Урок географии в 6 классе на тему Ветер

ВЕТЕРЗадачи урока:- сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон», «роза ветров»; выяснить причины образования этих явлений, определить роль ветра в природе;- сформировать умение строить «розу ветров»;- развивать у учеников мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозависимости различных явлений природы на примере раскрытия связей между разницей атмосферного давления и силой ветра;- активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету. Ход урокаI. Организационный ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Орловлогская СОШ




Тема урока:


« В е т е р »


6 класс






Подготовила и провела

учитель географии

Карташова И.М.


География

ВЕТЕР

Задачи урока:

- сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон», «роза ветров»; выяснить причины образования этих явлений, определить роль ветра в природе;

- сформировать умение строить «розу ветров»;

- развивать у учеников мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозависимости различных явлений природы на примере раскрытия связей между разницей атмосферного давления и силой ветра;

- активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания. Географический диктант

1. Прибором для измерения температуры воздуха служит__________________.

2. Самая низкая температура в течение суток при безоблачной t. Бывает_________ .

3. Температура воздуха зависит от _____________.

4. Нагрев земной поверхности зависит от_________________.

5. Разность между самой высокой и самой низкой температу­рой в течение суток называют____________ .

6. Для того чтобы найти среднюю температуру года, необхомо___________.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 2

Учитель: Ребята, прочитайте загадку и попробуйте опреде­лить тему нашего сегодняшнего урока.

Ученики записывают тему урока в тетрадях.

ІV. Изучение нового материала.

- Что такое ветер?

- Как образуется ветер?

Слайды 3-4

Давайте попробуем вместе разобраться, как образуется ветер, который возникает на берегу моря. I1редставьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. Мы видим участок моря и участок суши.

- Скажите, над какой из этих поверхностей воздух будет нагреваться быстрее и почему? (Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода.)

- Что будет происходить с нагревающимся воздухом? (Чем выше температура воздуха, теле легче он становится, при этом воздух устремляется вверх. У поверхности земли создается об­ласть низкого давления.)

- Какими свойствами обладает воздух над поверхностно моря, опишите его. (Ответы учеников.)

Известно также, что для нагревания 1см³ воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхно­стью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Здесь образуется область высокого давления.

Именно поэтому более холодный воздух со стороны моря уст­ремляется на сушу: из области более высокого давления в область более низкого давления.

- Кто знает, как называется такой ветер? (Этот ветер называется бриз.)

Слайд 5

- Давайте попробуем теперь разобраться, какие изменения происходят с воздухом над сушей и морем с наступлением ночи (Ночью все наоборот: суша остывает быстрее, чем вода. Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления. А над морем нагретая за день поверхность воды отдает свое тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.)

- Как вы думаете, в каком направлении будет двигаться воз­дуx? (Воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т.е. с суши на воду. Так возникает ноч­ной бриз. Чем больше разница в давлении между сушей и водой, тем быстрее перемещается воздух и тем сильнее ветер.)

- Какова же главная причина возникновения ветра?

Слайды 6-7

- Что же такое ветер?

- Сформулируйте определение понятия «бриз»?

В тетрадях записываются определения понятий.

- Прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопросы.


Муссоны

Зимой дует с суши на море он,

Ветер, который зовется муссон.

А летом все делает наоборот

С моря на сушу берет разворот.

- Как называется ветер?

- Что общего у муссонов с бризами?

 Прочитайте в учебнике о муссонах и расскажите, как они образуются.

- Что такое муссон?

Слайд 8

Запись определения в тетрадь.

- Ребята, а кто знает, какую роль на земле играют ветры, зачем нужен ветер?

Слайды 9-10

Значение ветра

  1. Помогал мореплавателям.

  2. Переносит семена растений и споры грибов.

  3. Способствует образованию морских течений.

  4. Осуществляет перенос влаги на материки.

  5. Вырабатывает энергию (мельницы, ветряки, парусники).

  6. Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причуд­ливые формы рельефа.

  7. Является одной из причин бедствий.

- Какие названия бывают у ветра? (Названия ветра происхо­дят от названия стороны горизонта, откуда дует ветер.)

Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажкам и т.д.

Слайды 11-12

С учетом многих местных признаков разработана 12-бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или силу в баллах.

- При помощи каких приборов определяется сила ветра и направление?

Анализ форзаца 2 учебника. Ответы учеников.
Рассказ учащегося о приборах, определяющих направление и силу ветра.

(Слайды 13, 14.)

Для каждой местности характерны те или иные преобла­дающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по специальному графику, называемому розой ветров.

Анализ розы ветров.
Демонстрация построения розы ветров.

Слайд 15

- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?

-Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления ветров?

V. Закрепление материала.

Слайд 16

А теперь попробуйте построить розу ветров по данным таблицы (можно по данным своих наблюдений).

Слайд 17

Проверка выполненной работы.

VI. Подведение итогов урока.

- Что такое ветер?

- Назовите причины образования ветра.

- Какие приборы позволяют вести наблюдения за ветром?

- Как человек использует ветер?

VII. Домашнее задание.

Слайд 18

§ , задание .

Собрать материал о ветре: стихи, поговорки, пословицы и др.




© 2010-2022