- Преподавателю
- География
- Модифицированная программа География Томской области (8-9 класс)
Модифицированная программа География Томской области (8-9 класс)
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ромашова Л.Ф. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Модифицированная программа по географии Томской области в 8-9 классе
Составила: Ромашова Любовь Федоровна - учитель географии МБОУ «Базойская ООШ»
Пояснительная записка
Модифицированная программа по географии в 8-9 классе составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта по курсу «География Томской области» и авторской программы под редакцией Н.С.Евсеева,Л.Н.Окишева.
Главная цель:
-
освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Томской области; о географическом разнообразии и целостности области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
-
овладения умениями ориентироваться на территории Томской области; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений происходящих на территории Томской области;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды и экономическим развитием Томской области;
-
воспитание любви к своей местности, своему региону, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
-
применения географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды Томской области и социально - ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на территории области; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Цели изучения географии Томской области
В 9 классе для обучающихся VII вида цели изучения ( 2 обучающихся) - направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы. Обучение предмету ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательных классах. Приоритетной задачей многих уроков будет коррекция и развитие мышления, поскольку особенности курсов состоят в широком использовании источников , а работа с ними требует от обучающихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
Умения:
- оценивать и прогнозировать;
- объяснять;
- описывать;
- определять и измерять;
- называть и показывать
Формы занятий: практикум, проект, урок-презентация
Формы измерительного контроля: тестирование, защита реферата, решение географических задач, задание на объяснение географических терминов, работа с картой, решение кроссвордов,
составление таблиц на сравнение.
Педагогические технологии, используемые на уроках географии Томской области в 8-9 классах:
Ведущими технологиями в преподавании курса являются личностно ориентированные технологии: проблемное обучение, интегрированное обучение, разноуровневое обучение, технология критического мышления, ИКТ, проект, элементы игры.
Каждое занятие завершается устной либо письменной рефлексией, что является важным условием диагностики включенности учащегося в занятия и курса в целом.
По итогам изучения каждого раздела предусмотрено контрольное тестирование, практическая работа.
Метапредметные результаты изучения курса географии Томской области 8-9 класса
Регулятивные (учебно-организационные):
-
Ставить учебные задачи.
-
Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.
-
Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи.
-
Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
-
Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
-
Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные
учебно-логические:
-
Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
-
Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
-
Систематизировать информацию.
-
Структурировать информацию.
-
Определять проблему и способы ее решения.
-
Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.
-
Владеть навыками анализа и синтеза.
учебно-информационные:
-
поиск и отбор необходимых источников информации; ресурсов Интернет.
-
представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах.
-
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.).
-
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.
-
создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами.
-
составление рецензии, аннотации.
Коммуникативные:
-
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.
-
уметь вести дискуссию, диалог.
-
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Главные личностные результаты обучения - осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
Ожидаемые результаты обучения
Знать и понимать:
Специфику географического положения и административно-территориальное устройство Томской области; особенности географии ее рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; культурно исторические особенности народов Томской области, их самобытность; различия в типах хозяйственной деятельности на территории области; роль и место отдельных территорий в системе географического разделения труда; уникальные объекты и явления на территории Томской области.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- узнавать по источникам информации основные характеристики природных, социально-экономических и экологических объектов, процессов и явлений, особенности их размещения по территории Томской области;
-получать из разных источников и оценивать информацию, характеризующую демографическую ситуацию в Томской области, размещение основных хозяйственных отраслей и тенденции их развития;
-приводить примеры сырьевых и топливно-экономических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, основных отраслей хозяйства и меж отраслевых комплексов, внешних и внутритерриториальных экономических связей;
-оценивать последствия современных социально-экономических проблем области, их влияния на уровень и качество жизни населения.
Использовать (применять) приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Применять географические знания о Томской области для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально-экономической среде;
-
Использовать географические знания о хозяйстве области и специфике ее районов для самоопределения и будущей трудовой деятельности;
-
Иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых значениях;
-
Использовать простейшие приемы подготовки и презентации рефератов, докладов и т.д.
1.Называть и показывать:
-
Предмет изучения географии Томской области;
-
Основные средства и методы получения географической информации;
-
Территориально- административный районы;
-
Пограничные области и края;
-
Особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ области;
-
Часовые пояса;
-
Основные геологические эры, структуры земной коры;
-
Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
-
Распределение рек;
-
Основные области современного оледенения и крупные ледники;
-
Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-
Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
-
Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры и районы: промышленные, транспортные, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
Народы, наиболее распространенные языки, религии;
Примеры рационального и нерационального размещения хозяйства Томской области;
Объекты культурного и природного наследия Томской области;
Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений ( засухи, наводнению, сели, землетрясения и т.д.);
Экологически неблагоприятные районы области
Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории области.
