Роль географии в формировании образа России у школьников

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Роль географии в формировании образа России у школьников

Бартыш Тамара Ивановна, учитель географии СОШ № 66 города Иркутска

Введение.

Актуальность темы. Сегодня Россия продолжает играть ведущую экономическую роль в мире. Для многих стран она - государство, с огромной территорией и необъятными лесными массивами, поставщик энергоресурсов, порой по льготным ценам, один из мировых центров массовой трудовой миграции из стран СНГ, важный фактор стабильности по всей периферии своих границ. Образ России, его осознание и формирование беспокоит сегодня многих ученых, политологов и простых обывателей. Ещё К.Д.Ушинский писал: "До тех пор, покуда мы не знаем своей родины и пока это знание не распространится в массы народа, мы не будем в состоянии воспользоваться теми средствами, которые представляет нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны".

География- единственный учебный предмет, дающий школьникам возможность подробно узнатьсвою страну, познакомиться с особенностями отдельных её районов и уголков.

Цель работы. Показать роль географического образования в формировании целостного образа России у школьников.

Задачи. 1. Доказать роль содержания школьного курса географии в формировании единого образа России.

2. Показать средства и приёмы учебной деятельности, способствующие формированию образа территории страны.

3.Привести примеры заданий, позволяющих использовать субъектный опыт учащихся на уроках географии для формирования целостного образа страны.

4. Отразить роль географии своей области в формировании знаний о России.

Историография.В фундаментальном ядре содержания общего образования подчёркивается роль школьного географического образования в формировании географического «образа» своей страны, «малой родины», в осознании учащихся гражданами России. О возможности школьного курса географии для формирования картографических умений в школьном курсе географии, для формирования географического образа территории подчёркивается висследованиях кандидатов педагогических наук Кононовой Г.А., Картавых М.А.Особое значение в формировании образа своей страны принадлежит курсу «География России», по сути, курсу «Родиноведение», который предполагает раскрытие специфики природы, населения и хозяйства нашей Родины.Кроме этого, курс занимает центральное место и является венцом всего школьного курса географии, играя уникальную роль внравственном воспитании учащихся. География России имеет значительный потенциал для развития нравственных ценностей и отношений, связанных с патриотизмом, гражданственностью, предполагающих осознание принадлежности к своей стране, любви к Родине и ответственности за её настоящее и будущее. Это отражается в исследованиях отечественных географов Н. Н. Баранского, Л. С. Берга, Ю. А. Веденина, в методических рекомендациях авторов школьных учебников И. И. Бариновой, Н. Ф. Винокуровой, В.П. Дронова, И. В. Душиной В. А. Щенёва.

1.Роль содержания школьного курса географии в формировании единого образа России.

Главные задачи школьного курса географии - сформировать у учащихся целостное представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства. Сформировать позитивный географический образ России как огромной территории с уникальными природными условиями, природными ресурсами, многообразными традициями, населяющих её народов. Создать географический образ своего родного края, умение сравнивать его с другими субъектами РФ.

Результаты обучения курсу «География России» должны быть представлены предметными, метапредметныи, а так же личностными: осознание себя Гражданином России (жителем конкретного её региона); осознание единства географического пространства России, великой державы самой большой по площади страны мира, её места и роли в современном мире; уважение к истории, культуре, национальным традициям и образу жизни народов, населяющих нашу Родину.

Целенаправленно выполнение данных задачосуществляется через изучение в 8 классе физической географии России, в 9 классе социально - экономической географии. Последовательность изучения материала данных курсов позволяет формировать, с одной стороны, целостный образ страны, а с другой - территориально дифференцированный, разнообразный.

Представление о целостности нашей страны вырабатывается в процессе усвоения знаний о рельефе, геологическом строении, полезных ископаемых, климате и климатических ресурсах, о внутренних водах, о почвах, о растительном и животном мире, о населении России, географических особенностях экономики, о важнейших межотраслевых комплексах страны и их географии. Важным является и то, что перечисленные темы рассматриваются в их историческом развитии.Изучение природных и социально- экономических явлений и процессов осуществляется в их единстве и взаимосвязи.

Понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны.Понимание разнообразия России формируется как путем изучения территориальных различий крупных природных районов (Русская (Восточно - Европейская) равнина; Кавказ - самые высокие горы России; Урал - «каменный пояс Русской земли»;Дальний Восток - край контрастов), экономических районов страны (Центральная Россия, Европейский Север, Европейский ЮГ - Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток), как через усвоение образов мест меньшего масштаба - отдельныхзамечательных мест России (Карелия, девственные леса Коми, портрет Волги, Ильменский заповедник, Кунгурская пещера, Восточносибирская тайга, Алтай, Минусинская котловина, жемчужина Сибири - Байкал, Уссурийская тайга, Долина гейзеров, Сахалин), городов (Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и другие), так и через изучение самостоятельного курса «География Иркутской области».

Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга и, Россия понимается учащимися как единство в разнообразии.

2. Средства и приёмы учебной деятельности, способствующие формированию образа территории страны.

Территория России характеризуется уникальностью и индивидуальностью. «Уловить» учащимися специфические черты страны, создать живой образ территории предоставляется возможным на уроках географии.

Образ - это, с одной стороны, понятия, суждения и умозаключения, а с другой - ощущения, восприятия и представления.Образ - результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека (философский словарь).

Для создания положительного образа территории необходима позитивная позиция учителя и мотивация учащихся на сбор информации о регионе. Формирование географического образа территории на уроках географии осуществляется следующими средствами: географические карты, в том числе, контурные карты; средства живописи (картины знаменитых художников); тексты художественных произведений; музыкальные произведения; компьютерные презентации; кинофрагменты; интернет; средства массовой информации.

Среди приёмов выделяется группа приёмов картографического метода.

Приём работы с географическими картами России. Одна из отличительных черт географии от других дисциплин школьной программы - работа с картами. Она имеет не меньшее значение, чем работа с учебником. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории.Задания по картам, в том числе по контурным, могут иметь место на любом этапе урока.

Приём контур-ассоциация. Приём контур-ассоциация даёт широкие возможности для творческой работы учащихся по созданию образов. Немного воображения, несколько добавленных штрихов - и знакомые всем очертания предстают в новом свете.

Приём образная карта. Приём образная карта способствует построению каркаса значимых и наиболее характерных понятий, явлений, объектов, характерных для географического образа территории через выделение личностно значимых узлов знаний и соединения их в единую целостную систему.

Приём картосхема без опоры. Приём картосхема без опоры проявляется в способности зрительно представить, не имея карты перед собой, изображение территории природного или экономического района, включая размер, конфигурацию границ, а также соседние территории.

Приём географической цепочки. Приём географической цепочки, развивает умение определять «адрес» района. Для этого учитель называет исходный район или субъект РФ и указывает цепочку направлений сторон горизонта.

Приёмы в составе методов географического описания.

Игра масштабами. Переход от одного территориального уровня к другому позволяет высветить самые разные стороны конкретной территории, в том числе ее зонального и макрорегионального своеобразия. «Игра масштаба» позволяет сформировать наиболее адекватные страноведческие образы территории, учитывая её местные особенности.

Приём ключей. Данный приём направлен на выбор наиболее интересных фактов, данных о территории для её детальной характеристики.

Приём зонально-географического разнообразия. Приём зонально-географического разнообразия, позволяет осветить в школьном курсе географии особенности приспособления людей к зональным условиям природной среды, ведения хозяйства, расселения. В нем рассматривается зонально-географическое своеобразие страны и её районов, зональные особенности хозяйственного использования территории и природопользования, географии хозяйства и населения, условий его жизни и состояния окружающей природной среды. Приём географической геральдики. Приём географической геральдики направлен на работу с официальной символикой страны. Используя ее, можно рассказать много интересного о природе, населении, хозяйстве стран и регионов нашей планеты. Изображениями на флагах и гербах, медалях и денежных знаках можно было бы проиллюстрировать практически все темы курса географии, как физической, так и экономической. К тому же элементы их оформления закреплены законодательно, а это значит, что они являются официальными символами и «визитными карточками» районов. Изучение географической символики может стать интересным дополнением при изучении ряда тем школьной географии.

Приём топонимов. Приём топонимов - картина географической реальности, воссоздаваемая с помощью диалектной лексики и топонимии, отличается от научного знания большей эмоциональностью, яркостью палитры, широким использованием метафор, в числе основных визуально воспринимаемых признаков участвующих в создании языковых образов.

Приём анализа художественного текста. Приём анализа художественного текста вызывает к жизни важный и для географии, и для ее преподавания аспект восприятия образа места территории, ее специфику. Известный писатель и географ Н.Н. Михайлов считал удавшейся такую страноведческую характеристику, в основе которой «лежит целостное восприятие географического объекта с привлечением средств художественной изобразительности». Литература создает самостоятельные жанры и каноны, в рамках которых осознаются географические образы. Художественный текст может быть разным: это и стихи, и проза, туристические заметки в журналах и т. д.

Приём ассоциаций. Приём ассоциаций можно использовать на этапе оценки сформированности образов. «Карточки-ассоциации» могут включать знаменитых личностей, эндемичные виды растений и животных, иллюстрации, любые ключевые элементы, характеризующие ту или иную территории.

Среди приведенных приёмов особое и специфическое место, конечно же отводится, группе приёмов картографического метода.

3. Использование субъектного опыта на уроках географии при формировании единого образа страны.

Осознание учащимися целостности страны, своей включенности в жизнь страны формируется путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания.

Примеры заданий из курса 9 класса, позволяющих индивидуальный опыт учащихся согласовать с задаваемым содержанием урока, перевести этот опыт в социально значимый т.е. окультурить его и, таким образом, добиться личностного усвоения содержания уроков географии и формирования образа России.

