Пояснительная записка к учебнику А. И. Алексеева 10 класс. Полярная звезда

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Цели и задачи рабочей программы

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями описывать и анализировать природные, социально-экономические и геоэкологические процессы и явления;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

задачи программы:

- формировать знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий.

- формировать умение использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

- формировать знания об изменении политической карты мира под влиянием международных отношений.

- формировать представление о ресурсообеспеченности стран и регионов мира различными видами природных ресурсов, проблемах их использования и последствиях антропогенного загрязнения окружающей среды.

- формировать знания об особенностях населения мира, размещения основных отраслей хозяйства, особенностях отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

- формировать способность и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.

Нормативно- правовое обеспечение программы:

  • Закон Р Ф « Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012г. № 273-ФЗ,

  • Приказ МО РФ № 1089 от 05 .03.2004г. « Об утверждении ФК ГОС основного общего и среднего ( полного ) общего образования ( с изменениями)

  • Приказ МО РФ от 09.03. 2004г. № 1312» Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ , реализующих программы общего образования « с изменениями.- Приказ Министерства образования и науки РФ. От 31.03.2014г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Программа развития МБОУ СОШ № 20

  • Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №20 на 2013-2017г.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента примерной программы по географии 10-11кл. и авторской программы, Николиной В.В Алексеева А. Липкиной Е.К. « Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 кл.» , ( базовый уровень), которые легли в основу действующих учебников серии « Полярная звезда».Программа выбрана в соответствии ФК ГОС, в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ СОШ № 20 . Рабочая программа курса География. Современный мир.10 -11кл. составлена на основании программ общеобразовательных учреждений 10-11 класс-М.: Просвещение, 2010 г.,

Выбор данной авторской программы обусловлен тем, что

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Выбор данной программы мотивирован тем, что программа выбрана в соответствии с ФК ГОС, в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ СОШ №20. Курс призван сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, показать глубокую взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению. Это очень важно, т.к. мир сегодня меняется с невиданной быстротой. Растёт население Земли. Переплетаются экономические связи. Расширяется сеть глобальных коммуникаций. В этих условиях курс приобретает большое значение.

В основу курса положены такие важные принципы, как историзм, показывающий социально-экономическую панораму в динамике; внутри и междисциплинарная интеграция, позволяющая учащимся использовать материал, наработанный другими естественными и гуманитарными школьными дисциплинами; принципы актуальности, системности и др. Особое внимание уделено увеличению доли фундаментальных знаний, связанных с основополагающими идеями социально-экономической географии и смежных наук.

Все разделы рабочей программы соответствуют авторской программе Николиной В.В Алексеева А. Липкиной Е.К.

« Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 кл.» , ( базовый уровень)

Место и роль учебного курса географии в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

  • Учебный курс позволяет заложить у учащихся основы критического мышления, более полного осознания окружающего мира.

  • В результате ученики получают возможность совершенствовать знания, умения и навыки формирования целостной географической картины стран мира и окружающей среды. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета географии является решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

  • Изучение данного курса тесно связано с историей, биологией, экономикой, обществознанием , экологией и другими учебными дисциплинами.

Рабочая программа составлена на 69 часов. 35 учебных часов в год ( из расчета 1 час в неделю )в соответствии с Учебным планом МАОУ СОШ № 20 г. Липецка и календарным учебным графиком в 10 классе и 35 часов ,в 11 классе-34 часа.

Основными формами организации образовательного процесса по географии в 10-11 классе являются:

  • традиционный урок

  • лекция

  • семинар

  • практические работы

  • тестирование

  • дискуссии

  • проектная работа

  • презентации

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

  • технология формирования критического мышления

  • информационно- коммуникативные технологии

  • проектная технология

  • технология личностно-ориентированного обучения

  • технология коммуникативно-диалоговой деятельности;

  • объяснительно-иллюстративного обучения

Виды и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, практические работы, тестирование, защита проектов.

Для реализации данной программы используется учебник : Серии «Академический школьный учебник», линия « Полярная звезда». География. Современный мир.10-11 класс. Под редакцией Ю.Н. Гладкого , В.В. Николиной Москва. Просвещение . 2014г




Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать:

  • Понимать взаимосвязь географии с особенностями профессий и профессиональной деятельности , в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов; их главные месторождения и территориальные сочетания;

  • численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, этнический состав населения, крупные языковые семьи, половозрастную структуру населения мира, основные направления миграций и их причины, проблемы современной урбанизации, крупнейшие города и агломерации мира

  • культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации

  • этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, сектора экономики, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда,

  • факторы размещения производительных сил в эпоху НТР, географические аспекты глобальных проблем человечества, идеи устойчивого развития общества

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России.

  • крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, отрасли экономики.

Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических объектов, процессов и явлений;

  • определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

  • анализировать статистические материалы и данные СМИ

  • определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и с/х продукции;

  • определять демографические особенности размещение населения, направления современных миграций населения;

  • уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;

  • обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

  • рекреационные ресурсы мира;

  • экологические ситуации в отдельных регионах

  • современное геополитическое положение стран и регионов

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями.

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики.

Литература и средства обучения

1. Учебник Серии «Академический школьный учебник», линия « Полярная звезда». География. Современный мир.10-11 класс. Под редакцией Ю.Н. Гладкого , В.В. Николиной Москва. Просвещение . 2014г

2. Н.В. Холина « География человеческой деятельности» учебник 10-11 кл.

3.Рабочая тетрадь по географии. 10 класс (автор Н.В. Холина)

4. Атлас 10 класс

5. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Метод. пособие. / Г.Н.Элькин - СПб.: «Паритет», 2009.

6. Поурочные разработки по географии: 10 класс/Е.А. Жижина, Н.А. Никитина - М.: ВАКО, 2008.

7. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч.: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

Ресурсы сети Интернет

  • Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация gks.ru

  • СМИ.ru - средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ smi.ru

  • Официальный сайт ЮНЕСКО uneso.org

  • Народы и религии мира. Этнографический словарь cbook.ru/peoples/

  • Страны мира ( портал для путешественника) woorlds.ru/countries/index.shtml

  • Всемирная география ( информация по странам и регионам мира) worldgeo.ru

CD/DVD- ресурсы

MICROSOFT ENCARTA INTERACTIVE WORLD ATLAS - мультимедийный атлас-энциклопедия

Атлас мира: Новое тысячелетие ( Atlas Deluxe , Rand McNally)- мультимедийный атлас-энциклопедия


Учебно-тематический план 10 класс.

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

1

Человек и ресурсы Земли

9

2

Политическая карта мира

4

3

География населения

5

4

География культуры, религий, цивилизаций

4

5

География мировой экономики

10

6

Резервное время.

3

Итого

35

Объем учебного времени, отведенный на реализацию рабочей программы, соответствует учебному плану.

Объем учебного времени, отведенный на изучение отдельных разделов (тем) рабочей программы, соответствует общему объему учебного времени


Учебно-тематический план 11 класс

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

1

Регионы и страны

27

2

Глобальные проблемы человечества

5

3

Резервное время

2

Итого

34

Объем учебного времени, отведенный на реализацию рабочей программы, соответствует учебному плану.

Объем учебного времени, отведенный на изучение отдельных разделов (тем) рабочей программы, соответствует общему объему учебного времени


© 2010-2022