- Преподавателю
- География
- Программа курса по выбору Население мира
Программа курса по выбору Население мира
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузвесова Е.М. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа прикладного курса
«Население мира»
( 11 класс, естественно-математическое направление)
Автор: Кузвесова Е.М.
учитель географии
КГУ «Средняя школа№3»
ГУ «Отдел образования акимата
Житикаринского района
г.Житикара, 2013г
Оглавление
-
Пояснительная записка
-
Программа курса
-
Требования к знаниям, умениям
-
Учебно-тематическое план курса
-
Литература
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 11 класса естественно-математического направления общеобразовательной школы.
Программа курса по выбору «Население мира» имеет краеведческое направление, представленное изучением различных проблем мира: историко-географических, социально-экономических, расселенческих, демографических, этнографических.
В системе географического образования знания о населении занимают важное место, обучающиеся получают их на всем протяжении изучения предмета. В процессе обучения формируется комплексный подход к изучению населения, которое рассматривается как субъект социально-экономической деятельности и общественных отношений, важный фактор преобразования природы.
Введение курса по выбору «Население мира» предполагает расширить знания обучающихся о населении мира: численности, плотности, составе населения, демографических проблемах и путей их решения, занятости населения, проблемах безработицы, об особенностях рынка труда, возможности использования рекреационных ресурсов для восстановления здоровья населения региона, а также позволяет раскрыть у обучающихся еще недостаточно проявленные интересы, склонности и способности, усилить мотивацию изучения географии, ориентировать их в выборе собственной учебной и будущей профессиональной деятельности, усвоить обучающимися объема знаний, который обеспечил бы им социальную адаптацию в обществе, способствовал развитию умений делать выбор и осмысливать его последствия, а также анализировать результаты собственной деятельности.
Содержание курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе: анализ карт и статистического материала, составление таблиц, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации: литературы, периодической печати, информационных ресурсов Интернета, а также выполнение творческой работы.
Цель курса: формирование у подростков целостного представления об особенностях географии населения мира.
Задачи курса:
-
Освоить географические знания об особенностях географии населения своего края, показать ее современные проблемы и пути их решения.
-
Развивать географическое мышление для ориентации в проблемах населения родного края и решения жизненных и профессионально ориентированных задач.
-
Воспитывать патриотизм и социально-ответственное отношение к окружающей среде.
-
Использовать знания, умения, ценностные ориентации в различных видах жизнедеятельности и при выборе собственной профессиональной траектории.
-
Развивать творческие способности учащихся.
Программа курса « Население мира»(102часа)
Введение ( 2 часа)
Демография(20 часа)
Численность и структура народонаселения .Основы географии населения. География воспроизводства и размещения населения. Этнический и расовый состав населения. Трудовые ресурсы. Миграция населения. Урбанизация. География сельских поселений. Города. Виды городов.
Решение демографических задач
География народов Азии (13 часов)
Национальный этнический состав. Языковые семьи.
Особенности распространения в государствах Азии основных мировых и национальных религий. Различия между субрегионами: Восточной, Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии. География распространения основных конфессиональных групп. Сравнения регионов Азии. Традиции и обычаи народов Азии.
География народов Европы (13 часов)
Национальный, этнический и религиозный состав населения
Главные языковые семьи Различия между субрегионами: Западная, Восточная и Центральная Европа.
География распространения основных конфессиональных групп.
Особенности распространения в государствах Европы основных мировых и национальных религий. Сравнение регионов Европы. Обычаи и традиции народов Европы
География народов Америки (10 часов)
Население: численность, воспроизводство, внешние и внутренние миграции Национальный, религиозный и этнический состав населения Северной и Южной Америки
Особенности формирования населения Латинской Америки и основные этнические группы по языковым семьям, группам и религиям.
Специфика урбанизации и расселения сельского населения. Своеобразие народов Америки.
География народов Африки (9 часов)
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения в пределах различных регионов: Восточная, Западная, Центральная и Южная Африка
Этнический и религиозный состав, этнические и этнополитические конфликты (характер геноцида). Этнические беженцы, контрасты расселения, высокие темпы урбанизации (арабский тип города, субрегионы Северной и Тропической Африки (сходства и различия).Традиции обычаи народов Африки.
География населения Казахстана (12 часов)
Состояние демографической ситуации Казахстана. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности размещения населения по территории РК. Миграционные процессы: причины и следствия, экономически активное население.
Зарубежная казахская диаспора и проблемы оралманов (9часов)
Характеристика географии населения своего края (11 часов)
Численность населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Основные причины смертности населения. Национальный и половозрастной состав населения
Отдых и туризм. Рекреационные ресурсы. Миграция населения области внутри Республики Казахстан, со странами СНГ и вне СНГ (дальнее зарубежье). Статистические данные ,занятость населения района Города области. Город Житикара
Итоговое занятие (1часа)
Экскурсия в музей (2 часа)
Учебно-тематический план курса
№
Тема
Кол.
часов
Дата
1-2
Система географических наук, ее целостность.
