• Преподавателю
  • География
  • Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)

Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС

Практические работы по географии для 6 класса

с рекомендациями по проведению

(по программе: И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И. Сиротина)

Материал подготовила:

Борщ Елена Александровна,

учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска
















Тема. План местности

Практическая работа-1.

Изображение здания школы в масштабе

Практикум на местности (выполняется по группам)

Цель: изобразить здание школы в масштабе.

Оборудование: планшет (лист фанеры или картонка с приколотым на него листом бумаги формата А4), карандаш, линейка, рулетка.

Ход работы

  1. Выберите масштаб, в котором вы будете изображать школу (рекомендуемый масштаб: 1 : 1000 или 1 : 2500).

  2. С помощью рулетки определите длину своего шага в сантиметрах. Переведите сантиметры в метры.

  3. Измерьте шагами длину каждой стены школы в метрах.

  4. Переведите метры в сантиметры и изобразите здание школы на планшете.

  5. Подпишите численный и именованный масштабы, в которых изображена школа.

  6. Оформите работу и сдайте её учителю.

Тема. План местности

Практическая работа-2.

Определение направлений и азимутов по плану местности

Азимут-это угол между расстоянием на север и заданный предмет

Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)

Для определения азимута вам понадобятся транспортир, желательно прозрачный, линейка и карандаш ,план местности

Азимут - это угол между меридианом местоположения и направлением на предмет. Он выражается в градусах от 0 до 360 и отсчитывается по часовой стрелке. 3

1.Положите линейку на карте таким образом, чтобы точка вашего местонахождения и ориентир оказались на линейке, и прочертите карандашом линию до пересечения ее с ближайшим меридианом

2 Приложите к линии меридиана транспортир его основанием.

3. Доведите центральную риску до пересечения с начерченной линией - направлением на ориентир.

4. На дуге транспортира, в месте пересечения с той же линией, снимайте показания в градусах. Это и будет азимутом.

Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)000000000000


Тема. План местности

Практическая работа-3.

Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Практикум на местности (выполняется по группам)

Цель: научиться составлять план местности методом маршрутной съемки.

Оборудование: планшет, карандаш, линейка, компас, циркуль-измеритель.

Ход работы

  1. Определите маршрут своего движения. Объекты, находящиеся вблизи маршрута движения, должны быть доступны для съёмки.

  2. Разбейте маршрут на отрезки с учетом поворотов.

  3. С помощью компаса ориентируйте планшет.

  4. Выберите масштаб плана и подпишите его.

  5. С помощью компаса определите направление, в котором идет первый отрезок маршрута, и проведите его на планшете.

  6. Измерьте шагами длину первого отрезка маршрута.

  7. Переведите измеренную длину в сантиметры в соответствии с масштабом. Изобразите отрезок на планшете.

  8. Определите расстояния до всех видимых объектов. Переведите их в сантиметры в соответствии с масштабом. С помощью условных знаков обозначьте объекты на планшете.

  9. Повторите все необходимые операции (пункты 5-8) на других отрезках маршрута.

  10. Оформите план и сдайте его учителю.

Тема. Географическая карта

Практическая работа-4

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

Основные понятия

Градусная сеть на карте или глобусе образуется при пересечении параллелей и меридианов

Меридиан - условная линия на карте или глобусе, которая соединяет северный и южный полюса. Меридиан- полуденная линия. Параллели - это условные линии на карте, проведённые параллельно экватору- самой большой параллели.

Экватор - самая длинная параллель. Она делит земной шар на северное и южное полушария. Географическая широта - длина дуги в градусах от экватора до заданной точки.

Географическая долгота- длина дуги в градусах от нулевого меридиана до заданной точки

Определение географической широты и долготы

Широта бывает северная и южная. Она отсчитывается от экватора. (экватор- 0 градусов). Максимально широта бывает 90 градусов. Широта подписывается на карте полушарий по окружности карты.

