Рабочая программа по географии 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по Директор МОУ «Средняя учебно-воспитательной общеобразовательная школа работе МОУ «Средняя с.Ягодная Поляна» общеобразовательная школа ___________ Т.И.Федорова с.Ягодная Поляна» «___»_________ 2014 г _______ /Чикунова С.М./ Приказ от ______ №___

«____»____________ 2014 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«География. Начальный курс»

5 класс

на 2014-2015 учебный год















Составитель:

Максимова Наталия Юрьевна

МОУ «СОШ с.Ягодная Поляна»

Татищевского района

Саратовской области










Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с документами:

Федеральный уровень

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 01.04.2012) "Об образовании";

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

  • ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  • Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 № 2885);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

  • Федеральная рабочая программа А.А.Летягина, 2011 (электронная версия)

«Начальный курс географии» - это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

География - учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы:

  1. ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);

- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;

- осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

  1. гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, региону, местности;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Результаты освоения программы

Личностные результаты:

- овладение на уровне курса системой географических знаний, умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

Кроме того к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  1. умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  2. умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  3. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  4. умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  5. умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и др.;

  6. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решение.

Предметными результатами являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в т.ч. задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры, и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах отдельных территорий;

  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных компонентов географической среды, в т.ч. ее экологических параметров;

  5. овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как языка международного общения;

  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. формирование умения и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории выживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит по 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Начального курса географии» в 5 и 6 классах по 35 часа (из расчёта 1 час в неделю).



Структура тематического плана

Название раздела /темы

Федеральная рабочая программа А.А.Летягина

Рабочая программа

Введение. Географическое познание нашей планеты

3

3

Раздел I Земля как планета Солнечной системы

4

4

Раздел II Геосферы Земли

Литосфера

Атмосфера

Водная оболочка Земли

Биосфера

25

8

4

7

6

25

8

4

7

6

Резерв времени

Повторение и систематизация полученных знаний

Итого

2

1



34



3



35



Изменения, внесенные в рабочую программу

Примерная программа по географии в 5 классе рассчитана на 35 учебных часов, базисный учебный план предполагает на обучение географии в 5 классе тоже 35 часов. Однако автор Федеральной рабочей программы А.А.Летягин отводит на изучение курса всего 34 часа. Исходя из этих противоречий, считаю необходимым добавить изучение курса еще один учебный час. Этот час будет использован для промежуточной аттестации обучающихся по предмету.

Характеристика класса



В классе обучается 12 учащихся. Мальчиков -5, девочек 7. Класс изучает географию первый год. Предыдущий класс успешно завершил программу географии предыдущего года, что позволило продолжить дальнейшее обучение и не требует корректировки в содержании.



Характеристика методов контроля и основные формы контроля



Классификация контроля по способу оценивания и по использованию ведущей функции выполнена на основе анализа различных источников информации, в частности, книги А.Н. Майорова «Мониторинг в образовании». Приведены основные методы контроля.

По месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной).

По способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная), «рейтинговая» технология (балльно-накопительная), «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил - не усвоил, овладел - не овладел).

По способу организации контроля: автоматический (машинный), взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.

По ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.

По способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, а также проектов).

На сегодняшний день существует много форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Приведем самые основные из них:

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

По способу оценивания используется традиционная т.е. «отметочная» технология.

Критерии оценки.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти, обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими обучающимися

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подго­товки обучающегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!




Литература

Программа

Примерная программа для среднего (полного) общего образования) Базовый уровень.

Основная литература

Базовый учебник

Учебник - А.А. Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.

Методическое пособие для ученика

1.Дневник географа-следопыта. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина.Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2013 г.

2.Атлас - Душина И.В., Летягин А.А. Начальный курс географии.Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2013 г.

3.Контурные карты. Начальный курс. «АСТ», 2013 г.

Учебно-методические пособия

для учителя

1.География. 5-9 класс. Программа для общеобразовательных учреждений. ФГОС

2. География. 5-6 класс. Методическое пособие. ФГОС

3. География. 5 класс. Начальный курс. Технологические карты. Методическое пособие. ФГОС

































Тематическое планирование. Начальный курс географии. 5 класс 35 часов


№п/п

Темы уроков

Тип урока

Содержание

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Планируемые результаты обучения, в т.ч. и формирование УУД

Д/задание

Дата проведения


план

факт

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч.)

