Урок географии. ТЕМА: Население Поволжья

ТЕМА: Население Поволжья. ТИП УРОКА: Комбинированный. ЭЛЕМЕНТЫ ОМСОО: Изучить особенности населения Поволжья, проанализировать численность населения субъектов района, определить плотность в различных местах, охарактеризовать национальный и религиозный состав. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ: Определить народы, имеющие свои национально-территориальные образования в Поволжье. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: Групповой. ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: Карта «Поволжье», «Плотность населения», атласы, таблицы, дополнительн...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК № 1

ТЕМА: Население Поволжья.

ТИП УРОКА: Комбинированный.

ЭЛЕМЕНТЫ ОМСОО: Изучить особенности населения Поволжья, проанализировать

численность населения субъектов района, определить плотность в различных местах, охарактеризовать национальный и религиозный состав.

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ: Определить народы, имеющие свои национально-территориальные образования в Поволжье.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: Групповой.

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: Карта «Поволжье», «Плотность населения», атласы, таблицы,

дополнительная литература.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

1. Проверка домашнего задания.
Географический диктант.
а)Продолжите список областей района:

Волгоградская, Саратовская, Самарская...

б) Назовите не менее трех причин благоприятного ЭГП района.

в) С каким районом на востоке граничит Поволжье?

г) Укажите причину своеобразной формы района.

д) Что определяет разнообразие почв и растительности?

е) Что лишнее? Район богат полезными ископаемыми: нефть, соль, железная руда,
известняк.

(Взаимопроверка)

2. Изучение нового материала.

Н
История освоения и заселения

Численность

Национальный и религиозный состав

Население Поволжья

Урбанизация

(города-миллионеры)

Трудовые ресурсы

Показатели плотности различных субъектов
А ДОСКЕ:«Поволжье - один из самых заселенных и освоенных районов России» Учитель; Наша цель сегодня на уроке изучить особенности населения Поволжья. Перед вами схема изучения населения Урок географии. ТЕМА: Население Поволжья.Урок географии. ТЕМА: Население Поволжья.Урок географии. ТЕМА: Население Поволжья.Урок географии. ТЕМА: Население Поволжья.Урок географии. ТЕМА: Население Поволжья.Урок географии. ТЕМА: Население Поволжья.


Весь класс делится на несколько групп (по 2-3 человека). Каждая группа получает инструктивную карточку-задание.


НА ДОСКЕ ИНСТРУКЦИЯ:


  1. Достаньте содержимое пакета, изучите задание, просмотрите дополнительный
    материал.


  2. Распределите задания в группе.


  3. Подготовьтесь к докладу.


  4. Задайте вопросы другой группе.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 1


  1. Общая численность района.


  2. Анализ таблицы «Субъекты России» (проанализируйте численность населения
    субъектов Поволжья).


  3. Как вы понимаете «Волга - главная ось расселения».


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 2:


  1. Средние показатели плотности по району.


  2. Определите и приведите примеры показателей плотности в различных субъектах.


  3. Как вы думаете, почему они различны?


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 3


  1. Докажите, что для Поволжья характерна пестрота национального состава.


  2. Опишите какой-либо народ Поволжья.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 4


  1. Охарактеризуйте процесс урбанизации района.


  2. «Гроздья» по берегам Волги (города - миллионеры, крупные города)


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 5


  1. Обеспечен ли район трудовыми ресурсами?


  2. Демографическая ситуация на сегодняшний день в районе.
    Группы работают в течение 15 минут.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Национально-территориальное образование в

(с дополнительной литературой) Поволжье (немцы).

Учитель; Послушайте краткий рассказ вашего одноклассника (опережающее задание) на тему - «История формирования населения Поволжья - это история завоеваний».

А теперь мы дополним этот рассказ сведениями, о которых вы узнали из разных источников информации.

Выступление учащихся по группам.

Ребята по ходу делают краткие записи в рабочих тетрадях.

Учитель; Что нового узнал из дополнительных источников учащийся.

(Звучит рассказ ученика о поселениях немцев)

3. Закрепление.

«Пробег» по схеме. Учащиеся разных групп по схеме называют основные цифры, объекты. (Например: численность района - 17 млн., средняя плотность - 30 чел/км2, городская агломерация - Самарская и др.) Ребята выбирают вопрос по схеме по желанию,

4. Рефлексия

Учитель: 1. Что вас удивило по теме?


  1. В чем испытывали затруднение при работе над заданием?


  2. Что вы хотели бы узнать о народах Поволжья?






  1. Подведение итогов. Оценки.


  2. Задание на дом:






  1. Мини-сочинение. В.Г. Белинский писал: «История донского казачества - это
    побочная река, впадающая в большую реку русской истории».


  2. Составить кроссворд по городам Поволжья.


  3. Рассказ «Бессмертный подвиг нашего народа» (город герой - Волгоград).



© 2010-2022