Урок по географии на тему Человечество-единый биологический вид (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканский конкурс «Педагог года»

Номинация: «Педагогический дебют»





План-конспект урока



Предмет: география

Тема: «Человечество - единый биологический вид»

Автор: Стульнева Екатерина Александровна, учитель географии МКОУ «Обильненская СОШ»

Адрес учреждения: 359409, Республика Калмыкия, Сарпинский р-он, с. Обильное, ул.Гагарина, д.2

e-mail: [email protected]

тел. 89886865466



2015 г.



Тема: «Человечество - единый биологический вид»

Цель: сформировать представление о человечестве как о едином биологическом виде.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с тремя расами человека.

  • Выявить сходства и различия внешних признаков рас.

  • Сформировать жизненную позицию о равенстве всех рас.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

  • Воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру и взаимопонимание.

Развивающие:

  • Способствовать умению работы в группе.

  • Развивать умение работы с картой, различными источниками информации.


Планируемые результаты:

Предметные: - называть расы мира, их расовые признаки;

- знать их размещение на территории планеты;

- объяснять причины существования рас;

Уметь работать с контурными картами.

Метапредметные: уметь:

- работать с различными источниками информации;

- сопоставлять карты;

- составлять таблицы, описательные рассказы о расах;

- анализировать полученные данные и делать выводы;

- презентовать результат работы.

Личностные: - уметь работать в команде;

- воспитывать в себе уважительное отношение к народам другой расы, национальности.

Межпредметные связи: биология (биологический вид), русский язык (лексическое значение слова), музыка (слушание и анализ содержания песни «Я, ты, он, она»), история (миф о человеческих расах).

Формы работы: фронтальная, групповая (3 группы), индивидуальная

Технологии СДП: технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: презентация, м/м проектор, компьютер, атласы, маршрутные листы, карточки.

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)

(4 мин.)

Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Александровна, сегодня я проведу у вас урок географии. Давайте улыбнемся друг другу, посмотрите, какие мы с вами красивые, веселые, разные. И пусть это хорошее настроение будет с нами до конца урока. (Слайд 1)

Древние люди пытались объяснить историю своего происхождения. Так сложились мифы. (Слайд 2) Вот один из них.

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок. (Слайд 3)

В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головёшки. (Слайд 4)

А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета». (Слайд 5)

Вопрос: Как вы думаете о чем пойдет речь на данном уроке?

(Слайд 6)





























































О людях, народах, расах, человеке.

2)Постановка цели.

(5 мин)

В ходе урока мы с вами познакомимся с расами человека, их расовыми признаками , составим проект «Человеческие расы» и докажем единство происхождения всех людей на Земле. (Слайд 7)

Историческая родина людей - Африка.

В ходе расселения люди единой Африканской ветви разделились на 3 большие расы. Постепенно люди начали расселяться в Европу, Азию, через Берингов пролив они перешли в Сев. И Южн. Америку, а также в Австралию. (Слайд 8) А как вы думаете, что такое раса? Давайте поработаем со словарем, который есть у вас на столах. (Слайд 9)

Запишите это определение в тетрадь.

Еще у вас на столах лежат инструктивные карточки с текстом. Найдите ответ на вопрос: «Как называются 3 большие расы?» (Слайд 10)

Запишите в тетрадь названия рас.



















Читают определение.





Записывают в тетрадь определение.



Европеоидная,

Монголоидная,

Негроидная.



Запись в тетрадь названий рас.

3) Построение проекта. (5 мин.)

Каждую расу можно охарактеризовать по многочисленным признакам.

Ваша задача - изучить текст и описать особенности одной расы. У каждой группы есть опорные листы, которые вы и будете заполнять.1 группа- европеоидная раса.2 группа-монголоидная.3 группа- негроидная.(3 мин)

Ваши опорные листы заполнены. Среди фотографий людей выберите ту, которая соответствует данной расе.











Заполняют опорные листы

4) Представление проекта. (6 мин.)

Итак, предоставляем слово 1, 2,3 группе.

Хорошо, молодцы!



Все мы разные: чернокожие, голубоглазые, смуглые. Но у людей одна историческая родина. Из этого сделаем вывод: Человечество - это Что? Дайте ответ. (Слайд 11)

Каждая группа защищает свою часть проекта, показывает на физической карте мира районы проживания представителей той или иной расы.

Делают вывод, что человечество - единый биологический вид.

5) Физкультминутка.

(2 мин)

Давайте отдохнем, поднимимся проведем физминутку. Вы с помощью глаз будете отвечать на мои вопросы:

1.Сколько существует основных человеческих рас (моргнуть 3 раза)?

2)Какого цвета кожа у представителей негроидной расы (зажмурить глаза)?

3)Какой разрез глаз у монголоидной расы (щурят глаза)?

4)Какой формы нос у европеоидов и монголоидов(посмотреть на кончик носа)?

Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями и сделали гимнастику для глаз. Присаживаемся и продолжаем работать.

6)Актуализация.