1

1. Введение в курс географии

Вводное занятие

Что изучает география?

Правила поведения в кабинете географии, правила выполнения отдельных видов работы по предмету

Слушать объяснения учителя

Личностные: устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимать значимость и место географии, одной из древнейших наук, в современном мире, дающей возможность людям ориентироваться в мировом пространстве и получать ответы на сложные вопросы взаимодействия природы и общества;

- понимать необходимость усвоения географических знаний и умений в силу их личностной значимости в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: контролировать свое поведение на всех этапах урока

Коммуникативные: сотрудничать с другими людьми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока

-

3.09

2

2. География - одна из наук о планете Земля.

Изучение и первичное закрепление новой темы

Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии.

Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли.

Личностные: уметь вести диалог, уважать личность, культурные и исторические памятники

Регулятивные: ставить задачи, планировать свое время, устанавливать целевые приоритеты

Коммуникативные: задавать вопросы, владеть устной и письменной речью, сравнивать разные точки зрения, делать выбор

Познавательные: осуществлять поиск информации в учебнике, обобщать понятия, проводить наблюдение

§ 1

10.09

3

3. Наблюдения - метод географической науки.

Комплексный урок

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдение - способ изучения географических объектов и процессов.

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Проводить наблюдение за изменением тени гномона1.

Личностные: испытывать потребность в самовыражении и самореализации

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения цели, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием дополнительной литературы и Интернета, осуществлять проектную деятельность, классифицировать методы

§ 2

17.09

Земля как планета Солнечной системы (4 ч.)

4

1. Земля среди других планет Солнечной системы.

Комплексный урок

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли.

Личностные: осознавать нашу планету как часть Солнечной системы и ее подчиненность сложным космическим законам. Понимать роль снимков из космоса как наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли;

- осмысливать значения формы и размеров Земли для жизни человечества; вести диалог, прислушиваться к мнению окружающих

Регулятивные: самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные: выделять главную мысль текста, строить логическое рассуждение, давать определение понятиям, создавать модели для решения задач

§ 3

24.09

28.09

5

2. Движение Земли по околосолнечной орбите.

Комплексный урок

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца.

Находить на карте полюса, тропики и полярные круги

Личностные: вести диалог, уважать мнение окружающих

Регулятивные: учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение

Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность

§ 4

1.10

6

3. Движение Земли по околосолнечной орбите.

Комплексный урок

Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.

Организация проведения осенних фенологических наблюдений, готовить «Календарь природы».

§ 4

8.10

7

4. Суточное вращение Земли.

Комплексный урок

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Изучать модель «Земля-Луна-Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли.

§ 5

15.10

Геосферы Земли (25 ч.)

Литосфера (8 ч.)

8

1. Слои «твёрдой Земли»

Комплексный урок

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.

Строить модель «твёрдой Земли».

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы.

Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес, с уважением относиться к другим людям

Регулятивные: учиться целеполаганию, управлять своим временем, принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь

Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи

§ 6

22.10

9

2. Вулканы Земли.

Комплексный урок

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры.

Создавать модели вулканов

Личностные: испытывать потребность в самовыражении и самореализации

ставить задачи, планировать свое время, устанавливать целевые приоритеты

Коммуникативные: задавать вопросы, владеть устной и письменной речью, сравнивать разные точки зрения, делать выбор, осуществлять контроль, коррекцию

Регулятивные: самостоятельно ставить осуществлять новые учебные задачи, познавательную рефлексию,

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям, объяснять явления

§ 7

12.11

10

3. Из чего состоит земная кора.

Комплексный урок

Вещества земной коры: минералы и горные породы.

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов.

Личностные: вести диалог, уважать мнение окружающих

Регулятивные: учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение

Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять классификацию горных пород, реализовывать проектно-исследовательскую деятельность

§ 8

19.11

11

4. Из чего состоит земная кора.

