- Преподавателю
- География
- Методическая разработка урока географии 8 класс Россия-Родина моя
Методическая разработка урока географии 8 класс Россия-Родина моя
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокина И.Ю. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока географии в 8 классе по теме:
«Россия- Родина моя».
Учитель географии
Сорокина Ирина Юрьевна
с.Бор-Игар 2014
Россия - Родина моя.
(Россия на карте мира)
В учебниках первая тема курса имеет разные названия: «Пространства России», «Россия на карте мира». Речь в ней идет не просто о географическом положении страны, а о территории с присущей ей пространственной структурой. Эта тема очень важна, поскольку дает учащимся целостное представление о географии России, которое в течение двух лет будет расширяться, углубляться, развиваться.
Тип урока: вводный (изучение нового материала)
Форма урока: урок- презентация
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; научить учащихся выявлять характеристики понятия «государственная территория»;
Развивающие: научить учащихся самостоятельно связывать научные представления с реальной жизнью, используя ИКТ;
Воспитательные: воспитывать чувство любви к своей Родине и гордости за ее величие, бережное отношение к природе;
Оборудование:
-
Компьютер, видеопроектор, мультимедийный экран, презентация «Россия-Родина моя».
-
Звукозапись: Государственный гимн России, песня «С чего начинается Родина».
-
Иллюстрации: картины И.И. Шишкина, И.И. Левитана и др.
-
Карта России, учебники, атласы.
Оформление:
В центре - карта России, справа записаны тема и эпиграф «Любить свою Родину -значит знать ее» (В.Г.Беллинский).
На боковом стенде иллюстрации и рисунки детей на тему: «Природа нашей Родины и нашего края»
Ход занятия
I Мотивация.
Звучит государственный гимн России.
1 ученик читает стихотворение «О Родине».
Что такое Родина? Это запах хлеба,
Солнышко лучистое, голубое небо.
Это травы сочные, это реки быстрые,
Это степи пыльные и луга душистые.
Что такое Родина? Все, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.
Пусть восходит солнце над отчизной нашей,
Нет любимей Родины и милей и краше.
Звучит песня «С чего начинается Родина»
II. Постановка целей, познавательной задачи урока
Учитель:
-Ребята, о чем это стихотворение? (о Родине)
-О какой Родине? (нашей Родине, о Российской Федерации)
Чтобы понять природу страны, необходимо определить ее «адрес» на Земле, т.е.
географическое положение.
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( Формулирование целей урока
Сегодня мы начинаем новый курс - курс географии России, географии нашей
Родины. Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла.Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по стране. На многих языках говорят люди, населяющие нашу Родину. Россия - это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте. Это и столица наша - Москва, и небольшое село. Это наша история. Россия - это ты и я с нашими радостями и Заботами, проблемами и любовью. Понятие «родина» для каждого человека своё.
Послушаем отрывок сочинения вашего одноклассника.
2 ученик читает сочинение о Родине:
«Слово Родина таит в себе глубокий смысл. Мне хотелось бы прежде всего сказать, что я понимаю под этим словом. Родина- это понятие широкое, можно сказать необъятное. Родина- это не только то место, где ты родился, где живешь.
Родина и то, что мы созидаем, чему служим, чему радуемся. Ни один человек не может быть счастлив без Родины.
Чувства любви к Родине испытывает каждый народ. Великие русские живописцы передали свои чувства на полотнах, создавая картины.
Мы любим свою Родину не только за красоту природы, за могучие реки, за прекрасные песни, но и за талантливость народа, за его смелость, за его подвиги. Любовь к Родине помогала людям покорять космос и осваивать целину. В пустой степи люди воздвигали города, в суровой Сибири строили гидроэлектростанции».
Учитель: напишите несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.
На работу следует отвести 2-3 минуты, а начало следующего урока посвятить обзору детских ответов.
III/Актуализация знаний
- Что изучает физическая география России? ( Физическая география изучает природу и природные ресурсы России- страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)
Учитель предлагает следующие задания:
-
Конкретными примерами подтвердите, что природа России разнообразна.
-
Каково значение природы? (текст учебника с.6)
IY. Изучение нового материала.
Работа со слайдовой презентацией
Рассказ учителя.
-
Задачи по физической географии и пути их решения.
-
Источники географических знаний.
-
Методы географических исследований.
(Учащиеся фиксируют основные положения в тетрадях)
Традиционные методы:
-
Статистический
-
картографический,
-
исторический
Новые методы:
-
космический - изучение поверхности Земли по космическим снимкам
-
диахронический - изучение истории географического объекта с момента его образования до настоящего времени,
-
метод моделирования - искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях,
-
исследовательский эксперимент - создание искусственных условий и их изучение,
-
географический прогноз - предвидение будущего состояния геосистем.
-
Знакомство со структурой курса физической географии России
3 ученик Россия, какая она?
Она раскинула свои просторы от холодных морей Северного Ледовитого океана на севере (показывает на карте) до знойных степей Казахстана на юге и от Балтики -на западе до Тихого океана- на востоке.
Россия занимает первое место в мире по:
-
Площади-17,1 мнл кв.км!»;
-
Протяженности границ-5806 кв. км;
-
Количеству соседних государств- их16.
Ее морские границы открыты к трем океанами в 2 раза длиннее сухопутных.
Она омывается водами 13 морей.
По площади Россия может быть сравнима с целыми материками. Она чуть меньше Южной Америки, почти в 2 раза больше Австралии.
В России все поражает своими масштабами. Западно-Сибирская равнина- самая большая в России по площади и одна из крупнейших в мире. Здесь найдены богатейшие запасы нефти и газа. По этой равнине протекают Обь и Енисей.
Восточно-европейская равнина, река Волга, Ладожское озеро- крупнейшие в Европе. Огромное пространство Сибири занимает тайга, площадь которой превосходит леса Канады и США. Жемчужина в этом зеленом массиве- Байкал- самое глубокое в мире озеро.
Самое большое море на северо-востоке России-Берингово.
На востоке границы нашей страны проходят по Тихому океану.
4 ученик. Наша страна богата разнообразными природными ресурсами. По запасам природного газа она занимает первое место в мире, по запасам нефти- восьмое, по производству алюминия-второе, по запасам руды и угля- четвертое, по обеспеченности лесными ресурсами на каждого из насРоссия занимает третье место в мире.
Y. Закрепление изученного материала
1.Источники географических знаний
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
-Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с источниками географической информации.
-Сегодня вы получили некоторые знания о России. Каким способом?
-Какие источники знаний мы использовали?
(Учащиеся перечисляют: карты, иллюстрации, учебник, музыкальные записи, компьютер.) Кроме этого, можно использовать: энциклопедии- детские, географические и др., справочники, атласы. (Все это демонстрируется).
YI. Домашнее задание
П.1; задания №3,4, на стр. 12-13.
Темы эссе:
-
Моя семья в судьбе России
-
Заповедные уголки России
-
Наши соседи
-
Мои пожелания России
-
Я Россиянин - звучит гордо!
YII. Итог урока. Рефлексия.
-Что важного для себя вы узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
-Понравился вам урок или нет? Почему?