Статья: «Проектная деятельность на уроках географии»

"Описание материала: «"Проектная деятельность на уроках географии как один из видов самостоятельной работы» В настоящий момент времени, в обстановке усиленного роста рыночной экономики, когда можно наблюдать колоссальное увеличение количества информации, от каждого из нас необходимо обладание первоклассным уровнем профессионализма, предприимчивостью, способностью к ориентированию в любых условиях, принятию решений, что совершенно немыслимо без творческого подхода к рабочему процессу. Проектная д...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проектная деятельность на уроках географии как один из видов самостоятельной работы »


Учитель географии ОСШ №16

Кульманова К.А.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. В течение многих лет при преподавании предмета география, я работала над проблемой развитие познавательного интереса к предмету через самостоятельную работу на уроках. Использовала различные технологии и методы для развития самостоятельности на уроках. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособным не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.

В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперёд», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Что такое проект для учителя? Проект - это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектировать.

Классификация проектной деятельности. В разных источниках можно найти попытки определить классификационные признаки.

Типы учебных проектов по географии:

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией.; в 7 классах при изучении темы: « Периоды изучения материков и океанов» подготовить мини проект « Великие путешественники» интересное из биографии, составить карту путешествий. В 9 классах подготовить проект: «Транспорт и здоровье человека». Изучение районов Казахстана и стран мира вызывает у учащихся интерес, но жесткое следование типовому плану может постепенно его снизить. Поэтому при изучении стран и районов я использую метод проектов.

« Путешествие по странам» в 10-11 классах интересные факты о стране и визитная карточка государства

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский. Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. При изучении темы « Природные зоны Казахстана», учащиеся в течение двух уроков работая в группах создают проект по использованию природных зон для туристических целей т.е. создается

туристический буклет, где отражаются все элементы природной зоны. В 9 классе проект « Население нашей школы» . В 6 классе был предложен проект « Если бы земля имела форму куба» В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Особым интересом пользуются проекты связанные с туризмом в мире и Казахстане. Начиная работу как мини проект постепенно переросла в научно исследовательскую работу.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер: «Изменение рельефа под воздействием деятельности человека на примере нашей области», а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Казахский мелкосопочник» или проект по использованию и охране почв в городе, Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

Творческие и информационные проекты наиболее простые в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы.

Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 - 7 классах. Проект в 5 классе « Можно ли жить на Луне». Учащиеся попытались показать на рисунках и объяснить, что надо сделать, чтобы жить на Луне. Театрализованное представление проекта « Япония страна Солнца» собери чемодан лимат казахстана

В 8-10 классах темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Методика проектов предлагает различные этапы подготовки проектов на уроках. Анализируя их я выработала свои этапы действий по выполнению проекта на уроках географии

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения

Для этого учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик приобретает определенные умения и навыки:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

  • приобретает коммуникативные навыки и умения;

  • овладевает практическими умениями исследовательской работы:

  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

  • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;

  • разнообразными по содержанию;

  • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;

  • разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;

Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу:

1. Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно.

2. Проектная технология всегда должна работать на результат.

3. Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.

Таким образом, одно из достоинств проектной деятельности - это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения. Она позволяет:

- повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;

- реализовать комплексное восприятие учебных предметов;

- принимать самостоятельные решения;

- поверить в свои силы.

Наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки:

- увеличение умственной нагрузки;

- требование более сложной системы оценивания;

- увеличение объёма работы учителя;

- существование риска неудачного выполнения работы;

- повышение эмоциональной нагрузки;

- нарастание напряжения к сроку сдачи работ.

Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать нелегко, и к ней нужно готовиться .В заключение хотелось бы отметить что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями, Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и в совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география.

Результативность.

Оценивание.

Используемая литература:

  1. Современный урок географии. Баринова И.И

  2. Современные образовательный технологии. Г.К. Селевко

  3. Журнал. География в школе. №6 2002 год.

  4. Сайт. Методическая копилка учителей географии.

  5. nems. 1semtember. Ru.

















© 2010-2022