• Преподавателю
  • География
  • Интегрированный урок по предметам география-химия по теме Химическая промышленность. Производство удобрений (9 класс)

Интегрированный урок по предметам география-химия по теме Химическая промышленность. Производство удобрений (9 класс)

              Конспект урока был составлен к теме «Химическая промышленность», которая изучается в 9 классе в разделе «Основные отрасли и межотраслевые комплексы» к учебнику А.И.Алексеева география России (хозяйство и географические районы).             На уроке рассматривалось производство химических удобрений  со стороны двух предметов географии и химии. С равным долевым участием двух учителей.             Урок позволяет включать учеников в различные виды работы, такие как парная, групповая, и...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по предметам география-химия (9класс)

Тема: Химическая промышленность. Производство удобрений.

Цели:

1. Активизировать интерес учащихся к экономической географии, хозяйству родной страны.

2.Формирование целостного представления об экономических процессах.

3.Сформировать представление об особенностях производства химических (минеральных) удобрений

4. Определить факторы, влияющие на размещение предприятий по производству химических удобрений.

5.Продолжить формирование навыков работы с картами атласа, учебника, контурными картами.

6.Познакомить с классификацией, свойствами важнейших азотных, фосфорных, калийных удобрений.

7.Показать значение и рациональное использование удобрений в сельском хозяйстве.

Оборудование: карта «Химическая промышленность России», атлас, контурные карты, учебник, таблица «Центры отраслей специализации химической промышленности» (раздаточный материал).

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Изучение нового материала

Учитель географии: Ребята мы уже знакомы с химической промышленностью. Знаем её структуру, особенности и основную географию её отраслей. Сегодняшний наш урок будет посвящён производству минеральных удобрений. Мы уделим ему особое внимание, так как это одна из важнейших отраслей для страны. Потому что внесение удобрений в почву один из способов повышения её плодородия. А вы знаете, что одна из задач стоящих перед сельским хозяйством - получение большего количества продукции с единицы площади обрабатываемых земель.

Сегодня мы рассмотрим минеральные удобрения не только с точки зрения элемента народного хозяйства, но и как химическое вещество.

Поэтому цели урока несколько расширяются:

1.Рассмотрим особенности производства минеральных удобрений.

2.Определим факторы, влияющие на размещение предприятий по производству удобрений.

3.Познакомитесь с классификацией и свойствами азотных, фосфорных, калийных удобрений.

4.Определим значимость и рациональное использование удобрений в сельском хозяйстве.

Учитель химии: знакомит с химическими веществами, являющимися сырьём для производства азотных удобрений (химические свойства, химические формулы).

Учитель географии: вы познакомились с азотными удобрениями, которые используются в сельском хозяйстве. Но в природе нет или мало чистых элементов (соединений), используемых в производстве. Сырьём для производства азотных удобрений являются: соли аммония, природный газ, коксовый газ (побочный продукт коксового производства в металлургии).

Изучите карту на странице 72 учебника, рисунок 45 и таблицу (приложение 1), выделите основные центры этого производства и определите факторы размещения предприятий.

ЦЕНТРЫ: Череповец - продукты коксования угля

Новомосковск, Щёкино, Дорогобуж - природный газ

Липецк - продукты коксования угля

Тольятти, Магнитогорск, Нижний Тагил - сырьевой фактор

Ангарск, Кемерово - энергетический и сырьевой фактор

Но азотные удобрения не удовлетворяют всех потребностей сельского хозяйства в питательных элементах.

Учитель химии: знакомит с химическими веществами, являющимися сырьём для производства фосфорных (фосфатных) удобрений (химические свойства, химические формулы).

Учитель географии: география этого производства подчинена главным образом двум факторам. Какими и почему, давайте попытаемся выяснить. Основой (сырьём) для производства фосфорных удобрений служит апатитовый концентрат и фосфориты. Месторождений у нас в стране немного, поэтому производство сосредоточено в трёх районах, каких?

  1. Европейский Север (Хибины - Кольский полуостров)

Центры: Кингисепп, Волхов (сырьевой фактор)

  1. Центральный база ( Егорьевск-Московская область)

Центры: Воскресенск, Новомосковск, Уварово (сырьевой фактор и на потребителя, так как это сельскохозяйственный район)

  1. Урало-Поволжский (Балаково, Красноуральск-сырьевой фактор)

Учитель химии: знакомит с химическими веществами, являющимися сырьём для производства калийных удобрений (химические свойства, химические формулы).

Учитель географии: вы видите, что производство калийных удобрений достаточно несложно. География этого производства то же очень проста. Все калийные соли России добывают на единственном месторождении в стране Соликамском. Сами же удобрения производят в двух промышленных центрах - Соликамске и Березняках (сырьевой фактор)

ІІІ. Закрепление

Ответить на вопросы

  1. Назовите основные факторы размещения предприятий по производству минеральных удобрений. (Наличие сырья, близость потребителя)

  2. Назовите районы по производству минеральных удобрений. (Европейский Север, Центральный, Урало-Поволжский)

  3. Обозначьте на контурных картах границы химических баз и с помощью условных знаков покажите центры по производству азотных, фосфорных, калийных удобрений.

ІV. Заключение

Вся наша жизнь, это множество взаимосвязей. И сегодня мы наглядно в этом убедились. Невозможно полностью изучить какое-либо явление с одной стороны. Тогда мы не получим реальной картины. Мы не могли бы с вами точно определить факторы размещения предприятий химической промышленности без знаний особенности этого производства.

Какими бы необходимыми не были удобрения в хозяйстве, но и их производства вызывает ряд экологических проблем. Зная особенности загрязнения химических предприятий и свойства данного природного комплекса, мы можем попытаться принять меры по снижению загрязнения, тем самым сделав нашу планету капельку чище и лучше.

Два мира есть у человека!

Один который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Давайте постараемся, что бы этот другой мир был таким же совершенным как сама природа. А для этого нам потребуются всё новые и новые знания.

Благодарим всех за урок!

V. Домашнее задание: повторить §13








Приложение 1

Таблица

Интегрированный урок по предметам география-химия по теме Химическая промышленность. Производство удобрений (9 класс)

© 2010-2022