Методическая разработка урока географии 8 класс Россия-Родина моя

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области


















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока географии в 8 классе по теме:

«Россия- Родина моя».




Учитель географии

Сорокина Ирина Юрьевна






с.Бор-Игар 2014

Россия - Родина моя.

(Россия на карте мира)

В учебниках первая тема курса имеет разные названия: «Пространства России», «Россия на карте мира». Речь в ней идет не просто о географическом положении страны, а о территории с присущей ей пространственной структурой. Эта тема очень важна, поскольку дает учащимся целостное представление о географии России, которое в течение двух лет будет расширяться, углубляться, развиваться.

Тип урока: вводный (изучение нового материала)

Форма урока: урок- презентация

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; научить учащихся выявлять характеристики понятия «государственная территория»;

Развивающие: научить учащихся самостоятельно связывать научные представления с реальной жизнью, используя ИКТ;

Воспитательные: воспитывать чувство любви к своей Родине и гордости за ее величие, бережное отношение к природе;

Оборудование:

  1. Компьютер, видеопроектор, мультимедийный экран, презентация «Россия-Родина моя».

  2. Звукозапись: Государственный гимн России, песня «С чего начинается Родина».

  3. Иллюстрации: картины И.И. Шишкина, И.И. Левитана и др.

  4. Карта России, учебники, атласы.

Оформление:

В центре - карта России, справа записаны тема и эпиграф «Любить свою Родину -значит знать ее» (В.Г.Беллинский).

На боковом стенде иллюстрации и рисунки детей на тему: «Природа нашей Родины и нашего края»

Ход занятия


I Мотивация.

Звучит государственный гимн России.

1 ученик читает стихотворение «О Родине».

Что такое Родина? Это запах хлеба,

Солнышко лучистое, голубое небо.

Это травы сочные, это реки быстрые,

Это степи пыльные и луга душистые.

Что такое Родина? Все, что людям свято,

И могила павшего за Родину солдата.

Пусть восходит солнце над отчизной нашей,

Нет любимей Родины и милей и краше.


Звучит песня «С чего начинается Родина»

II. Постановка целей, познавательной задачи урока

Учитель:

-Ребята, о чем это стихотворение? (о Родине)

-О какой Родине? (нашей Родине, о Российской Федерации)

Чтобы понять природу страны, необходимо определить ее «адрес» на Земле, т.е.

географическое положение.

- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( Формулирование целей урока

Сегодня мы начинаем новый курс - курс географии России, географии нашей

Родины. Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла.Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глу­хая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и много­численны города, разбросанные по стране. На многих языках гово­рят люди, населяющие нашу Родину. Россия - это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте. Это и столица наша - Москва, и небольшое село. Это наша история. Рос­сия - это ты и я с нашими радостями и Заботами, проблемами и любовью. Понятие «родина» для каждого человека своё.

Послушаем отрывок сочинения вашего одноклассника.

2 ученик читает сочинение о Родине:

«Слово Родина таит в себе глубокий смысл. Мне хотелось бы прежде всего сказать, что я понимаю под этим словом. Родина- это понятие широкое, можно сказать необъятное. Родина- это не только то место, где ты родился, где живешь.

Родина и то, что мы созидаем, чему служим, чему радуемся. Ни один человек не может быть счастлив без Родины.

Чувства любви к Родине испытывает каждый народ. Великие русские живописцы передали свои чувства на полотнах, создавая картины.

Мы любим свою Родину не только за красоту природы, за могучие реки, за прекрасные песни, но и за талантливость народа, за его смелость, за его подвиги. Любовь к Родине помогала людям покорять космос и осваивать целину. В пустой степи люди воздвигали города, в суровой Сибири строили гидроэлектростанции».

Учитель: напишите несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.

На работу следует отвести 2-3 минуты, а начало следующего урока посвятить обзору детских ответов.

III/Актуализация знаний

- Что изучает физическая география России? ( Физическая география изучает природу и природные ресурсы России- страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

Учитель предлагает следующие задания:

  1. Конкретными примерами подтвердите, что природа России разнообразна.

  2. Каково значение природы? (текст учебника с.6)

IY. Изучение нового материала.

Работа со слайдовой презентацией

Рассказ учителя.

  1. Задачи по физической географии и пути их решения.

  2. Источники географических знаний.

  3. Методы географических исследований.

(Учащиеся фиксируют основные положения в тетрадях)

Традиционные методы:

  • Статистический

  • картографический,

  • исторический

Новые методы:

  • космический - изучение поверхности Земли по космическим снимкам

  • диахронический - изучение истории географического объекта с момента его образования до настоящего времени,

  • метод моделирования - искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях,

  • исследовательский эксперимент - создание искусственных условий и их изучение,

  • географический прогноз - предвидение будущего состояния геосистем.


  1. Знакомство со структурой курса физической географии России

3 ученик Россия, какая она?

Она раскинула свои просторы от холодных морей Северного Ледовитого океана на севере (показывает на карте) до знойных степей Казахстана на юге и от Балтики -на западе до Тихого океана- на востоке.

Россия занимает первое место в мире по:

  • Площади-17,1 мнл кв.км!»;

  • Протяженности границ-5806 кв. км;

  • Количеству соседних государств- их16.

Ее морские границы открыты к трем океанами в 2 раза длиннее сухопутных.

Она омывается водами 13 морей.

По площади Россия может быть сравнима с целыми материками. Она чуть меньше Южной Америки, почти в 2 раза больше Австралии.

В России все поражает своими масштабами. Западно-Сибирская равнина- самая большая в России по площади и одна из крупнейших в мире. Здесь найдены богатейшие запасы нефти и газа. По этой равнине протекают Обь и Енисей.

Восточно-европейская равнина, река Волга, Ладожское озеро- крупнейшие в Европе. Огромное пространство Сибири занимает тайга, площадь которой превосходит леса Канады и США. Жемчужина в этом зеленом массиве- Байкал- самое глубокое в мире озеро.

Самое большое море на северо-востоке России-Берингово.

На востоке границы нашей страны проходят по Тихому океану.

4 ученик. Наша страна богата разнообразными природными ресурсами. По запасам природного газа она занимает первое место в мире, по запасам нефти- восьмое, по производству алюминия-второе, по запасам руды и угля- четвертое, по обеспеченности лесными ресурсами на каждого из насРоссия занимает третье место в мире.

Y. Закрепление изученного материала

1.Источники географических знаний

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

-Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с источниками географической информации.

-Сегодня вы получили некоторые знания о России. Каким способом?

-Какие источники знаний мы использовали?

(Учащиеся перечисляют: карты, иллюстрации, учебник, музыкальные записи, компьютер.) Кроме этого, можно использовать: энциклопедии- детские, географические и др., справочники, атласы. (Все это демонстрируется).

YI. Домашнее задание

П.1; задания №3,4, на стр. 12-13.

Темы эссе:

  • Моя семья в судьбе России

  • Заповедные уголки России

  • Наши соседи

  • Мои пожелания России

  • Я Россиянин - звучит гордо!

YII. Итог урока. Рефлексия.

-Что важного для себя вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?

-Понравился вам урок или нет? Почему?







© 2010-2022