Обобщающий урок по теме: «Гидросфера» (6 класс)

Урок «ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ». Цели и задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли; закрепить умение находить, показывать водные объекты на карте; проверить знания каждого ученика, оценить деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему. Эпиграф к уроку. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувст...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме: «Гидросфера».

Урок «ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ».

Цели и задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли; закрепить умение находить, показывать водные объекты на карте; проверить знания каждого ученика, оценить деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему.

Эпиграф к уроку.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое…»

Этот гимн воде принадлежит перу известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

1 конкурс. «Что такое?»

Ученики должны назвать и показать географические объекты, к которым относят цифры: каждый правильный ответ балл.

180 млн.км. 54 млн.км. 14 млн.км.

96% 0,02% 2%

-2 с 35%0 42%0

1620м 1054м 11022м

30 тыс.км 3тыс.км 700-800км/ч

2 конкурс. «Разминка».

Команды отвечают на вопросы по очереди, каждый правильный ответ балл.

1.Какой полуостров кричит о своей величине? ( Я-мал)

2.Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь? (ми-ля-ми)

3.Какой остров говорит о своей принадлежности к одежде ? (Я-майка)

4.Как переводится название острова Гренландия ? (Зелёная страна)

5.Название какой реки у тебя во рту ? (Десна)

6.Какая птица потеряв одну букву становится самой большой в Европе рекой? (иволга)

7.В каком море ловят рыбу жители трёх частей света ? (Средиземного моря)

8.Какой пролив разделяют два моря, два океана, два полуострова,2части света, два государства? (Берингов пролив)

9.Я-сибирская река,

Широка и глубока

Букву «е» на «у» смени

Стану спутником Земли? ( Лена-Луна)

10.Первый слог мой- нота

Буква-слог второй

Целое- широко разлилось рекой? (Дон)

11.Какая самая страшная река на земном шаре? (Тигр)

12.Можно ли в решете носить воду? (лёд)

13.Назовите материк который не имеет рек? (Антарктида)

14.Мы порой говорим «безбрежное море».Существует ли на самом деле «безбрежное море», море у которого вообще нет берегов? (Саргассово море)

15.Ты меня,наверно знаешь

Я сказки Пушкина герой

Но если «л» на «н» сменяешь

Сибирской стану я рекой? (Елисей- Енисей).

3 конкурс. «Географическая эстафета».

Каждая команда получает указку - эстафетную палочку. Представители команд по очереди подходят к карте, показывают и называют географические объекты, которые изучали. Эстафетная палочка передаётся в команде друг к другу. За каждый правильный ответ балл. Если объект показан и назван неверно, то балл не зачитывается.

4 конкурс. «Пять подсказок».

Ответы на задания этого конкурса требует от учащихся сообразительности, эрудиции, умения логически мыслить и рассуждать. Предлагаю угадать объект с помощью подсказок. Если команда правильно ответила после первой подсказки, она получает 5 баллов, после второй- 4 балла, после третьей - 3 балла, после четвертой- 2 балла, после пятой- 1 балл. Ученик, верно ответивший на вопрос, должен показать названный объект на карте. Примеры заданий

1

1-я подсказка - площадь этого объекта около 7 млн. км.

2-я подсказка - этот объект находится в Южной Америке.

3-я подсказка - он собирает воду примерно с половины территории материка.

4-я подсказка - на этой площади расположена Амазонка со своими притоками.

5-я подсказка - это территория, с которой Амазонка собирает воду. ( Ответ: бассейн Амазонки.)

2

1-я подсказка - это озеро расположено в Европе.

2-я подсказка - это прекрасное ледниково-тектоническое озеро.

3-я подсказка - в годы Великой Отечественной войны его называли «дорогой жизни».

4-я подсказка - оно находится на северо-западе Восточно-Европейской равнины.

5-я подсказка - рядом с ним расположено Чудское озеро.

( Ответ: Ладожское озеро.)

3

1-я подсказка - это очень необычное море Атлантического океана.

2-я подсказка - оно находится у юго-восточных берегов Северной Америки.

3-я подсказка - примерно в этом районе расположен Бермудский треугольник.

4-я подсказка - его границы - морские течения.

5-я подсказка - в этом море распространены водоросли с одноименным названием. ( Ответ: Саргассово море.)

5 конкурс. «Ассоциация».

Командам необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих рассуждений. Задания данного типа способствует развитию мышления, учат детей находить взаимосвязи между различными объектами и процессами и, кроме того, очень детям нравятся.

Примерные задания

1. Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушение. ( Ответ: цунами.)

2. Испарение, облака, осадки, река, море. ( Ответ: круговорот воды в природе.)

3. Ветер, вода, бутылка, письмо. ( Ответ: течения.)

4. Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище. ( Ответ: водопад.)

5. Вода, соленость, доля веществ. ( Ответ: промилле.)

6. Океан, корабль, лед, гора, опасность. ( Ответ: айсберг.)

6 конкурс. «Знатоков».

С каждой команды выбирается один ученик и отвечает на вопросы.

  1. Как по карте определить, какой приток реки - левый, а какой правый?

  2. Почему сточные озера, как правило, пресные, а бессточные - солёные?

  3. Каким образом образуются межпластовые воды?

  4. Перечислите части гидросферы.

  5. Почему возникают приливы и отливы?

  6. Какие виды движения воды в океане вы знаете?

7 конкурс. «Небылицы».

Команды обмениваются карточками, с записанными на них небольшими историями, сочиненными ребятами, в сюжете которых умышленно допущены географические ошибки. Задача соперников - за короткое время не только найти и исправить ошибки, но и обнаружить в тексте географические понятия; дать им четкое определение. Эти задания выполняются устно и за них можно получить 20 баллов, так как текст содержит 10 географических ошибок и 10 понятий.

Пример задания «Гидросфера - это влажная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которых называют красивым именем - морена. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озерах вроде Мертвого моря. Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в слабозасоленных водах Красного моря. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устье крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность - бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки в горах выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие, но это совсем другая история».

Географические ошибки в этом тексте обнаружить не сложно, а понятия можно выбрать такие:

1 - гидросфера;

2 - морена;

3 - бессточное озеро;

4 - полуостров;

5 - река;

6 - течение;

7 - устье;

8 - снеговая линия;

9 - ледник;

10 - айсберг.

Подведение итогов игры. Выставление оценок.



© 2010-2022