Урок Природа - гениальный конструктор (5 класс)

Данный ресурс содержит конспект урока, презентацию, материалы для учителя, методические рекомендации.  Тема урока: «Природа неживая и живая. Человек и природа». Имя урока: «Природа – гениальный конструктор». Урок изучения нового материала может способствовать пониманию учащимися единства живой и неживой природы. На уроке происходит знакомство с наукой бионикой, которая находится на стыке живой и неживой природы.   Во время урока учащиеся работают с индивидуальными карточками для учащегося и през...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Шутова Зинаида Николаевна

учитель биологии-географии МБОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» Верховажского района Вологодской области

Конспект урока по природоведению в 5 классе по программе Пасечника В.В.

Тема: «Введение»

Слайд 1.

Тема урока: «Природа неживая и живая. Человек и природа».

Имя урока: «Природа - гениальный конструктор»

Цель: Способствовать пониманию учащимися единства живой и неживой природы.

Образовательные задачи:

Способствовать умению учащихся определять тела живой и неживой природы.

Способствовать умению учащихся видеть в объектах природы прообразы изобретений человека. Познакомить с наукой бионикой.

Развивающая задачи:

Способствовать формированию универсальных учебных действий:

познавательных УУД: умения смыслового чтения, поиска главной мысли в тексте;

регулятивных УУД: умения целеполагания;

коммуникативных УУД: умения высказывать свое мнение и аргументировать его;

личностные УУД: умения осознавать значимость изучаемого предмета для человека.

Воспитывающая задачи:

Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой и неживой природы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Ребята! Обратите внимание на имя и тему нашего урока. Исходя из них, постарайтесь сформулировать цель урока.

Слайды 2-4.


  1. Вводная беседа

Примерные вопросы.

Вероятные ответы

Что такое природа?

Природа - это весь мир, который нас окружает.

Что является ее составными частями?

Части природы - это различные тела.

Какие тела неживой природы вы знаете?

Тела неживой природы - это Солнце, Луна, вода, воздух, полезные ископаемые.

Какие тела живой природы вы знаете?

Тела живой природы - это растения, животные, грибы, бактерии и человек.

Как взаимосвязаны между собой живые организмы и тела неживой природы? (Привести примеры)

Всем живым организмам нужны солнце, воздух и вода.

Слайд 5. Завораживает соседство живой и неживой природы.

Слайд 6. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц. 1960 год - дата рождения новой науки бионики.

Бионика - (от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов.

Проще говоря, бионика - это соединение биологии и техники. Бионика занимается изучением аналогий в живой и неживой природе и применением полученных знаний для усовершенствования существующих и созданием новых машин, аппаратов, строительных конструкций и т.д. Природа - гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель.

Основные направления работ по бионике охватывают следующие проблемы:

- изучение нервной системы человека и животных для дальнейшего совершенствования вычислительной техники и разработки новых устройств автоматики;

- исследование органов чувств живых организмов с целью разработки новых датчиков и систем обнаружения;

- изучение принципов ориентации и навигации у различных животных для использования этих принципов в технике;

- исследование морфологических, физиологических, биохимических особенностей живых организмов для выдвижения новых технических и научных идей.

Бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже «запатентовано» природой. Любое творение природы представляет собой высокосовершенное произведение, отличающееся поразительной целесообразностью, надежностью, прочностью, экономичностью расхода строительного материала.

Сегодня мы заглянем в Мастерскую Природы.

Дома вы познакомились с материалами о том, чему человек научился у природы. Причем, вы не просто читали текст, а должны были придумать заголовки к заметкам, отражающие то или иное изобретение человека. Ваши работы позволят выявить самого вдумчивого читателя. Сейчас вы каждый сможете «заработать» отметку, получив определенное количество жетонов за мини-выступления. Ваша задача: после вопроса учителя быстро поднять руку и при появлении слайда вкратце (1-2 предложения) рассказать о том, что или кто послужил прообразом изобретения человека: приборов, зданий, конструкций и пр.

Слайды 7- 28. Бионика

7. Пуленепробиваемая кожа

8. Архитектура здания

9. Солнечные батареи «листья»

10. Самоочищающиеся поверхности

11. Дезинфицирующее средство

12. Телебашни

13. Спиралевидные небоскребы

14. Мир в движении

15. Батискаф

16. «Живой свет»

17. Вакуумные присоски

18. Подводные лодки

19. Надувные постройки

20. Роющий агрегат

21. Эйфелева башня

22. Башни

23. Складчатые конструкции

24. Сетчатые конструкции

25. Подвесные мосты

26. Большие кровли

27. Очки для слепых

28. Термолокаторы

Оценивание работы ребят на уроке.

Рефлексия:

Почему живая и неживая природа составляют единое целое, тесно взаимосвязаны?

Понравилась ли вам подготовительная домашняя работа, позволившая вам чувствовать себя уверенно на уроке?

Какое животное или растение - прообраз человеческого изобретения вам запомнилось больше всего? Почему?

Какое изобретение человека ты бы назвал шедевром? Почему?

Слайд 29. Домашнее задание: (по выбору)

Нарисуйте дома, в форме природных объектов (например, дом-ель, дом-початок и д. р.).

Перечислите, какие бытовые приборы в вашем доме имеют аналоги в природе.

Слайды 30-31. Источники информации:

  1. Воронцова З. Мастерская природы. Набор открыток.- М.: Изобразительное искусство, 1981.

  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М.: Дрофа, 2001, с.34-37.

  4. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М.: Экзамен, 2005, с.12-14.

  5. kabanik.ru/page/10-inventions-suggested-by-the-nature - 10 изобретений, подсказанных самой природой.

  6. slovari.yandex.ru/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/ - Р. М. Баевский. Бионика.

  7. ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%EE%ED%E8%EA%E0 - Бионика



3


© 2010-2022