- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии в 8 классе по теме Зона степей
Конспект урока по географии в 8 классе по теме Зона степей
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чечерина Т.Б. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
19.12.2013г Разработка урока в 8 классе по теме:
«Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Кратка аннотация к уроку
Урок географии по теме: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей» предназначен для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений. Данный урок представляет собой урок -проблемного обучения, направлен на формирование общеучебных знаний, умений, навыков в ходе изучения курса «Природные зоны России». Учащиеся приобретают знания о природных зонах Земли, их расположении, особенностях растительного и животного мира, выясняют причины распределения растений и животных по природным зонам в процессе исследовательской деятельности с различными источниками информации. Цель урока: Сформировать представление о природной зоне, как крупном природном комплексе.
План-конспект урока в 8 классе
Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Цель урока:Рассмотреть природную зону как зональный природный комплекс.
Задачи урока:Образовательные:Рассмотреть особенности природы в степи и взаимосвязь природных компонентов;Развивающие:Начать формировать представления о возможностях хозяйственного использования природной зоны и связанных с ней экологических проблем. Формирование умений находить причинно-следственные связи работая в группе с картой. Воспитательные: Прививать любовь к окружающей среде.
Сформировать у учащихся УУД:
Личностные-Формировать навыки анализа, индивидуальной и коллективнойисследовательской деятельности.А) Коммуникативные-Формировать навыки учебного сотрудничествав ходе индивидуальной и групповой работы.Б)Регулятивные:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. В)Познавательные:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Технологии: Поисково-групповая, проблемное обучение,
использованы ИТК, присутствуют элементы интегрированного урока (литература, биология).
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, карта, учебники.
Ход урока:
Орг.момент
Организационный момент.
Учитель приветствует учеников.
Доброе утро, ребята!
Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас, ребята?
Постановка учебной задачи. - Сегодня на уроке мы отправляемся в экспедицию.Поскольку вы будете исследователями, нам нужно заполнить «дневник исследований» ». У вас на столах различные источниками информации, которые помогут вам в пути. Дети! Давайте посмотрим на слайдах фотографии, прокомментируем эти фотографии и попробуем определить, в каком же месте России была произведена фотосъемка. (слайды)
Решение учебной задачи. Что же мы видим на этих фотографиях? Ученики называют объекты, изображенные на фотографиях : - Выгоревшая и сухая трава- Цветущие луга…- Широкие просторы.Как вы думаете о чём пойдёт речь?О степи.
Итак, тема сегодняшнего урока - южные безлесные зоны России. Зона степей. Запишите число и тему урокаКакова наша цель?Учащиеся отвечают. Учитель:На уроке мы с вами опишем степную зону России.А что для этого надо знать? План характеристики Природных зон.Назовите его?
Ответ учащихся;Узнаем о географическом положении, изучим климатические, почвенные особенности, воды, почвы, растительный и животный мир южных безлесных зон России. Поработаем с географической картой и с текстом учебника. У вас на столах инструкции которые нужно постараться заполнить «таблица описание природных зон «знал,знаю,хочу узнать»
Стадия вызова.Какие ассоциации у вас вызывает слово степь?Ответы учащихся.(Означает плоское, ровное, покрытое травяной растительностью место)А степь это природная зона? Что такое природная зона? Кто впервые описал Природные зоны?(Докучаев)
Запишите понятие «степь». Слайд.(Степь - равнина, поросшая травянистой растительностью.)Красоту степей описывали в разные времена писатели и поэты: создавали степям красивые образы:
Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Чехов» Создание образа степи.
Работа в парах.С этой целью учащиеся получают отрывок из произведения А.П.Чехова «Степь»
Задание: Прочитать отрывок из произведения А.П. Чехова «Степь» и выписать в тетради опорные слова, характеризующие эту природную зону.
А.П.Чехов «Степь»
«Между тем перед глазами ехавших расстилалась ужширокая, бесконечнаяравнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга,эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги досамого горизонта и исчезает в лиловой дали; Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля,овёс?, побуревшее от зноя,рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало,
чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в травеперекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток,
испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам.
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую,
монотонную музыку.»
На что указывают эти строки? Назовите!
Образ степей: широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная, много птиц, насекомых, суслики, душная и унылая, знойная, однообразная унылый вид, поникла трава… (дети читают свои записи и записывают в свои конспекты).
Первичное осмысление материала.С целью углубления знаний провожу беседу по вопросам: А) В какой природной зоне на территории нашей страны так же как в степях не растут деревья? (тундра)- Почему степи имеют такие особенности, которые мы выявили из отрывка? От чего они зависят? (климат)- Прежде чем характеризовать климат, необходимо определить, где в нашей стране размещаются степи, т.е. их географическое положение.
Работа с картой.Задание: Используя карты и атласы определить географическое положение степей. Работа с картой.Каким цветом на карте показаны степи?
Ученики называют черты географического положения степей и делают вывод: На территории нашей страны степи протянулись от западной границы России, на юге Восточно-Европейской равнины и очагами на юге Сибири. На просторах России, в той части страны, где осадков выпадает меньше настолько, что их не хватает для роста деревьев и кустарников, бескрайние пространства поросли травянистой растительностью - это степь. Степи есть в Ставропольском крае, наш родной край тоже раскинулся на просторах степной зоны.
Физминутка:Устали немного ? Представьте, что ВЫ встепи! (Видео)
Учитель :Нельзя ни сказать о степях родного края. Кто впервые описал природу степей Оренбуржья? «П.И.Рычков» (опережающее задание -сообщение).
6. Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв и деятельности людей в степи.Группы: климатологи, ботаники, почвоведы, экологи. (мини- исследование)
Каждая группа получает карточку-задание и выполняет его 7минут, используя различные источники географической информации и ИКТ.
Карточка-задание климатологам.
Определить в каком климатическом поясе находятся степи, и в какой его части. Назвать тип климата. Определить среднюю температуру января и июля, в каком направлении она изменяется. Узнать годовое количество осадков, их распределение по территории степей. Сделать вывод о характере увлажнения этой природной зоны.Назвать типичные погоды
Карточка-задание биологам.
Назвать типичных представителей зоны степей и рассказать, как они приспособились к условиям обитания (климат, растительность).Ответить на вопрос. Почему в степях многие животные исчезли или занесены в Красную книгу? Выявить какая растительность преобладает в степях. Как климатические условия отразились на растительном мире (внешние признаки и приспособляемость).
Карточка-задание почвоведам
Почва-это зеркало ландшафта. Какие почвы в степях, дать их характеристику. Определить различия почв северных и южных степей, от чего они зависят. Какие проблемы существуют с использованием черноземов?
Карточка-задание зоологам
Назвать типичных представителей зоны степей и рассказать, как они приспособились к условиям обитания (климат, растительность).
Ответить на вопрос. Почему в степях многие животные исчезли или занесены в Красную книгу?
Карточка-задание экологам-краеведам
Чем занимаются люди, живущие в степях, и как это отражается на природе. Что необходимо помнить, что бы сохранить природу степей? Какие в степях созданы заповедники? Типичные представители животного и растительного мира родного края
7. Давайте проверим ваши исследования.Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности.
Ученица из группы краеведов показывает, заранее приготовленную компьютерную презентацию, о животных и растениях степи со своими комментариями. Ребята группы сопровождают свои ответы мини сообщениями о флоре и фауне родного края(опережающее задание).
8. Помимо обсуждения, результатом этой работы должны быть тезисы, записанные в тетрадях.
Ребята сформулируйте особенности степей и запишите их в тетрадь.Тезисы формулирует каждая группа свои, а записывают их все ученики после выступления каждой группы.Примеры: Степи - безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи холодная зима и жаркое лето. Главная особенность - недостаточное увлажнение. Сухость климата препятствует росту деревьев. Большинство растений однолетние травы. Животный мир- это насекомые, многочисленные грызуны, копытные и птицы.Черноземы - это лучшие почвы нашей страны и мира. Их надо беречь.
Закрепление материала1.учащиеся анализируют по таблице полученные знания на уроке.Анализ таблицы.Вопросы!Что мы узнали о степи?
Учитель:1.От каких климат.условий зависит растительность ,животные и почвы степей? 2.Почему в степях не растут деревья?3Почему многие животные степей живут стадами а не по одному как в лесу?4. Самый крупный степной заповедник в Оренбуржье? 5.К чему привела хозяйственная деятельность человека в этой природной зоне? Распашка степей повлекла за собой изменение численности и видового состава фауны этой природной зоны, а также развитию водной и ветровой эрозии.6.Какиеопасные явления характерны для степей? Опасные явления - засуха. Суховеи - горячие сухие ветры, иссушающие почву.Пыльные бури, причиной которых является распашка преобладающей площади степей.7.Какие сельскохозяйственные культуры выращивают жители степи? 8.Каково хозяйственное значение степей для страны?
9.Проверка степени усвоенности нового материала проводится в виде теста.(Если позволяет время, если нет- можно на следующем уроке)
Итог урока. Рефлексия.Наша путешествие подошло к концу.
- В какой природной зоне мы побывали?
- Что интересного вы узнали о степях?
- Что вам особенно запомнилось?
- Кто работал лучше всех?
- Кому надо ещё постараться?
Контроль и оценка.
Учитель: Каждой группой бала проведена большая работа, подготовлены интересные сообщения. Ребята, подумайте и оцените работу каждой группы.
(каждая группа даёт оценку другой группе)
Учитель: Мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок!
Приложения к уроку.
Тесты:(1вариант)
1. Выбери верный ответ. Главной причиной безлесья степной зоны является:
а) малое количество осадков
б) высокие летние температуры
в) избыточное увлажнение
2. Найдите лишнее слово: степь, ель, чернозем, ковыль, лось.
3. Установите соответствие между природной зоной и типичными животными.
а) тундра
б) тайга
в) степь
1. бурый медведь
2. суслик
3. песец
4. Какие животные преобладают в степях России?
а) земноводные
б) пресмыкающиеся
в) грызуны
г) копытные
5.редкие виды растений: а)ковыль, б)рябчик русский, в)полынь горькая.
Тесты :(2вариант)
1. Выбери верный ответ. Главной причиной безлесья степной зоны является:
а) малое количество осадков
б) высокие летние температуры
в) избыточное увлажнение
2. Найдите лишнее слово: степь, ель, чернозем, ковыль, лось.
3. Установите соответствие между природной зоной и типичными животными.
а) тундра
б) тайга
в) степь
1. бурый медведь
2. суслик
3. песец
4. Какие животные преобладают в степях России?
а) земноводные
б) пресмыкающиеся
в) грызуныг) копытные5.Редкие виды растений: а)ковыль, б)рябчик русский, в)полынь горькая.
План-конспект урока.
Тема урока: ___________________________________________
Цель ______________________________________________
Характеристика равнины
План
Характеристика
Географическое положение
Рельеф
Климат
Почвы
Природные зоны