Урок по географии для 5 класса «Вулканы»

В данной методической разработке представлен урок для 5 класса по теме: «Вулканы». Данный урок рассчитан на 45 минут, разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать речевые способности учащихся, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает интеллектуальные творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. ... Урок в данной форме способствует глубокому и осознанному усвоению знаний, развитию общекультурных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных компетенций. Материал урока рекомендуется педагогам биологии, географии, а  так же использовать во внеклассной работе. Компоненты урока: 1.                      План-конспект 2.                      Презентация к уроку (приложение).
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»Урок по географии для 5 класса «Вулканы»



Урок по географии 5 класс "Вулканы"





































Содержание

Аннотация

План - конспект урока

Ход урока

Используемая литература

Приложение - презентация к ходу урока











Аннотация

В данной методической разработке представлен урок для 5 класса по теме: «Вулканы».

Данный урок рассчитан на 45 минут, разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать речевые способности учащихся, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает интеллектуальные творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.

Урок в данной форме способствует глубокому и осознанному усвоению знаний, развитию общекультурных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных компетенций.

Материал урока рекомендуется педагогам биологии, географии, а так же использовать во внеклассной работе.

Компоненты урока:

  1. План-конспект

  2. Презентация к уроку (приложение).





















План - конспект урока «Вулканы»


Урок: География, предметная область «Литосфера»

Тема урока: Вулканы (5 класс)

Тип урока: Диалог (изучение нового материала)

Вид урока: Коллективное творческое дело

Цели и задачи:

-Сформировать знания учащихся об особенностях образования и строения вулканов.

- Дать представление о типах вулканов.

- Сформировать знания о географии размещения вулканов на земном шаре.

Форма контроля: Индивидуально-групповая

Оснащение урока: Презентация, физическая карта мира, атласы, картины и книги о вулканах и гейзерах.

Должны усвоить на уроке: Понятия вулкан, строение и причины образования вулканов, действующие и потухшие, номенклатуру.

Термины и понятия: вулкан, очаг, магма, жерла, кратер, вулканические бомбы, вулканический пепел, действующие, потухшие, уснувшие вулканы.

Географическая номенклатура:

вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Эльбрус, Кракатау, Камерун, Орисаба, Фудзияма, Катапахи, Килиманджаро.







Ход урока

Ход урока:


I.Организационный момент

II. Изучение нового материала


Историческая страничка



Строение вулкана

Рис. на доске

- Вулканы

- Образование и строение вулканов

- Виды и типы вулканов

- География размещения вулканов

- Для чего изучают вулканы?

- Вывод

I. Организация учащихся на урок

Оформление тетради - запись темы. Постановка цели урока совместно с учащимися, запись цели на доске, постановка учащимися себе задачи на урок.

II. Изучение нового материала

(Зачитывается стихотворение)

Выше, чем гуляют тучи,

Поднимаются вулканы;

Величавы и могучи,

Словно в сказке великаны.

Пережили они много

Грандиозных извержений;

Страх внушали и тревогу,

Людям многих поколений.

Ребята, о каком явлении природы мы будем сегодня разговаривать ( о вулканизме). Что такое вулкан, почему он образуется, откуда пошло название, география размещения и многое другое вы узнаете на этом уроке.

Итак, что же такое вулканизм, давайте откроем учебники и прочитаем определение.

А какие ассоциации вызывает у вас слово вулкан? (огнедышащая гора).

Давайте прослушаем сообщение и узнаем откуда к нам пришло название этого явления. Сообщение «Откуда пришло название Вулкан».

Вулкан- это геологическое образование.возникшее над трещинной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава, пепел, горячие газы и обломки горных пород. (дети записывают в тетр.)

Перед вами макеты гор и вулканов, как вы думаете, чем отличаются эти два вида горного рельефа? (горы идут цепью, вулкан отдельно стоящая гора конусообразной формы, кратер, жерло)

Давайте зарисуем в тетр. строение вулкана. У вас в учебниках также имеется рисунок.

Любой вулкан состоит из трех составляющих - конус, кратер, жерло.

И запомните определения:

Кратер - вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Жерло - вертикальный канал, по которому вытекает лава.

Очаг вулкана - расположен в глубине земли.(магматический очаг)

Лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250оС. Скорость течения 300 - 500 метров в час.

Посмотрите на свои ранее выполненные макеты, что можно сказать еще о вулканах (Они бывают различной формы.)