Комплексный урок

Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов.

§ 8

26.11

12

5. Строение земной коры. Землетрясения.

Комплексный урок

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы.

Личностные: испытывать потребность в самовыражении и самореализации

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения цели, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием дополнительной литературы и Интернета

§ 9

3.12

13

6. Рельеф земной поверхности.

Комплексный урок

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа.

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.

Личностные: вести диалог, прислушиваться к мнению окружающих

Регулятивные: самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные: выделять главную мысль текста, строить логическое рассуждение, давать определение понятиям, создавать модели для решения задач

§ 10

10.12

14

7. Рельеф земной поверхности.

Урок -практикум

Способы определения относительной высоты географических объектов.

Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности.

§ 10

17.12

15

8. Человек и литосфера

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы.

Личностные: формировать экологическое сознание, правила поведения в природе, оптимизм в восприятии мира

Регулятивные: учиться целеполаганию, основам прогнозирования, осуществлять контроль на уровне внимания

Коммуникативные: планировать способы работы, задавать вопросы, рефлексировать, аргументировать свою точку зрения

Познавательные: создавать модели для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения

§ 11 выучить,

§ 6 -10 - повторить

24.12

Атмосфера (4 ч.)

16

1. Воздушная оболочка Земли.

Комплексный урок

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром.

Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес, с уважением относиться к другим людям

Регулятивные: учиться целеполаганию, управлять своим временем, принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь

Познавательные: давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи

§ 12

14.01

17

2. Погода и метеорологические наблюдения.

Комплексный урок

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции.

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

температуры воздуха самодельными приборами.

Личностные: испытывать потребность в самовыражении и самореализации

ставить задачи, планировать свое время, устанавливать целевые приоритеты

Коммуникативные: задавать вопросы, владеть устной и письменной речью, сравнивать разные точки зрения, делать выбор, осуществлять контроль, коррекцию

Регулятивные: самостоятельно ставить осуществлять новые учебные задачи, познавательную рефлексию

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям, объяснять явления, проводить наблюдение под руководством учителя,

§ 13

21.01

18

3. Погода и метеорологические наблюдения.

Комплексный урок

Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».

Подготовить «Дневник географа - следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и

§ 13

28.01

19

4. Человек и атмосфера.

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс).

Личностные: формировать экологическое сознание, правила поведения в природе, оптимизм в восприятии мира, формировать освоение общекультурного наследия России

Регулятивные: учиться целеполаганию, основам прогнозирования, осуществлять контроль на уровне внимания

Коммуникативные: планировать способы работы, задавать вопросы, рефлексировать, аргументировать свою точку зрения

Познавательные: создавать модели для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, объяснять явления, процессы, связи, выявленные в ходе исследований

§ 14 выучить, §§ 12, 13 - повторить

4.01

Водная оболочка Земли (7 ч.)

20

1. Вода на Земле

Урок изучения и первичного закрепления повой темы

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы.

Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды.

Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес, с уважением относиться к другим людям

Регулятивные: учиться целеполаганию, управлять своим временем, принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь

Познавательные: давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений

§ 15

11.02

21

2. Вода на Земле

Комплексный урок

Круговорот воды на Земле.

Написать сочинение «Путешествие капельки»

§ 15

18.02

22

3. Мировой океан - главная часть гидросферы.

Комплексный урок

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане.

Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы.

Личностные: формировать экологическое сознание, любовь к природе

Регулятивные: научиться целеполаганию, управлять своим временем, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, осуществлять познавательную рефлексию

Коммуникативные: самостоятельно ставить осуществлять новые учебные задачи, познавательную рефлексию

Познавательные: сравнивать объекты, давать определения, делать выводы

§ 16, номенклатура

25.02

23

4. Воды суши. Реки.

Комплексный урок

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек.

Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес, формировать экологическое сознание, любовь к природе

Регулятивные: учиться целеполаганию, управлять своим временем, принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, использовать речевые средства для решения

Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать понятия

§ 17, номенклатура

4.03

24

5. Озёра.

Комплексный урок

Что такое озеро? Озёрная вода.