Долгота бывает западная (к западу от нулевого меридиана-Гринвича) и восточная ( к востоку от Гринвича). Она отсчитывается от нулевого Гринвичского меридиана. ( Максимально долгота бывает 180 градусов). Долгота подписывается на карте полушарий на экваторе.

Определите координаты объектов и объекты по их географическим координатам

Объект

Широта

Долгота

1вариант

Г. Каир

Г Вашингтон

Г. Сидней

Г.Бразилиа

???

6 0ю.ш.

1050 в.д.

Г. Лондон

Г Москва

2вариант

Г. Дели

Г. Буэнос-Айрес

Г Ульяновск

Влк. Гекла

Г Джомолунгма

???

49 0 с.ш.

2 0 в д

М. Игольный




Тема. Литосфера

Практическая работа-5

Составление описания форм рельефа

Рельеф-неровности земной поверхности, различающиеся по размерам, возрасту, строению ,происхождению

План описания

1вариант

2 вариант

Название

Уральские горы

Кавказ

Средняя высота

Наивысшая точка

Направление протяжённости

(по сторонам горизонта)

Длина (определение по масштабу)

Тема. Атмосфера

Практическая работа-6

Составление описания внутренних вод

Классификация внутренних вод


Описание внутренних вод своей местности (на примере рек)Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)

Название реки

Исток

Устье

К бассейну, какого океана относится

Питание реки

(типы питания,

какое преобладает)

Режим реки

Хозяйственное использование

человеком

Река Волга







Тема. Атмосфера

Практическая работа-7

Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

1.Соберите данные по температуре. Важно, чтобы она измерялась в сходных условиях. Например, температура воздуха должна определяться по градуснику, находящемуся на одной и той же высоте от земли и с теневой стороны.

2.Начертите на бумаге двухмерную систему координат. По абсциссе будет определяться дата измерения температуры, а по ординате - градусы. Сделайте на них соответствующие отметки в виде шкалы.4

3.Занесите в график свои данные. Для начала отметьте точки, которые по оси X будут соответствовать температуре в градусах, а по оси Y - дате измерения. Затем соедините получившиеся точки линиями. У вас получился график, показывающий изменение температуры.5

4.Если вам удобнее работать на компьтере, оформите график в виде таблицы через редактор для составления таблиц Excel. Создайте новый файл, а в нем - таблицу с двумя столбцами - x и y. В первый столбец заносите данные о дате измерения в виде числа, а во второй - о температуре. После заполнения зайдите в раздел меню «Вставка», а затем - «Диаграмма». Выберите вид графика, наиболее удобный для вас, и вид разметки шкалы, а затем нажмите на кнопку «Готово». Система сформирует для вас график температуры в соответствии с вашими пожеланиями.

Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)

Тема. Атмосфера

Практическая работа-8

Построение розы ветров

Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)

Для того чтобы построить самостоятельно розу ветров понадобятся данные о ежедневном направлении ветра на протяжении месяца или более. Эти сведения можно получить самостоятельно путем повседневных наблюдений за погодой, а можно так же взять в «Календаре погоды» за исследуемый период.

1.Начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать четыре главные стороны света - север, восток, юг и запад. Затем, через центр координат проведите дополнительные две оси и отметьте на них промежуточные стороны света: северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад. На каждой оси отложите равномерные деления, символизирующие условное количество дней. Если рассматривается месячный период, интервалы координат могут отражать один день.4

2.Выберите масштаб:1 см-1 день. Подсчитайте количество дней, на протяжении которых ветер дул в определенном направлении, и отложите их на каждой из осей. Количество дней каждого направления отметьте точкой. Затем аккуратно соедините полученные точки прямыми, чтобы получился замкнутый многоугольник. Количество безветренных дней (штиль) отметьте в кружке центре диаграммы. Если на протяжении изучаемого отрезка времени в каком-то из направлений света ветра не было, соединительная линия в это месте должна прерваться.

3.В результате работы вы получите розу ветров для вашего региона за исследуемый период. Ее лучи будут неравномерны, и наиболее длинные из них покажут преобладающее направление движения ветров на изучаемой территории.