Оказывается при извержении жидкой лавы образовывается пологие склоны, а при вязкой - куполообразные. А как образуется купол? Лава изливается из трещины в земной коре постепенно - первый слой лавы застывает, по нему выливается второй слой, и т.д. и получается слоистый конус.

Посмотрите ещё раз на макеты вулканов, как вы думаете по какому принципу и на какие типы делятся вулканы.

Об этом нам более подробно расскажут следующие докладчики (Типы вулканов)

Слайды и видео ,з\м запись табл. в тетрадь.

Виды вулканов

Потухшие

бездействуют много тысяч лет.

(в. Килиманджаро

г.Эльбрус

г. Казбек)


Уснувшие

об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать.

(в Крыму, в Забайкалье).



Действующие

вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. Их насчитывается 800 в мире.

( на Камчатке,

на Гавайских

островах.)



А где же имеются эти могущественные вулканы, мы сейчас с вами это разберем, Итак на парту я даю координаты, вам необходимо будет найти в паре объект, записать на листочке и разместить на карте, дать небольшую характеристику о месте его распространения.

55сш-159вд --------------Ключевская сопка

36сш-137вд --------------Фудзияма

2юш-78зд -----------------Котопахи

64сш-17зд----------------- Гекла

4юш-37вд -----------------Килиманджаро

19сш-98зд-----------------Орисабо

4сш-9вд -------------------Камерун

41сш-17вд ----------------Везувий

7юш-105вд ---------------Кракатау

165юш-78зд --------------Эребус

20сш-155зд--------------- Килауэа.

Вообще вулканов на земном шаре огромное количество, они располагаются как на материках так и на дне океанов, большинство вулканов земли сосредоточено в зоне тихоокеанского огненного кольца, в России вулканы сосредоточены в основном на полуострове Камчатка насчитывается 130 потухших вулканов и 29 действующих. Самый большой вулкан - Ключевская Сопка. У нас в Бурятии также имеются вулканы (как вы думаете где?) в Окинском районе в горах Восточного Саяна.

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии в 79 г. н.э., уничтожившего город Помпея

А сейчас мы заслушаем еще одно сообщение о городе Помпеи который стерт с лица земли благодаря вулкану Везувий.

Девствующий вулкан может начать извержение в любое время.

Для чего их изучают?

-для предсказания извержений;

-для изучения внутреннего строения Земли;

-узнать об образовании полезных ископаемых.

В чем роль и значение вулканов, прочитав два абзаца на стр. 84 мы об этом узнаем:

  1. Образуют острова.

  2. Пепел - основа плодородных почв.

  3. Строительные материалы и абразивы.

  4. Пемза - входит в состав некоторых зубных паст.

  5. Сапфиры, цирконы, медь, серебро, золото - все это можно добыть из вулканических пород.

  6. В них же были найдены и некоторые из самых крупных алмазов

Ну, а теперь подведем итоги урока и закрепим полученные знания, я раздаю на парту кроссворд, кто первый решит его тот получит хорошую оценку. А теперь разгадаем кроссворд на доске.л

а

а

в

е

з

у

и

й

в



в

в

у

л

к

а

н

л

о

к

р

а

т

е

р

а

т

с

н

к

а

ч

к

а

м



  1. Вытекающая из вулкана магма.

  2. Вулкан - виновник гибели Помпеи.

  3. Учёный, изучающий вулканы.

  4. Чаша на вершине вулкана.

  5. Наибольшее количество вулканов в России находится на …

  6. Вулканы которые потухли и вновь стали действовать

Д/З. &№ 27-28 прочитать, задание на стр. 84 письменно, и отметить в контурных картах вулканы.

Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления об образовании, строении, типах вулканических извержений. Спасибо всем за работу.

Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует.

Деятельность учащихся:






запись темы













Работа с учебником





Защита доклада




Запись и зарисовать

в тетради


















Защита доклада





Практическая работа с картой

















Защита доклада







Работа с учебником







Работа в группе

(кроссворд















































Используемая литература


1.Герасимова Т.П., Неклюдова Н.П. Начальный курс географии / М.: «Дрофа», 2011.
2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии / М. : «Вако», 2010.
3. Гритченко Н.В. Урок в 6 классе «Вулканы, горючие источники, гейзеры» // География в школе. - 2010. - №4
4. Ефимов С.И. Художественная и научно-популярная литература на уроках физической географии // География в школе. - 2012. - №6
5. Планета Земля. - М.: «Росмэн», 2010.










Приложение

































































































































© 2010-2022