Уметь показывать озера на карте

§ 18, номенклатура

11.03

25

6. Вода в «земных кладовых».

Комплексный урок

Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника.

§ 18

18.03

26

7. Человек и гидросфера.

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Вода - основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённым объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы.

Личностные: формировать экологическое сознание, правила поведения в природе, оптимизм в восприятии мира, формировать освоение общекультурного наследия России

Регулятивные: учиться целеполаганию, основам прогнозирования, осуществлять контроль на уровне внимания

Коммуникативные: планировать способы работы, задавать вопросы, рефлексировать, аргументировать свою точку зрения

Познавательные: создавать модели для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, объяснять явления, процессы, связи, выявленные в ходе исследований

§ 19 - выучить, §§ 15 - 18 - повторить

8.04

Биосфера (6 ч.)

27

1. Оболочка жизни.

Урок изучения и первичного закрепления повой темы

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле.

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес, с уважением относиться к другим людям, любить природу

Регулятивные: учиться целеполаганию, управлять своим временем, принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь товарищам

Познавательные: давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений

§ 20

15.04

28

2. Жизнь в тропическом поясе.

Комплексный урок

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания.

Личностные: сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех формах ее проявления

Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию, осуществлять саморегуляцию эмоциональных состояний, осуществлять своей деятельности, осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, использовать речь для планирования

Познавательные: проводить наблюдение, осуществлять поиск информации, обобщать понятия, осуществлять сравнение, классификацию, научить основам ознакомительного и поискового чтения, делать умозаключения

§ 21

22.04

29

3. Растительный и животный мир умеренных поясов.

Комплексный урок

Степи. Лиственные леса. Тайга.

Создавать игры биогеографического содержания.

§ 22

29.04

30

4. Жизнь в полярных поясах и в океане.

Комплексный урок

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.

«Виртуально» изучать морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных.

§ 23

6.05

31

5. Природная среда.

Комплексный урок

Природное окружение человека.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Личностные: сформировать знание основных принципов и правил отношения к природе

Регулятивные: учиться целеполаганию, основам прогнозирования, осуществлять контроль на уровне внимания

Коммуникативные: планировать способы работы, задавать вопросы, рефлексировать, аргументировать свою точку зрения

Познавательные: создавать модели для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, объяснять явления, процессы, связи, выявленные в ходе исследований

§ 24

13.05

32

6. Охрана природы.

Комплексный урок

Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы.

§ 24

20.05

Повторение и систематизация тем по курсу (3 часа)

33

1 Итоговое повторение, систематизация, и обобщение курса.

Комплексная контрольная работа за курс «Планета Земля»

Знать учебный материал и уметь применять его в различных ситуациях

Уметь работать с картой

Личностные: выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; формировать готовность к самообразованию; адекватной позитивной самооценки, компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других

Регулятивные: адекватно учитывать условия и средства при планировании достижений; осуществлять познавательную рефлексию; адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности достижения цели; основам саморегуляции

Коммуникативные: учитывать позиции других людей; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты; осуществлять коммуникативную рефлексию; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения; устаивать обмен мнениями в ходе коллективного обсуждения

Познавательные: научиться основам рефексивного чтения; ставить проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения и выводы на основе аргументации

22.05

34

2. Повторение тем «Географическое познание планеты», «Земля как планета Солнечной системы», «Литосфера»

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Знать учебный материал и уметь применять его в различных ситуациях

24.05

35

3. Повторение тем «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера»

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Уметь работать с картой

27.05


ПРИЛОЖЕНИЯ


Материально-техническое и информационное обеспечение

Учебные электронные пособия

5. Учебные электронные пособия:

а) План и карта

б) Литосфера

в) Гидросфера

6. Коллекция презентаций по курсу

Оборудование

7. Коллекция полезных ископаемых и горных пород

8. Гербарий по курсу географии

9. Настенные карты:

а) физическая полушарий,

б) физическая России,

в) политическая

10. Глобусы разных масштабов,

11. Теллурий,

12. Барометр

13. Компьютер

14. Проектор

15. МФУ

16. Экран


Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.


1 Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время


© 2010-2022