Элективный курс по географии по теме «Города России. Новосибирск»

В настоящее время города – это главная форма расселения людей. В них находятся большие культурные ценности, предприятия, научные центры. "Города – места соединения разных видов деятельности людей, возникновения нового в науке, культуре, политике. В школе знания о городе входят в разные предметы: географию, литературу, историю. Но понятие «город» рассматривается фрагментарно и у учащихся не формируется комплексное представление о городе и о роле городской среды в жизни человека. Цель курса «Го...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса «Города России. Новосибирск».

Пояснительная записка

В настоящее время города - это главная форма расселения людей. В них находятся большие культурные ценности, предприятия, научные центры. Города - места соединения разных видов деятельности людей, возникновения нового в науке, культуре, политике.

В школе знания о городе входят в разные предметы: географию, литературу, историю. Но понятие «город» рассматривается фрагментарно и у учащихся не формируется комплексное представление о городе и о роле городской среды в жизни человека.

Цель курса «Города России. Новосибирск» - формирование у школьников комплексного представления понятия «город», осознания его как сложной системы в которой живёт большая часть населения.

Основные задачи курса:

  • сформировать знания о истории образования городов и причинах их своеобразия;

  • показать практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, геоэкологических явлений и процессов в городах, а также географических и исторических аспектов важнейших социально-экономических проблем городов России через изучение особенностей города Новосибирска;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической и исторической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными, поведенческими;

  • развивать представление о своём географическом регионе.

Принципы отбора содержания курса:

  • межпредметный подход;

  • гуманизация;

  • проблемность;

  • историзм.

В содержание курса включён краеведческий материал, что способствует расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу, а также развивает познавательный интерес обучаемых.

Требования к уровню подготовки обучаемых:

  1. Называть и (или) показывать:

  • критерии выделения городов;

  • причины выделения и роста городов;

  • городские виды деятельности;

  • особенности городского образа жизни;

  • признаки и показатели урбанизации;

  • функции города;

  • типологию городов;

  • структурные зоны города;

  • функциональные зоны города;

  • проблемы городов;

  • города-миллионеры России;

  • города рекреационные, историко-культурные центры;

  • опорный каркас расселения;

  • особенности городов России;



  1. Определять (измерять):

  • по различным источникам информации - общие тенденции развития и явлений;

  • изменение отдельных показателей во времени и пространстве;

  • источники информации, необходимые для решения конкретных задач: составления карт, схем, таблиц, диаграмм;

  • факторы, влияющие на возникновение и развитие городов России;



  1. Описывать:

  • географическое положение объектов;

  • географическую специфику г. Новосибирска;

  • читать и анализировать тематические карты, графические и статистические материалы, характеризующие население, хозяйство городов, их социальные, экономические, экологические проблемы;



  1. Объяснять:

  • изменение природных объектов в результате деятельности человека;

  1. Знать понятия:

  • город;
    урбанизация;
    агломерация;
    мегалополис;



  1. Создавать учебные проекты по темам курса.

Характеристика временных затрат: курс рассчитан на 17 часов и включает теоретический материал и практические работы.

Четверть

Количество часов

3

10

4

7

В неделю

1

За год

17

Всего за курс

17



Учебно-методический комплекс:

  1. Атлас География России 8-9 класс. - М., «Просвещение» 2012.

  2. Атлас Новосибирской области.

  3. Атлас юного туриста по Новосибирской области.

  4. Кравцов В. М., Донукалова Р. П. География Новосибирской области: Учебное пособие. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000.

  5. Баринова И.И., Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Природа. Население. Учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Дрофа, 2012.

  6. Максаковский В. П. Географическая картина мира. - М., 2005.



урока

Тема урока

Практические работы

1

Введение. Понятие «город». Причины возникновения и роста городов.


2

Городские виды деятельности, городской образ жизни.

№ 1

3

История возникновения Новосибирска.


4

Урбанизация - признаки, показатели. Особенности урбанизации в России.

№ 2

5

Функции города. Типы городов по градообразующим функциям. Возрастание доли инфраструктурных функций города. Подготовка проекта «Социальная инфраструктура микроучастка школы № 143».

№ 3

6

Типология городов. Определение типов городов Новосибирской области.

№ 4, 5

7

Город как система - на примере Новосибирска. Динамика численности населения Новосибирска.

№ 6

8

Защита проекта «Социальная инфраструктура микроучастка школы № 143».


9

Планировочная структура и территориальные зоны города.

№7

10

Функциональные зоны города на примере Новосибирска. Проблемы городов России в том числе Новосибирска.

№ 8, 9

11

Агломерация, её особенности, критерии выделения. Понятие мегалополиса. Основные типы городов.

№ 10, 11

12

Подготовка проекта «Мой Новосибирск родной».


13

Система городского расселения и опорный каркас расселения населения страны. Этапы формирования сети городов России - Древняя Русь; Россия до 1917 года, Россия после 1917 года.

№ 12

14

Урбанизация. Основные тенденции в развитии городского расселения России.

№ 13

15

Экономико-географическая характеристика города Новосибирска по плану. Подготовка проекта «Имя на карте города».


16

Защита проекта «Имя на карте города».


17

Защита проекта «Мой Новосибирск родной».


Содержание и поурочное планирование курса «Города России. Новосибирск»

Содержание практических работ

п\п

Содержание работы

1

Сравнить городской и сельский образ жизни населения ( в форме таблицы).

2

Составить и проанализировать карту «Урбанизация экономических районов России». Выделить фоном долю городского населения в районах, обозначить пунсонами города-миллионеры, крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн жителей) и крупные (от 250 до 500 тыс. жителей) города.

3

Привести примеры типов городов по градообразующим функциям.

4

Привести примеры типов городов по числу жителей, особенностям ЭГП, возрасту, генезису, функциям.

5

Определить типы городов Новосибирской области, нанести их на карту.

6

Установить виды деятельности Новосибирска и сферу его жизнеобеспечения.

7

Сравнить территориальный рост и структурные зоны Санкт-Петербурга и Москвы. Объяснить черты сходства и различия в структуре Москвы и Санкт-Петербурга.

8

Составить таблицу «Города России с неблагоприятной экологической ситуацией», в которой выделить города разных экономических районов страны с высоким загрязнением воздушного, водного или воздушного и водного бассейнов и указать его причины.

9

Проанализировать причины безработицы в Новосибирске, предложить меры по решению проблемы занятости населения.

10

Составить схему агломерации города Новосибирска.

11

Проанализировать размещение и отраслевую специализацию Новосибирска.

12

Составить и проанализировать таблицу «Этапы формирования сети городов России», в которой указать, где и сколько возникло новых городов на каждом этапе, какие факторы оказали наибольшее влияние на их формирование.

13

Проанализировать и объяснить размещение городов-миллионеров и крупнейших городов по территории страны.



© 2010-2022