(5 мин.)

Ребята, давайте выясним, что послужило причиной возникновения расовых признаков? (Слайд 12) Для этого ответим на вопросы.

1)Что вы делаете, когда вам в глаза ярко светит солнце, или вы идете навстречу ветру?

Да, именно поэтому в жарких, пыльных, ветреных районах Азии возникла монголоидная раса с узким разрезом глаз.

2)Какого цвета становится ваша кожа летом?

Да, верно. Она содержит большое количество пигмента, защищающего ее от обжигающих лучей солнца. Поэтому на экваторе, где ярко светит солнце возникла негроидная раса.

3)Скажите, а в Северных широтах света и тепла столько же, сколько и на экваторе?

4)Нужно ли европеоидам большое количество пигмента, защищающего кожу от солнечных лучей? Поэтому кожа у европеоидов какого цвета?

Давайте вернемся к нашему вопросу: что послужило причиной возникновения расовых признаков? Что повлияло на формирование этих признаков?

Эти примеры доказывают, что разделение на расы напрямую связано со средой обитания. (Слайд 13)



Зажмуриваемся, прищуриваемся.



Загорелая.





Нет, холоднее.

Нет, не нужно.

Светлая.

Причиной послужила среда обитания.

7)Включение в систему знаний и повторение.

(2 мин.)

3 большие расы делятся на подрасы. Давайте посмотрим на рис. И назовем подрасы.(Слайд 14) За многие годы расы смешались, люди разных национальностей и рас вступают в браки, не взирая ни на какие расовые признаки. У них рождаются дети со смешанными расовыми признаками. (Слайд 15) Является ли это доказательством того, что все люди на Земле едины? (Слайд 16)

















Да, это является доказательством того, что все люди на Земле едины.

8)Национально-региональный компонент

(3 мин.)

Скажите, представители каких рас проживают у нас в Калмыкии?

Какая раса представлена наиболее широко?

Представители какой расы практически отсутствуют в Калмыкии?

Есть ли у нас в Калмыкии представители смешанных рас?

А люди каких национальностей?

Перечисляют названия национальностей.

Монголоидная.

Негроидной.

Да, в Калмыкии есть представители смешанных рас.

9)Закрепление (4 мин.)

Чтобы закрепить ваши знания, мы поиграем в игру «да- нет». Я буду читать вам утверждения, если вы согласны -поднимаете красную карточку, если нет -желтую. Если вы не согласны с утверждением, то дайте правильный ответ.

1.Раса - это группа людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков.

2.Всех людей делят на 3 большие группы.

3.Каждую расу можно охарактеризовать только по одному признаку (цвету кожи).

4.Представители монголоидной расы населяют степные и полупустынные районы Азии.

5.Толстые губы и широкий нос характерны для европеоидной расы. (Слайд 17)

6.Монголоиды изначально обитали на открытых пространствах с суровыми ветрами.

7.Основная область расселения негроидов - Африка.

8.Для европеоидов характерен желтоватый цвет кожи, черные прямые волосы.

9.Европеоиды живут в Европе, Северной Африке, Юго-Западной Азии.

10.Европеоиды имеют светлую кожу и светлые глаза. (Слайд 18)

Вы хорошо справились с заданием.





Да.

Да.

Нет.

Да.

Нет.

Да.

Да.

Нет.

Да.

Да.

10)Подведение итогов

(2 мин.)

На карте мира более 250 (двухсот пятидесяти) стран, несколько тысяч народов, и каждый интересен по- своему, некоторые до сих пор до конца не познаны. Но важно помнить, что нравственные, интеллектуальные черты личности не зависят от того, какой ты расы или национальности, а зависит от того, насколько человек воспитан, образован, какой обладает волей и усердием, а также от целеустремленности.

У нас многонациональная страна, республика. Как должны жить люди разных национальностей?

Какую великую дату празднует наша страна в этом году?

Как вы думаете что несет с собой война?

А из-за чего начинаются войны?

А это хорошо или плохо?

Как мы должны относиться к друг другу ,чтобы не было войны.

А как одним словом мы назовем все это.































Дружно, уважать друг друга.

70-летие победы в Великой Отечественной войне.

Зло ,страх, ужас , смерть.

Из-за споров , межнациональных конфликтов, вероисповедание.

Плохо.

Уважать друг друга, быть милосердными.

Толерантность.

11) Рефлексия учебной деятельности. (4 мин.)

Теперь попрошу всех встать в ровный круг, возьмитесь за руки, сделайте шаг вперед и хором весело скажите: «Если каждый друг к другу будет терпим, мы сделаем вместе счастливым наш мир!»(3 р.) (Слайд 20)

Я благодарю вас за плодотворный, интересный урок.Мы с вами сегодня хорошо поработали, вы все были активны.

На память о нашей встрече я хочу каждой группе подарить небольшие сувениры, которые олицетворяют толерантность, равенство всех рас и народов. (Слайд 21)

Досвидание!











Учащиеся садятся на места.



© 2010-2022