Тема «Место России в мире». В данной темеизучается вопрос «Административно - территориальное устройство России». Вопрос сложен большим объёмом новой информации и тем, что его изучение приходится на начало учебного года. На личностное осознание понимания вопроса позволяют вывести следующие задания:

- На территории какого субъекта ты проживаешь?

- Выпиши субъекты РФ, в которых проживают твои родные и близкие.

- Какие субъекты федерации ты посетил лично?

-Анализируя рисунок № 2 найдите своё место в иерархии субъектов РФ двигаясь сверху вниз; найдите своё место в иерархии субъектов РФ двигаясь снизу вверх.

Тема «Население Российской Федерации» вопрос «Численность и естественный прирост населения». В данном вопросе изучаются факторы, влияющие на естественный прирост населения, в том числе на рост смертности в отдельные периоды. Учащиеся получают следующее домашнее задание: на основе беседы в семье «за круглым столом» написать рассказ «Участие моей семьи в истории страны».

Тема «Национальный состав населения России». При закреплении вопроса «Некоторые народы России» по таблице № 7 учащиеся выполняют следующее задание: провести личностную языковую идентификацию по следующим показателям:

Национальность по свидетельству о рождении

Языковая группа

Языковая семья

Таким образом, задания, приведенные выше, способствуют формированию целостного образа страны через субъектый опыт учащихся.

4. Место географии своей области в формировании целостного образа страны.

Масштабность и структура образа территории России представляет собой своеобразную «матрёшку», стержневой образ которой как бы спрятан внутри нескольких «упаковок». Одной из таких «упаковок» является география родного края.

Курс «География своей области» является логичным и необходимым элементом географического образования. Географическая картина страны, приоритетная цель школьной географии, не может быть полной без географии своего края. Изучая его, школьники выявляют самое характерное в природном облике, населении и его хозяйстве, постепенно создавая образ той части географического пространства, на которой расположен свой край, как часть своей страны. Постепенно возникает чувство территории своей малой родины, понимание ее своеобразия и «особости». Есть «магия места». Психологи, да и географы знают, что место обладает колоссальной силой воздействия, каждая местность накладывает отпечаток на внешний облик, психический склад человека и другие стороны личности. Различен национальный характер представителей разных народов, но есть различия и у жителей разных мест. Москвичи отличаются от жителей Петербурга, ярославцы иные, чем костромичи. Изучение местной географии помогает понять, да и объяснить эти различия. Человек должен понимать место, где он родился и живет.

Одним из элементов патриотического чувства, несомненно, является любовь к родной природе и, следовательно, к родной земле. В. Солоухин утверждал, что при созерцании природы в душе человека возникают самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы, и в этом драгоценное, необъяснимое свойство природы [6]. Курс географии своего края вводит учащихся в мир личных смыслов и ценностей. Географическое содержание располагает многими возможностями для формирования у школьников общечеловеческих ценностей - любви к отечеству, земле, людям, труду, знаниям и др., система которых определяет позицию человека по отношению к окружающему его миру. Региональная география раскрывает перед учащимися те стороны окружающей среды, которые особенно дороги каждому и близки нашему сердцу, нуждаются в заботе и внимании.

Экологические проблемы своей области доступны многим для непосредственного наблюдения, а местные - всем без исключения. Их изучение, по мнению многих географов и специалистов-педагогов, - основа экологического образования и воспитания. Знание экологических проблем служит обоснованности, аргументированности экологических отношений и убеждений учащихся. Многие из этих проблем соотносятся с проблемами глобальными. На примере своей области реализуется принцип «глобальное в местном». Вместе с тем экологические проблемы разнообразны и имеют региональную окраску.

Таким образом, география своего края вносит существенный вклад в решение приоритетной задачи школы - формировании целостной картины своей страны.

Заключение.Выражаю уверенность, что материал, собранный в данной работе, будет полезен для учителей географии. Хочу пожелать своим коллегам успехов всоздании условий для получения качественного географического образования подрастающим поколением.

Библиография.

1.Андрюшова С.Ю. Роль географии в воспитании личности школьника // География в школе. 2001 - №4

2.Душина, И. В. География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. / И.В. Душина, В.А. Коринская и др. - М.: Дрофа, 2009.

3.Максаковский, В. П. Географическая культура / В.П. Максаковский. - М.: Владос, 1998.

4.Картавых М.А. Формирование картографических умений в школьном курсе "География России" на основе задачного подхода. Нижний Новгород, 2004

5.Котляков В.М., Агранат Г.А., Лаппо Г.М. Россия на рубеже веков // География. 2000. № Лебедев О.Е. Цели школьного образования // Открытая школа. 2001. № 2.

6.Кононова Г.А. Формирование географического образа территории при изучении курса «География России». - М.: Научная библиотека диссертаций и авторефератов, 2014.



© 2010-2022