4.Построить диаграмму розы ветров можно и автоматическим способом в приложении Excel. Для этого создайте файл, в который занесите в виде таблицы имеющиеся данные о количестве дней и направлении ветров. Должно получиться два столбика: с названиями направлений света и с количеством ветреных дней. Затем в меню «Вставить» - «Диаграмма» выберите позицию «Лепестковая диаграмма» и следуйте советам мастера построения диаграмм. В результате получите графическое изображение розы ветров.

Тема. Атмосфера

Практическая работа-9

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Гистограмма - способ графического отображения данных при помощи вертикальных или горизонтальных прямоугольников, ширина которых равна, а длина пропорциональна данным. Гистограмма отображает соотношение одной величины в разных диапазонах (например, в разных временных периодах). В основном прямоугольники рисуются вертикально, но могут располагаться и горизонтально.

Определите данные (значения). Например, постройте диаграмму, отображающую количество осадков (в мм) в период с января по декабрь. Вам нужно найти количество осадков в каждом месяце.(из календаря наблюдений или из интернета)

Проведите ось Х и ось Y (в форме прямого угла). Выберите данные (диапазоны, периоды, т.п.), которые будут откладываться на оси категорий. Это те данные, которые откладываются по оси Х (ось категорий). Например, временные периоды откладываются по оси категорий. На другой оси будут откладываться значения

Промаркируйте ось Х. Разделите длину оси (или количество клеток, если вы используете бумаги в клетку) на количество прямоугольников, которые необходимо нарисовать, чтобы найти ширину каждого прямоугольника.. В нашем примере промаркируйте ось Х названиями месяцев.

Назовите ось Х. После того, как вы промаркировали ось Х, справа напишите ее название; в нашем примере напишите «Месяцы».

Промаркируйте ось Y. Разделите количество клеток над осью Х на самое большое число из ваших данных, чтобы вычислить единицу измерения каждой клетки. В нашем примере по оси Y откладываются миллиметры осадков, например, от 10 мм до 70 мм. В этом случае промаркируйте ось Y с шагом 10 (то есть 0, 10, 20, 30 и так далее).

Нарисуйте прямоугольники, начиная с оси Х до соответствующего значения на оси Y. Если значение находится между двумя маркерами, приблизительно определите, где его рисовать. Обратите внимание, что в нашем примере прямоугольники должны быть разделены, так как данные не непрерывны.

Интерпретируйте данные после построения гистограммы (их визуализации).

Проведите анализ и сделайте выводы

1.Отметьте месяцы, в которых было самое большое количество осадков

2. Выделите месяц, в котором было самое маленькое количество осадков

3. Укажите месяц, в котором вообще не было осадков

Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)




Тема. Биосфера

Практическая работа-10

Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)

Описание растительного, животного мира и почв своей местности

План

Описание

1 вариант

Растения смешанного леса (древесные)


Животные смешанного леса (млекопитающие)


Почвы смешанного леса


2 вариант

Растения степей


Животные степей


Почвы степей



Использован интернет

5-bal.ru/pars_docs/refs/100/99915/99915_html_6ffd1394.png

izlov.ru/tw_files2/urls_1/21/d-20846/20846_html_1a2e1f55.png

metod-kopilka.ru/images/doc/35/29172/1/img16.jpg

kakprosto.ru/kak-106018-kak-postroit-temperaturnyy-grafik#ixzz3kHw4SPWR

ru.wikihow.com/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%83

kakprosto.ru/kak-68437-kak-opredelit-azimut-po-karte

school.xvatit.com:8080/images/3/3e/19-02-13.jpg

ru.static.z-dn.net/files/d65/c116877367f7d5e7459f00cd65e6bfcc.png

900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Prirodnye-kompleksy/0007-007-Prirodnye-kompleksy.jpg

img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/428/39428927_39203084_PTKompleks.jpg


© 2010-2022