников? Предложите проект включения учащихся в учебно-исследовательскую работу в зависимости от их образовательных планов.

Выполнил:

Амаев Арсен Нариманович,

учитель географии МБОУ «СОШ№2» г. Мегион


Пояснительная записка

Уровень обучения (класс) - II уровень, 9классы

Количество часов: 34

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся -это неотъемлемая часть образования, отдельная система в образовании и одно из направлений модернизации современного образования. В организованное обучение МБОУ «СОШ №2»рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность включена: в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований).

Одним из направлений национальной инициативы «Наша новая школа», объявленной президентом на заседании совета по национальным проектам, является: развитие системы поддержки талантливых детей.Согласно Стратегии развития образования в ХМАО-Югре до 2020 года, одно из направлений в области задач стоит развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Подготовить выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит от деятельности учащихся, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы, а также от совместной учебно-познавательной, творческой деятельности учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Тема предлагаемого проекта по предмету «География»«Трудовые ресурсы и степень их занятости по городу Мегиону» разрабатывается по инициативе учеников, выпускников 9 -х классов,и является значимой для ближайшего и опосредованного окружения учащихся, так как они приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия. Огромную роль при этом играет побуждение у учащихся интереса к самостоятельной работе, к самостоятельному пополнению знаний.Проект реалистичен, сориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.Проектно-исследовательская работа пробуждает интерес к исследованиям, помогает успешно усваивать обширный материал, готовить научные доклады, сообщения, выступать перед аудиторией.

Место в образовательном процессе

Отсутствие достоверной и своевременно обновленной информации о спросе и предложении на рынке труда среди выпускников, выбирающих будущую профессию, приводит к несоответствию выбираемых профессий с профессиями, востребованными в городе. Вышесказанное приводит к росту безработицы в городе, и в округе в целом. Также одной из главных объединяющих эти проблемы причин является разорванность цепочки образования и трудоустройства.

Тип проекта: исследовательский

Цели проекта:

1.Изучение особенностей трудовых ресурсов и степень их занятости по городу Мегиону. Показать сущность рынка труда, проанализировать положение Мегионской молодежи на рынке труда.

2. Разработка и предложение создания профориентационного кабинета.

3.Формирование устойчивых смысловых, жизненных ориентаций в выборе будущей профессии у старшеклассников, адекватных тенденциям времени и востребованности, путем комплексного исследования и мониторинга проблемы трудозанятости и создания пришкольных кабинетов психолого-педагогической помощи в профессиональной ориентации школьников.

Задачи проекта:

-Изучить количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов по г. Мегиону.

- Выделить проблему занятости и использования трудовых ресурсов изучаемой территории.

- Определить причины безработицы в городе.

- Провести социологический опрос учащихся старших классов школы на тему: «Ваша будущая профессия».

- Получить и проработать материал, полученный из городского центра занятости населения.

- Проработать материал СМИ.

- Разработать пути решения выявленных проблем.

  • Создание социального проекта «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ»№2.

  • Участие в акции «Я - гражданин России» с данным проектом.

  • Реализации проекта.

- По итогам исследования подготовить творческий отсчет.

Методы исследований:

1.информационный (анкетирование, сбор информации)

2.статистический (работа с материалами СМИ и центра занятости)

3.математический (обработка материала и составление таблиц и диаграмм)

План исследований:

Стадия

работы над проектом

Содержание работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Сроки. Количество часов

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

1


1

1

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

12


1


1

3

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информациюОформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

6

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

6

Содержаниепрограммы:

1.Трудовые ресурсы г. Мегиона.Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.

Возрастная структура населения. Половая структура населения. Численность мужского населения. Численность женского населения.

2. Проблема занятости и использования трудовых ресурсов изучаемой территории.

Трудоспособная часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна производить материальные и духовные блага, а также оказывать услуги. Трудовые ресурсы население (фактически занятые и безработные), а также незанятое по тем или иным причинам (экономически неактивное население).

3. Причины безработицы в городеМегион.

Понятие безработицы. Каковы причины безработицы? Почему здоровые и способные к рабочей активности люди вынуждены сидеть дома?

4. Социологический опрос учащихся старших классов школы на тему: «Ваша будущая профессия» (приложение 1).

5.Получить и проработать материал, полученный из городского центра занятости населения.

Работа с материалами. Поиск информации.

6. Работа с материалами СМИ.

Работа с научной и публицистической литературой. Поиск информации.

7. Разработать пути решения выявленных проблем.

Создание социального проекта «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ»№2.Участие в акции «Я - гражданин России» с данным проектом.Реализации проекта.

8. Творческий отчет.

Оформление проекта, презентации, доклада.

Степень активности учащихся и преподавателя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Роль преподавателя велика на первом и последнем этапах. На последнем этапе роль учителя велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, прийти к неожиданным умозаключениям и т.д.

Содержание деятельности.

1.Теоретическая подготовка.

