Конспект урока по географии 6 класс на тему

конспект урока по географии 6 класс на тему: "Ориентирование на местности " 6 класс                                                                дата: Тема: Ориентирование на местности  Пр. № 2 Определение различных способов ориентирования на местности.(тренировочная)       Цели урока:        • выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;        • показать значимость умений ориентироваться в пространстве;        • раскрыть роль компаса как величайшего изобретения...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс дата:

Тема: Ориентирование на местности

Пр. № 2 Определение различных способов ориентирования на местности.(тренировочная)

Цели урока:
• выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;
• показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
• раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;
• формировать умение работать с компасом.
Оборудование: компас, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Ориентирование. Азимут. Компас. Стороны горизонта.
Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.
Ценностный компонент урока: понимать значимость жизненно важного умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве - необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.
Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника; ознакомление с новой рубрикой «Шаг за шагом».
Тип урока: вводный.

Изучение нового материала
Перед изучением темы «План и карта» учитель обращает внимание учащихся на фрагмент картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье» (с. 33). У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.
В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.
Умение ориентироваться в пространстве - одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно - знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта, определить, что изображено на рисунке 19 на юге, на западе.
Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».
Позднее для ориентирования был изобретен прибор - компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компас - это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.
Далее изучаем, как устроен компас, и по рубрике «Шаг за шагом» определяем, как с ним работать (с. 37 учебника). Намагниченная стрелка компаса с окрашенным (синим) концом всегда направлена на север. По компасу определяют азимут - угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
Далее учитель предлагает практические задания по определению азимута на предметы (рис. 20 учебника). Затем задача усложняется и, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполняют задания 9, 11 учебника.
Затем вместе с учащимися учитель обсуждает, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.

Практическая работа №2 Определение различных способов ориентирования на местности.(тренировочная)

Цели работы:

1. Познакомиться с различными способами ориентирования на местности. Учиться ориентироваться на местности по Солнцу и часам, с помощью компаса и местных признаков, определять стороны горизонта, азимуты объектов и находить объекты по заданным азимутам.

2.Учиться определять расстояние на местности измерительными приборами, шагами и на глаз.

Последовательность выполнения работы:

1. Что значит сориентироваться на местности?

Сориентироваться на местности - это значит определить свое местоположение

относительно сторон горизонта.

  1. Изучите предложенные способы ориентирования. Какие из предложенных

способов вы сможете применить сейчас для определения сторон горизонта?

Выполните указанные для них действия.

  • Способы ориентирования на местности.

Существуют разные способы ориентирования на местности: по Солнцу, по гномону, по часам, по звездам, по компасу, по местным признакам.

Для применения этих способов есть общее действие: сначала определяют, где находится север. Зная направление на север, узнают все остальные: если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой рукой будет восток, по направлению левой - запад, а сзади - юг.

№1. Ориентирование по Солнцу.

В наших (средних) широтах Солнце:

  • в 7 ч. утра приблизительно бывает на востоке,

  • в 10 ч.- на юго- востоке,

  • в 13 ч.- на юге,

  • в 16 ч - на юго- западе,

  • в 19 ч.- на западе.

№2. Ориентирование с помощью гномона.

В полдень тень гномона будет направлена на север.

№3. Ориентирование по часам.

  • Положить часы на вытянутую ладонь.

  • Часовую стрелку направить на Солнце.

  • Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате разделить пополам.

  • Линия, разделяющая этот угол пополам, покажет направление на юг.

№4. Ориентирование по звездам.

  • Найти ковш Большой Медведицы из семи ярких звезд.

  • Мысленно отложить на продолжении линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.

  • Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта.

№5. Ориентирование по местным признакам.

  • Кора большинства деревьев грубее на северной стороне; тоньше, эластичнее, а у березы светлее - на южной.

  • У сосны вторичная бурая, потрескавшаяся кора на северной стороне поднимается выше по стволу.

  • С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли обильнее покрыты лишайниками, грибками.

  • На деревьях хвойных пород смола обильнее накапливается с южной стороны.

  • У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.

  • Толщина годичных колец пня спиленного дерева, росшего отдельно, больше с южной стороны.

  • Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный - крутой.

  • Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами, в жаркий период лета - на южных, затененных.

  • Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.

  • Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.

  • Снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины-«шипы», направленные на юг.

  • Алтари православных церквей, часовен обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны.

  • Приподнятые концы нижних перекладин крестов церквей обращены на север.

В реальной действительности бывает много отклонений от перечисленных правил, при ориентировании нужно учитывать не один, а несколько признаков.

№6. Ориентирование с помощью компаса

Это самый надежный способ ориентирования. Изучите этот способ, выполняя все предложенные действия.

  • Положите компас на ровную поверхность (и отпустите фиксатор).

  • Дайте стрелке успокоиться.

  • Намагниченный конец стрелки покажет направление на север.

  • Вращая коробочку компаса, подведите под темный конец стрелки букву С (север). Иногда его обозначают N (норд).

  • Компас сориентирован.

! Для того, чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут по предметам.

Азимут- это угол на местности, образуемый двумя лучами: один из них всегда направлен на север, другой - на тот предмет, на который надо определить азимут. Величину азимута выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки. Азимут на север соответствует 0°' на восток- 90°' на юг- 180°, на запад- 270°

Последовательность определения азимута такова:

  • Сориентируйте компас.

  • На стекло компаса положите тонкую палочку или спичку по направлению от центра к предмету.

  • По шкале компаса отсчитайте величину дуги от 0° до линии направления на предмет.

Выполните указанные действия по определению азимута. Определите азимут на предметы, указанные учителем. Найдите объекты по заданным азимутам. Результаты запишите в полевом дневнике.

3. Изучите, как проводится измерение расстояний на местности.

Выполните указанные действия.

Для того, чтобы составить план местности, надо не только уметь определять направления, но и измерять расстояния на местности. Расстояние на местности можно измерить мерной лентой, шагами, землемерным циркулем.
Для определения расстояние шагами, попробуйте:

  • Отметить рулеткой линию длиной 100 или 50 м.

  • Это расстояние пройдите обычным шагом, считая число сделанных шагов.

  • Затем данное расстояние разделите на число сделанных пар шагов.

  • Например, 100 м пройдено за 96 пар шагов. Нужно 100 разделить на 96. Полученный результат (1м 4см) можно округлить и считать, что длина одной пары шагов равна 1м.

  • При измерении расстояний шагами считают количество пройденных пар шагов, а потом
    умножают полученную величину на длину одной пары шагов.

Определите данное расстояние мерной лентой. Результаты работы запишите в полевой дневник.

4. Результаты всей практической работы оформите дома в тетради.

Различные способы ориентирования на местности можно посмотреть в географическом атласе для 6 класса.

В конце урока учитель подводит итоги, учащиеся с помощью учебника делают выводы.

Домашнее задание
1. Изучить §8
2. Ответить на вопросы 1-8.

3


© 2010-2022