- Преподавателю
- География
- Элективный курс по географии по теме «Города России. Новосибирск»
Элективный курс по географии по теме «Города России. Новосибирск»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонова И.В. |
Дата | 24.08.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа элективного курса «Города России. Новосибирск».
Пояснительная записка
В настоящее время города - это главная форма расселения людей. В них находятся большие культурные ценности, предприятия, научные центры. Города - места соединения разных видов деятельности людей, возникновения нового в науке, культуре, политике.
В школе знания о городе входят в разные предметы: географию, литературу, историю. Но понятие «город» рассматривается фрагментарно и у учащихся не формируется комплексное представление о городе и о роле городской среды в жизни человека.
Цель курса «Города России. Новосибирск» - формирование у школьников комплексного представления понятия «город», осознания его как сложной системы в которой живёт большая часть населения.
Основные задачи курса:
-
сформировать знания о истории образования городов и причинах их своеобразия;
-
показать практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, геоэкологических явлений и процессов в городах, а также географических и исторических аспектов важнейших социально-экономических проблем городов России через изучение особенностей города Новосибирска;
-
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической и исторической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными, поведенческими;
-
развивать представление о своём географическом регионе.
Принципы отбора содержания курса:
-
межпредметный подход;
-
гуманизация;
-
проблемность;
-
историзм.
В содержание курса включён краеведческий материал, что способствует расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу, а также развивает познавательный интерес обучаемых.
Требования к уровню подготовки обучаемых:
-
Называть и (или) показывать:
-
критерии выделения городов;
-
причины выделения и роста городов;
-
городские виды деятельности;
-
особенности городского образа жизни;
-
признаки и показатели урбанизации;
-
функции города;
-
типологию городов;
-
структурные зоны города;
-
функциональные зоны города;
-
проблемы городов;
-
города-миллионеры России;
-
города рекреационные, историко-культурные центры;
-
опорный каркас расселения;
-
особенности городов России;
-
Определять (измерять):
-
по различным источникам информации - общие тенденции развития и явлений;
-
изменение отдельных показателей во времени и пространстве;
-
источники информации, необходимые для решения конкретных задач: составления карт, схем, таблиц, диаграмм;
-
факторы, влияющие на возникновение и развитие городов России;
-
Описывать:
-
географическое положение объектов;
-
географическую специфику г. Новосибирска;
-
читать и анализировать тематические карты, графические и статистические материалы, характеризующие население, хозяйство городов, их социальные, экономические, экологические проблемы;
-
Объяснять:
-
изменение природных объектов в результате деятельности человека;
-
Знать понятия:
-
город;
урбанизация;
агломерация;
мегалополис;
-
Создавать учебные проекты по темам курса.
Характеристика временных затрат: курс рассчитан на 17 часов и включает теоретический материал и практические работы.
Четверть
Количество часов
3
10
4
7
В неделю
1
За год
17
Всего за курс
17
Учебно-методический комплекс:
-
Атлас География России 8-9 класс. - М., «Просвещение» 2012.
-
Атлас Новосибирской области.
-
Атлас юного туриста по Новосибирской области.
-
Кравцов В. М., Донукалова Р. П. География Новосибирской области: Учебное пособие. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000.
-
Баринова И.И., Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Природа. Население. Учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Дрофа, 2012.
-
Максаковский В. П. Географическая картина мира. - М., 2005.
№ урока | Тема урока | Практические работы |
1 | Введение. Понятие «город». Причины возникновения и роста городов. |
|
2 | Городские виды деятельности, городской образ жизни. | № 1 |
3 | История возникновения Новосибирска. |
|
4 | Урбанизация - признаки, показатели. Особенности урбанизации в России. | № 2 |
5 | Функции города. Типы городов по градообразующим функциям. Возрастание доли инфраструктурных функций города. Подготовка проекта «Социальная инфраструктура микроучастка школы № 143». | № 3 |
6 | Типология городов. Определение типов городов Новосибирской области. | № 4, 5 |
7 | Город как система - на примере Новосибирска. Динамика численности населения Новосибирска. | № 6 |
8 | Защита проекта «Социальная инфраструктура микроучастка школы № 143». |
|
9 | Планировочная структура и территориальные зоны города. | №7 |
10 | Функциональные зоны города на примере Новосибирска. Проблемы городов России в том числе Новосибирска. | № 8, 9 |
11 | Агломерация, её особенности, критерии выделения. Понятие мегалополиса. Основные типы городов. | № 10, 11 |
12 | Подготовка проекта «Мой Новосибирск родной». |
|
13 | Система городского расселения и опорный каркас расселения населения страны. Этапы формирования сети городов России - Древняя Русь; Россия до 1917 года, Россия после 1917 года. | № 12 |
14 | Урбанизация. Основные тенденции в развитии городского расселения России. | № 13 |
15 | Экономико-географическая характеристика города Новосибирска по плану. Подготовка проекта «Имя на карте города». |
|
16 | Защита проекта «Имя на карте города». |
|
17 | Защита проекта «Мой Новосибирск родной». |
|
Содержание и поурочное планирование курса «Города России. Новосибирск»
Содержание практических работ
№ п\п
Содержание работы
1
Сравнить городской и сельский образ жизни населения ( в форме таблицы).
2
Составить и проанализировать карту «Урбанизация экономических районов России». Выделить фоном долю городского населения в районах, обозначить пунсонами города-миллионеры, крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн жителей) и крупные (от 250 до 500 тыс. жителей) города.
3
Привести примеры типов городов по градообразующим функциям.
4
Привести примеры типов городов по числу жителей, особенностям ЭГП, возрасту, генезису, функциям.
5
Определить типы городов Новосибирской области, нанести их на карту.
6
Установить виды деятельности Новосибирска и сферу его жизнеобеспечения.
7
Сравнить территориальный рост и структурные зоны Санкт-Петербурга и Москвы. Объяснить черты сходства и различия в структуре Москвы и Санкт-Петербурга.
8
Составить таблицу «Города России с неблагоприятной экологической ситуацией», в которой выделить города разных экономических районов страны с высоким загрязнением воздушного, водного или воздушного и водного бассейнов и указать его причины.
9
Проанализировать причины безработицы в Новосибирске, предложить меры по решению проблемы занятости населения.
10
Составить схему агломерации города Новосибирска.
11
Проанализировать размещение и отраслевую специализацию Новосибирска.
12
Составить и проанализировать таблицу «Этапы формирования сети городов России», в которой указать, где и сколько возникло новых городов на каждом этапе, какие факторы оказали наибольшее влияние на их формирование.
13
Проанализировать и объяснить размещение городов-миллионеров и крупнейших городов по территории страны.