  • Подбор литературы, просмотр периодических печатных изданий.

  • Изучение способов сбора, обработки и хранения информации.

  • Изучение видов и методов деятельности.

2.Индивидуальные консультации.

  • С учителем географии.

  • Со специалистами центра занятости населения.

3.Практическая деятельность.

  • Анализ информации.

  • Обработка статистических данных.

  • Разработка опросных листов.

  • Подготовка иллюстративного и демонстративного материала.

  • Формулирование выводов и предложений в соответствии с поставленной задачей.

  • Составление творческого отчета.

  • Анализ работы.

  • Защита работы.

Оценивание проектно-исследовательской работы.

Предлагаю поэтапную оценку работы:

Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Учитель

Участники проекта

Процесс

проектирования

Интеллектуальная активность (2 балла)


Творчество (2 балла)


Практическая деятельность (2 балла)


Умение работать в команде (2 балла)

Защита

Представление (3 балла)


Ответы на вопросы (3 балла)

Итог

Достигнутый результат (3 балла)


Оформление (3 балла)

15 - 20 баллов - «отлично»;

12 - 15 баллов - «хорошо»;

9 - 12 баллов - «удовлетворительно»;

менее 9 баллов - «неудовлетворительно».

Реализация деятельности.

Работа «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации»,основанная на результатах исследований,представлена инициативной группой старшеклассников на акции «Я - гражданин России»на базе МБОУ «СОШ» №2 и на ежегодной научной конференции «Шаг в будущее» и заняла второе место. Из этого можно сделать вывод, что рассматриваемая нами проблема действительно актуальна и имеет значимость. Результаты работы направлены на решение проблемы трудоустройства, улучшить и доработать начатый проект по созданию профориентационного кабинета.

Список литературы:

1.Средства массовой информации (газеты «Мегион - Информ» рубрика «работы») 2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. «Профориентация», издательство «Academia»,2005г.

3.Статистические данные центра массовой информации4. Результаты анкетирования среди учащихся 9-11 классов МБОУ «СОШ№2, 4, 9»

5. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2010. №. 1. С. 24-34.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 3. Павлов И. П. Полное собрание трудов. - М.- Л., 1951. Т. III.

7. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2011г

8. Интернет ресурсы:

8.1. nsportal.ru›…proektno-issledovatelskaya…geografii

8.2.nsportal.ru›…proektno-issledovatelskaya…geografii

Директор МБОУ «СОШ №2»: М.А.Медведева

Аттестующийся: А.Н.Амаев

Приложение 1.

Пример анкеты

Прежде чем заполнить анкету, напоминаем, что на эти вопросы нет правильных или не правильных ответов, нам важно получить Ваше личное мнение. Результаты исследования помогут осуществить выбор профессии выпускниками.

I. Сколько лет Вы живете в Мегионе?

1. с рождения 2. более 10 лет 3. более 5 лет

4. от 2 до 5 лет 5.менее 2-х лет

II. Не жалеете ли Вы, что после 9 класса продолжили обучение в школе?

1. нет, не жалею 2. да, жалею 3. в чем-то жалею, в чем-то не жалею

III. Что Вы собираетесь делать после окончания школы?

1. пойду работать 2. пойду в армию

3. буду работать и учится 4.буду поступать в ВУЗ, техникум

5. ничего не делать 6. не думал об этом 7. другое

IV. Определить ли Вы с будущей профессией?

1. да, определился 2. нет, не определился

V. Если Вы определились в выборе профессии, то напишите, кем Вы хотите стать?

VI. Идете ли в выборе профессии по стопам родителей?

1. да, но по стопам отца

2. да, но по стопам матери 3. нет, я выбираю другую профессию

VII. От кого, на Ваш взгляд, в наибольшей степени зависит Ваше будущее?

1. от президента и правительства 2. от городских властей

3. от родителей 4. от себя 5. свой вариант__________________________

VIII. С чем Вы, в первую очередь связываете имидж современной молодежи?

1. образование 2. спорт 3. пиво, сигареты 4. секс 5. модная одежда

6. свой вариант_______________________________
IX. Свою будущую жизнь Вы видите

1. в столице 2. за границей 3. за пределами области

4. в своей области, но в другом населенном пункте 5. в своем городе

X. С каким чувством Вы смотрите в завтрашний день?

1. с уверенностью 2. с сомнением 3. со страхом и пессимизмом

4. затрудняюсь ответить

XI. Какое из перечисленных ниже жизненных ценностей Вы считаете для себя главным?

1. Хорошая и крепкая семья 2. Материально обеспечиваемая жизнь

3. Наличие верных и хороших друзей 4. Интересная работа

5. свой вариант___________________________________________________

XII. Какие из перечисленных ниже путей достижения успеха в жизни Вы считаете наиболее верным?

1. Иметь обширные связи 2. Много учиться

3. Много, упорно трудиться 4. Любой способ хорош 5. Свой вариант_____

Ваш пол:

 муж. жен.

© 2010-2022