- Преподавателю
- География
- Открытый урок Почему воду нужно беречь и охранять (5класс)
Открытый урок Почему воду нужно беречь и охранять (5класс)
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бевзюк Л.В. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Почему воду нужно беречь и охранять?»
Урок обобщения полученных знаний
Цель:
1. Образовательная: закрепить знания о свойствах воды. Дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения;
2.Развивающая: расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, к воде;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей.
Оборудование: рефераты по профессиям, задачи на карточках, схема выпадения кислотных дождей, глобус, хлор, пробирки для опыта, ткань, указка.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Урок начнем мы, как всегда, с вопроса Вы готовы?
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ЗАГАДКИ?
А сейчас я вам предлагаю начать наш урок с загадок
Загадки.
На дворе горой, а в избе водой (снег)
Рассыпался горох на семьдесят дорог
Никто его не подбирает: ни царь, ни царица, ни красна девица. (град)
Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (туман)
Я вода, да по воде и плаваю. (льдина)
Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатишь? (вода)
( ответы записать на доске): снег, град, льдина - в 1-й столбик, а туман и вода во 2-йстолбик. (обращение к загадкам ) Ребята подумайте?
--- О каком веществе шла речь в загадках? ( О воде )
Подумайте, почему ответы записаны в три столбика. «Три состояния воды в природе», И как мы уже знаем вода обладает свойствами ( Интересные факты Варя Алина)
А сейчас давайте подтвердим наши знания на опытах.
1.Группа- занимается исследованием вкуса, цвета, запаха воды, а также превращает лед в жидкость.
2.Группа -исследует плотность пресной и соленой воды ( опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с соленой водой)
3.Группа -исследует свойство воды растворять газы ( опыт с охлажденной и теплой бутылками минералки)
1 Группа какие ассоциации возникают у Вас?
Свойство воды:
- без цвета
- прозрачна
- без запаха
- растворитель
- испаряемость
2. Группа плотность пресной (питьевой) воды меньше плотности яйца, поэтому яйцо тонет в пресной воде.
Плотность соленой воды больше плотности яйца, поэтому яйцо не тонет в соленой воде
3.Группа из охлажденной минеральной воды выделялось много газов, поэтому в охлажденной воде может быть растворено больше газов, чем в минеральной воде комнатной температуры.
(Интересные факты Катя Саша)
.
Учитель Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня.
"Вода сок жизни на земле" - Леонардо да Винчи.
Сегодня мы проводим урок по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий ( на доске записаны ), которые выступят со своими сообщениями. Ученики из дополнительной литературы искали сами сообщения, готовясь к уроку."
Обсуждение темы урока.
УЧИТЕЛЬ. "Первыми к обсуждению приглашаются биологи"
Саша БИОЛОГ 1 - Ученик. "Если взглянуть на глобус (показывает), больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Организм человека, в том числе и кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом." (Демонстрируется опыт).
На доске вывешивается СХЕМА 1.
ВЫВОД: "Мы видим, что вода входит в состав любого организма"
Андрей БИОЛОГ 2 - Ученик. "Вода - дом для множества растений и животных. (Смотрим схему 2).
Как связана их жизнь с водой?
При недостатке воды жизнь живых существ сильно разрушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды - не более 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды - всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды."
(Интересные факты Арина)
БИОЛОГ 3 - Ученик. Читает стишок.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
УЧИТЕЛЬ. "Вывод такой, что вода - это жизнь! Своими мыслями поделится с нами инженер
Катя ИНЖЕНЕР" - Ученик.
" Вода - друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли… Вода - важный помощник для человека!"
УЧИТЕЛЬ: "Есть на Земле места, где вода - на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?"
УЧЕНИКИ: "Морская вода непригодна для питья" .
УЧИТЕЛЬ: "Молодцы! Представим слово экономисту, у которого к нам несколько вопросов."
Катя ЭКОНОМИСТ. - Ученик. "1 кубометр воды весит тонну (1000кг.), а поднять его могут 15 - 20 человек или подъемный кран."
Объясняет по схеме 3 (на доске).
ЭКОНОМИСТ: " Детям предлагается решить экономические задачи.
Задача 1. В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки, за 10 дней и т. д.?"
Дети решают задачу и дают ответ.
УЧИТЕЛЬ. "Часто в жизни люди забывают о цене воды, о том. Что для жизни нужна только чистая вода. "Вода - дороже золота". Послушаем историка".
ИСТОРИК - Ученик предложил послушать старинную легенду об армянском каменотесе. Как быстро высох родник и вскоре "высохла" вся деревня.
УЧИТЕЛЬ: "Природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитаем пословицы, придуманные разными народами, которые ценили воду". Читаются пословицы учащимися и объясняют смысл пословиц.
См. таблицу 4.
Выслушиваются ответы детей (Интересные факты Идалия )
УЧИТЕЛЬ: "Свою точку зрения выскажет".
Арина ЭКОЛОГ - Ученик: "Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Рыба, растения, звери - все живое погибает в такой воде… Беречь воду - это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы и вода не успевает самоочищаться
УЧИТЕЛЬ: " Слово краеведу".
Варвара КРАЕВЕД - Ученик: "Мое стихотворение относится к нашей местности - водоему.
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла,
Негромкая…,
Но мы ее любили - дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее -
И своего добились."
УЧИТЕЛЬ: "Подробнее о заболеваниях вызванных загрязненной водой. Мы узнаем у врача.
Вероника ВРАЧ: "Почему нельзя пить воду сразу из под крана, которая хлорируется, чтобы погибли в воде болезнетворные микробы."
УЧИТЕЛЬ. "Я вам покажу опыт, как хлор действует на различные ткани"
Демонстрирует как кусочек ткани белеет под воздействием хлора.
ВЫВОД ДЕТЕЙ. "Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Лучше пить отфильтрованную или отстоявшуюся кипяченую воду".
УЧИТЕЛЬ. "У нас присутствует синоптик".
СИНОПТИК - Ученик расскажет нам по схеме, почему нельзя гулять без зонта под дождем . (Смотрим схему 5).
Приводятся примеры "мертвых озер" где вода непригодна для жизни. Вывод такой: Кислотные дожди огромный вред приносят природе, здоровью людей. Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (самолеты, мосты, машины). ( Интересные факты Вероника )
Итог урока.
УЧИТЕЛЬ. "Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь и охранять?"
ВЫВОД. ДЕТИ говорят и подтверждают записью на доске:
- Вода входит в состав любого организма.
- Вода - это жизнь, красота , здоровье.
- Вода - помощник человека.
- Количество воды ограничено.
- Вода загрязняется.
УЧИТЕЛЬ, выставляя оценки всем учащимся: " Хорошо потрудились, нашли много интересного. Молодцы!".
Всем звучит призыв :
"О, люди мыслю я
У всех, у нас
Есть мать одна,
По имени ПРИРОДА! "
Домашнее задание. Прочитать статью для закрепления полученных знаний и записать выводы в тетради.
"Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства!" В. А. Сухомлинский.