Проектная деятельность на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Натальинская средняя общеобразовательная школа




Проектная деятельность на уроках географии























Выполнила учитель географии

Башкирова Наталья Анатольевна

Ни для кого не секрет, что в 2015-2016 учебном году всем нам предстоит перейти на ФГОС второго поколения в системе ООО.

Введение ФГОС - это поворот от школы передачи знаний к школе, развития творческих способностей личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системнодеятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

Согласно стандарту, география в основной школе - это предмет, формирующий комплексные, социально-ориентированные знания о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства и др.

География важна, потому что эта наука объединяет все сферы знаний, и гуманитарные и естественнонаучные. Кроме того, она ориентирует человека в пространстве, в окружающем мире, что крайне важно. Выражение «Без географии вы нигде» отражает всю суть необходимости знания нашего предмета.

Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. Именно поэтому практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством познания и определённым этапом формирования географического мышления школьников. С этой целью в Стандарте школьного географического образования зафиксирована новая рубрика «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни».

Вопросов для обсуждения по использованию приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни предостаточно - все текущие события политической и экономической жизни страны и мира, изменения в физической характеристики Земли.

На своих уроках я всегда стараюсь привлечь ребят к действию. Ведь каким бы не был доступным учебник, как хорошо не излагал бы материал учитель, географию необходимо изучать на практике. Учебная программа предполагает практическую направленность на каждом уроке географии.

Опыт показывает, что наиболее эффективным приемом изучения темы является проектная деятельность. Естественно, что этот прием нельзя использовать на каждом теме, хотя такие уроки становятся наиболее запоминающимися, а главное эффективными. Создать свой проект может абсолютно каждый, и не стоит утверждать, что эта форма работы рассчитана исключительно на сильного ученика. Проектная деятельность хороша тем, что она позволяет раскрыть как личность ученика (индивидуальный проект), его творческие способности, так и научить детей работать в команде, брать на себя ответственность и за себя и других (групповой проект).

Хочу отметить, что работаем мы по книге под редакцией А.И. Алексеева серии «Полярная звезда» изд. Просвещение, учебник помогает нам определиться с темами проектов. К примеру, в ходе изучения темы «Сибирь», создали проект «Туристического маршрута» по транссибирской магистрали. Такая форма работы стала интересной для ребят. Изначально было оговорено, что маршрут тура должен проходить по Транссибирской магистрали, т.е. с запада на восток, через всю Россию 9298 км. Класс разделен на группы по 3-4 человека. Я предложила ребятам оттолкнуться от целей путешествия, и, исходя из них, разработать маршрут. Конечным результатом должна была стать презентация продукта (тура) через рекламный проспект или в виде электронной презентации. То есть, каждый попробовал себя в роли турагента, заинтересованного в покупателе.

В курсе «Географии России» при изучении региона Северный Кавказ, мы разработали проект «Развития рекреации на Северном Кавказе». Ребятам было предложено самостоятельно сформулировать проблему по предложенной тематике, конкретный способ ее разрешения посредством метода анализа карт и литературы и моделирования ситуации. Ученики 9 класса предложили проект создания на территории славянского района Агроэкотуристического комплекса рассчитанного как на городского жителя, уставшего от излишней урбанизации, так и на иностранного туриста, интересующегося самобытной культурой Кубани. Ребятами были проанализированы сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для реализации нашего проекта (метод swot-анализа). Причем мы обратили внимание на влияние нашего проекта на развитие региона в целом.

Еще одна работа по населению была проведена ученицей 9 класса Анохиной Анной. Работа касалась миграции населения в Нижегородской области на примере г. Навашино. Подобные работы помогают более полно усвоить изучаемую тему, а так же несут глубокие цели воспитания толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на гостеприимной Навашинский земле.

Вообще темы о населении России весьма удачно возможно рассмотреть на примере выполнения небольших социальных проектов. После того как я побывала на курсах по ФГОС, я заимствовала идею проведения переписи населения школы. Проект удался, ребята узнали много интересных фактов об учениках нашей школы. Также в форме интервью в теме «Трудовые ресурсы» ребятами был составлен топ-лист самых престижный и востребованных профессий нашего края. Класс был поделен на исследователей (корреспондентов) и экспертов (демографов) и статистиков. Корреспонденты занялись сбором информации посредством анкетирования. Статисты подсчитали результаты, а третья группа была направлена в центр занятости населения с целью изучения вакансий на рынке труда города и края. Сопоставив полученные результаты, ребята сделали вывод о том, что представления школьников весьма далеки от реальной картины. Был проведен круглый стол, за которым были обсуждены такие вопросы как: «Проранжируйте по значимости для вас десять профессий (с 1 по 10), обсудите полученные результаты. Почему результаты оказались именно такими? На чем, на ваш взгляд, должен быть основан выбор профессии? Какие требования должны предъявляться к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами отвечаете этим требованиям? Почему сегодня говорят не об образовании «на всю жизнь», а об образовании «через всю жизнь»?

Еще один ежегодный проект, который проводится в нашей школе - это «Путешествие по странам». Это внеклассное общешкольное мероприятие всегда вызывает огромный интерес у ребят. Каждый класс получает карточку со страной, которую нужно представить и обязательное задания: познакомить всех с культурными традициями народа, их культурой, национальной кухней и искусством. В таком формате мы и изучаем страны и народы.

В конце учебного года обучающимся 9 класса предлагаю подготовить реферат. Темы рефератов выбирают из предлагаемого списка или сформулировать их самостоятельно. Заключительный этап - защита реферата. Это должно быть не зачитывание написанного текста, а выступление, которое завладеет вниманием слушателей.

Подводя итоги, подчеркну: компетентностный подход, как новация отечественной школьной географии, требует особого внимания со стороны учителя к реализации практической составляющей обучения и применение проектная технология здесь просто не заменимо.

Сегодня я поделилась с вами теми идеями и наработками, которые применяю я. Практические занятия с применением проектной технологии запоминаются надолго и вызывают интерес к изучению предмета.

Школьная география имеет широкие возможности для интеграции как с гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Естественно, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление метапредметных связей.


© 2010-2022