- Преподавателю
- География
- Урок по географии для 9 класса по теме «Численность и естественный прирост населения России» с использованием ЭОР
Урок по географии для 9 класса по теме «Численность и естественный прирост населения России» с использованием ЭОР
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яжук Г.Л. |
Дата | 22.09.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Численность и естественный прирост населения России.
ФИО (полностью)
Яжук Галина Леонидовна
Место работы
г. Петрозаводск МВСОУ « Центр образования»
Должность
учитель
Предмет
география
Класс
9
Тема и номер урока в теме
Тема урока: Численность населения России.
Урок №1
Базовый учебник
Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство России.
М. : Дрофа, 2011г
Цель урока: Изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации. Определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «естественный прирост населения»; выявить источники получения сведений о численности населения страны.
Задачи:
-
обучающие:
- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;
- формировать навыки использования информационных технологий;
-
развивающие:
- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;
- формировать навыки использования икт;
-
воспитательные:
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.
- формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-
Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографический взрыв», « Воспроизводство населения».
-
Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.
-
Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.
Метапредметные:
-
Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.
-
Умеют находить причины и следствия (на примере анализа половозрастной структуры населения России).
-
Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,
выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
Личностные:
-
Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Необходимое техническое оборудование: политико-административная, физическая карта России, карта плотности населения, компьютер, проектор, Интернет, учебник, ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕКЦОР scool-collection.edu.ru.
Структура и ход урока:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1.
Организационный
Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке.
Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок.
1 мин
2.
Целеполагание и мотивация
ЧЕЛОВЕК - ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ. Что может быть более не познано и загадочно, чем тайна человечества. Цель - повышение познавательного интереса,подготовка к восприятию материала.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют
цели урока.
4 мин
3.
Изучение нового материала
30 мин
1.Понятие «демография»
ЭОР №1
Дает задание: сформулировать самостоятельно, или используя текст учебника найти понятие «демография». Работа с терминологическим словарем. Выяснить, что такое демография? Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны?
Работа с текстом учебника, отвечают на вопросы, записывают тему урока и определение «демография» в тетрадь.
2. Источники сведений о численности населения страны
ЭОР № 1
Дает задание учащимся: заполнить предложенную схему (распечатана) Используя текст слайда 3, назвать года переписи первой и последней.
Работают с ЭОР№1 (слайд 3), картами атласа и контурными картами отвечают на вопрос.
3.Численность населения
ЭОР № 2.
Используя ЭОР №2, работа с контурной картой. Обозначить цифрами 10 стран мира самых больших по численности населения. Задает проблемный вопрос: Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России?
Работают со ЭОР №2, заполняют контурную карту, отвечают на вопрос.
4. Динамика численности населения
ЭОР №3
ЭОР №4
Работа с терминологическим словарем и учебником. Выяснить, что такое естественное и механическое движение населения, типы воспроизводства населения.
Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны?
Смотрят ЭОР №3, делают выводы о естественном движении населения и типе воспроизводства? Работа с картами ЭОР.
Работают с ЭОР №4 продолжают заполнять схему, отвечают на вопрос
5.Половозрастная структура населения
ЭОР №4
Обсуждает с учащимися причины разной продолжительности жизни у женщин и мужчин.
Работают с ЭОР №4 , читают и записывают в тетрадь характеристику половозрастной пирамиды.
6.Территориальные различия.
ЭОР № 4.
Задание учащимся: изучить схему и ответить на вопрос: где самая высокая и самая низкая рождаемость и почему?
Изучают схему , рассказывают о районах с максимальным и минимальным ЕП.
4.
Проверка уровня усвоения материала
ЭОР №5
Задание учащимся:
тест
Выполняют практическое
задание ЭОР №5.
5 мин
5.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Выставление оценок.
Предлагает оценить свою работу на уроке,определить уровень своих достижений, ответив на вопрос: «Что я узнал на уроке?». Оценивание наиболее активно работающих на уроке.
Учащиеся высказывают свое мнение.
2 мин
6.
Домашнее задание
-Предлагает выполнить работу: Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке,
в виде эссе, мини-сочинения, рисунка.
-Составить прогноз изменения численности населения России, Р.Карелия.
Записывают д/з .Выбирают любое из предложенных.
3 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Численность и естественный прирост населения России.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Численность и естественное движение населения. И1
информационный
текст, таблицы, схемы, карты
fcior.edu.ru/card/10530/chislennost-i-estestvennoe-dvizhenie-naseleniya-i1.html
2.
Основные демографические тенденции. Демография РФ. И.
информационный
текст, иллюстрации, схемы
fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html
3.
Естественное движение населения. И2
информационный
текст, схема, иллюстрации, карты
fcior.edu.ru/card/14350/estestvennoe-dvizhenie-naseleniya-i2.html
4.
Гипертекст с иллюстрациями
«Население России».
информационный
текст, иллюстрации, схемы, карты
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59f982c9-61c2-4926-86c2-42f08bcef63b/013.swf
5.
Основные демографические тенденции
практический
схема, текст, иллюстрация
fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html