- Преподавателю
- География
- Урок географии. ТЕМА: Население Поволжья
Урок географии. ТЕМА: Население Поволжья
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кваша Л.А. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УРОК № 1
ТЕМА: Население Поволжья.
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ЭЛЕМЕНТЫ ОМСОО: Изучить особенности населения Поволжья, проанализировать
численность населения субъектов района, определить плотность в различных местах, охарактеризовать национальный и религиозный состав.
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ: Определить народы, имеющие свои национально-территориальные образования в Поволжье.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: Групповой.
ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: Карта «Поволжье», «Плотность населения», атласы, таблицы,
дополнительная литература.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
1. Проверка домашнего задания.
Географический диктант.
а)Продолжите список областей района:
Волгоградская, Саратовская, Самарская...
б) Назовите не менее трех причин благоприятного ЭГП района.
в) С каким районом на востоке граничит Поволжье?
г) Укажите причину своеобразной формы района.
д) Что определяет разнообразие почв и растительности?
е) Что лишнее? Район богат полезными ископаемыми: нефть, соль, железная руда,
известняк.
(Взаимопроверка)
2. Изучение нового материала.
Н
История освоения и заселения
Численность
Национальный и религиозный состав
Население Поволжья
Урбанизация
(города-миллионеры)
Трудовые ресурсы
Показатели плотности различных субъектов
А ДОСКЕ:«Поволжье - один из самых заселенных и освоенных районов России» Учитель; Наша цель сегодня на уроке изучить особенности населения Поволжья. Перед вами схема изучения населения
Весь класс делится на несколько групп (по 2-3 человека). Каждая группа получает инструктивную карточку-задание.
НА ДОСКЕ ИНСТРУКЦИЯ:
-
Достаньте содержимое пакета, изучите задание, просмотрите дополнительный
материал. -
Распределите задания в группе. -
Подготовьтесь к докладу. -
Задайте вопросы другой группе.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 1
-
Общая численность района. -
Анализ таблицы «Субъекты России» (проанализируйте численность населения
субъектов Поволжья). -
Как вы понимаете «Волга - главная ось расселения».
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 2:
-
Средние показатели плотности по району. -
Определите и приведите примеры показателей плотности в различных субъектах. -
Как вы думаете, почему они различны?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 3
-
Докажите, что для Поволжья характерна пестрота национального состава. -
Опишите какой-либо народ Поволжья.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 4
-
Охарактеризуйте процесс урбанизации района. -
«Гроздья» по берегам Волги (города - миллионеры, крупные города)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 5
-
Обеспечен ли район трудовыми ресурсами? -
Демографическая ситуация на сегодняшний день в районе.
Группы работают в течение 15 минут.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Национально-территориальное образование в
(с дополнительной литературой) Поволжье (немцы).
Учитель; Послушайте краткий рассказ вашего одноклассника (опережающее задание) на тему - «История формирования населения Поволжья - это история завоеваний».
А теперь мы дополним этот рассказ сведениями, о которых вы узнали из разных источников информации.
Выступление учащихся по группам.
Ребята по ходу делают краткие записи в рабочих тетрадях.
Учитель; Что нового узнал из дополнительных источников учащийся.
(Звучит рассказ ученика о поселениях немцев)
3. Закрепление.
«Пробег» по схеме. Учащиеся разных групп по схеме называют основные цифры, объекты. (Например: численность района - 17 млн., средняя плотность - 30 чел/км2, городская агломерация - Самарская и др.) Ребята выбирают вопрос по схеме по желанию,
4. Рефлексия
Учитель: 1. Что вас удивило по теме?
-
В чем испытывали затруднение при работе над заданием? -
Что вы хотели бы узнать о народах Поволжья?
-
Подведение итогов. Оценки. -
Задание на дом:
-
Мини-сочинение. В.Г. Белинский писал: «История донского казачества - это
побочная река, впадающая в большую реку русской истории». -
Составить кроссворд по городам Поволжья. -
Рассказ «Бессмертный подвиг нашего народа» (город герой - Волгоград).