2
Демография
20
3-5
Численность и структура
народонаселения
3
6-8
Основы географии населения
2
8-9
География воспроизводства и размещения населения
2
10-12
Этнический и расовый состав населения
3
13-14
Трудовые ресурсы и их использование. Миграция населения
2
15-16
Урбанизация. География сельских поселений
2
17-19
Города. Виды городов
3
20-22
Решение демографических задач и работа над ошибками.
3
География народов Азии.
13
23-24
Национальный, этнический состав населения.
2
25-27
Главные языковые семьи
3
28-29
Особенности распространения в государствах Азии основных мировых и национальных религий.
2
30-32
География распространения основных конфессиональных групп
3
33-35
Различия между субрегионами: Восточной, Юго-Восточной, Южной и Юго -Западной Азии.
3
География народов Европы.
13
36-38
Национальный, этнический и религиозный состав населения
3
39-40
Главные языковые семьи
2
41-43
Особенности распространения в государствах Европы основных мировых и национальных религий.
3
44-45
География распространения основных конфессиональных групп.
2
46-48
Различия между субрегионами: Западная ,Восточная и Центральная Европа
3
География народов Америки.
10
49-50
Население: численность, воспроизводство, внешние и внутренние миграции
2
51-53
Национальный, религиозный и этнический состав населения Северной и Южной Америки.
3
54-56
Особенности формирования населения Латинской Америки и основные этнические группы по языковым семьям, группам и религиям. Обычаи ,традиции народов .
3
57-58
Специфика урбанизации и расселения сельского населения
2
География народов Африки.
9
59-61
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения в пределах различных регионов: Восточная, Западная, Центральная и Южная Африка
3
62-64
Этнический и религиозный состав, этнические и этнополитические конфликты (характер геноцида).
3
65-67
Этнические беженцы, контрасты расселения, высокие темпы урбанизации (арабский тип города, субрегионы Северной и Тропической Африки (сходства и различия)).
3
География населения Казахстана.
12
68-69
Состояние демографической ситуации Казахстана
2
70-71
Половозрастной, этнический и религиозный состав населения
2
72-73
Миграционные процессы: причины и следствия, экономически активное население.
2
74-75
Особенности размещения населения по территории РК
2
76-77
Города ,функции
2
78-79
Рекреационные ресурсы. Туризм
2
Зарубежная казахская диаспора и проблемы оралманов
9
80-81
Распространения и проживания казахской диаспоры за рубежом.
2
82-84
Особенности политики репатриации казахов на историческую родину
3
85-86
Какие страны являются лидерами по количеству прибывших из них казахов.
2
87-88
Количество прибывших оралманов РК
(работа таблицами и справочными данными)
2
Характеристика географии населения своего края.
11
89-90
Численность населения.
Рождаемость, смертность, естественный прирост. Основные причины смертности населения
2
91-92
Национальный и половозрастной состав населения
2
93-94
Миграция населения области внутри Республики Казахстан, со странами СНГ и вне СНГ (дальнее зарубежье).
2
95-96
Статистические данные ,занятость населения района.
2
97-99
Города области. Город Житикара
3
100
Итоговый тест
1
101-102
Экскурсия в музей
2
ИТОГО
102
Требования к знаниям, умениям и навыкам.
Ожидаемые результаты обучения.
Обучающиеся должны знать/понимать:
-
Основные географические понятия и термины.
-
Динамику городского и сельского населения, демографические проблемы, проблемы занятости населения, особенности рынка труда.
-
Рекреационные ресурсы, особо охраняемые природные территории, объекты историко-культурного наследия мира.
Обучающиеся должны уметь:
-
Работать с различными источниками географической информации.
-
Анализировать статистический материал.
-
Делать выводы и обобщения.
-
Обсуждать результаты, участвовать в дискуссии.
Планируемый результат: изучение курса по выбору заканчивается итоговой конференцией, на которой проходит защита творческих работ обучающихся.
Литература:
-
Ионцев В.А. Мировые миграции. М., 1992
-
Бромлей Ю., Продольный Р. Человечество - это народы. М., 1990
-
Акимов А.В. Мировое население: взгляд в будущее. М., 1990
-
Бруг С.И. Население мира: этно-демографический справочник, 2 изд. М., 1986
-
Козлов В.И., Вовк Т.Ф. Религии мира и демографическое поведение верующих. Сб. Религии мира. М., 1990
-
Шувалов Б.Л, География населения. М., 1985
-
Ковалев С.А. География населения СССР. М., 1980
-
Копылов В.А. География населения СССР. М., 1999
-
Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика. М., 2005
-
Вавилова Е.Б. Экономическая география и регионалистика. М., 2005.
-
Хорев Б.С., Безденежных В.А., Быкова Н.Е. Мировой урбанизм на переломе. М., 1992
-
Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. М., 1999
-
Страны народы. Земля и человечество. Глобальные проблемы: научно-популярный геогр.-этногр. Изд.М., 1985
-
Народонаселение. Энциклопедический справочник. 2000г.
-
Страны и народы. Популярная энциклопедия. С-Пт. 1997
-
Радионова И.А. Политическая карта мира. Уч.- справ. пособие по географии. М., 1999
-
Краткие итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан. Стат.сб. Алматы, 1999
-
Скопин А.Ю. Экономическая география России. М., 2003