2.Определять:
-
Географическое положение объектов;
-
Погоду по синоптической карте;
-
Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по источникам информации.
3. Описывать:
-Географическое положение области, отдельных районов;
-Образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
-Особенности быта и религий отдельных народов.
4.Объяснять:.
- роль географических знаний в решении социально- экономических , экологических проблем области.
- влияние географического положения на особенности природы , хозяйства и жизнь населения области;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды образование смога;
- влияние климата на жизнь , быт , хозяйственную деятельность человека ;
-как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, распространение на территории области;
-разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направления миграции, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
-изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
-особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально - экономического развития ;
-уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
-причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях.
Объяснять причины географических явлении на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства», «районирование», « географическое положение».
5.Оценивать и прогнозировать:
- природно- ресурсный , человеческий потенциал региона;
- экологическую ситуацию в регионе;
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- развитие и проблемы хозяйства районов Томской области, своего региона и своей местности.
Тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами: Региональным компонентом государственного стандарта по курсу «География Томской области»
Программа реализуется с помощью УМК:
1. Н.С.Евсеева, Л.Н. Окишева « География Томской области. Население. Экономика. Экология». 9 кл. учебное пособие для общеобразоват. учреждений. Томск, 2005г.
2. Н.С.Евсеева, Л.Н. Окишева « География Томской области. Природа ». 8 кл. учебное пособие для общеобразоват. учреждений. Томск, 2005г
3. Атлас
4. Рабочая тетрадь 8-9 кл.
Учебное-тематическое планирование по географии Томской области в 8 классе
1 час в неделю, 34 учебных часа в год
№ урока
Название разделов, тем уроков
Общее количество часов
Теория
Практика
Наша область на карте России
1
Особенности географического положения Томской области
1
1
2
История исследования Томской области
1
1
3
Практическая работа №1 «Наша область на карте России»
1
1
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы
4
Особенности рельефа и история его формирования
1
1
5
Минеральные ресурсы
1
1
6
Самоцветы Томской области
1
1
7
Камни, запечатлевшие прошлое
1
1
8
Полезные ископаемые Кожевниковского района
1
1
Климат Томской области
9
Условия формирования климата Томской области
1
1
10
Характеристика основных элементов климата
1
1
11
Сезоны года
1
1
12
Агроклиматические ресурсы
1
1
13
Охрана атмосферного воздуха
1
1
14
Практическая работа №2 по теме «Климат Томской области»
1
1
Воды. Водные ресурсы Томской области
15
Реки, озера и болота.
1
0,5
0,5
16
Таежные реки
1
1
17
Подземные воды
1
1
18
Озера Томской области
1
1
19
Васюганское болото
1
1
20
Водные ресурсы и их охрана
1
1
21
Практическая работа №3 по теме « Воды Томской области»
1
1
Почвы и почвенные ресурсы
22
Условия формирования почв и их типы.
1
1
23
Охрана почв
1
1
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
24
Лесная растительность. Луговая растительность
1
1
25
Водная растительность. Болотная растительность
1
1
26
Сведения о полезных свойствах растений
1
1
27
Мир грибов.
1
1
28
Зеленая жемчужина Томска.
Сибирский ботанический сад
1
0,5
0,5
29
Охрана растительности. Животный мир.
Красная книга Томской области
1
1
30
Биологические ресурсы
1
1
31
Природные комплексы
1
1
32
Информационный проект
1
1
33
Итоговое повторение курса « Биологические ресурсы нашей местности»
1
34
Итоговое повторение курса « Биологические ресурсы нашей местности»
1
Учебное-тематическое планирование по географии Томской области в 9классе
0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год
№ урока
Название разделов, тем уроков
Общее количество часов
Теория
Практика
1
Экономико - географическая характеристика.
1
2
Основные этапы заселения и хозяйственного развития. Современное состояние.
2
3
Население.
4
4
Численность и динамика населения. Естественное движение населения. Половая и возрастная структура населения. Миграция населения.
1
5
Продолжительность жизни. Расселение. Плотность населения.
1
6
Городское и сельское население. Рынок труда и занятость. Образование, культура, здравоохранение.
1
7
Творческий отчет по теме: «Население Томской области».
1
8
Экономика.
6
9
Общая характеристика экономики и ее структура.
1
10
Топливно - энергетический комплекс. Машиностроительный комплекс.
1
11
Цветная металлургия. Химическая и лесная промышленность.
1
12
Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и проблемы охраны природы.
1
13
Транспорт. Внешние экономические связи.
1
14
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Экономика».
1
15
Экологические проблемы. Охрана окружающей среды.
1
16
Охраняемые природные территории и объекты Томской области.
1
17
Итоговое повторение.
1
Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Физико - географическая характеристика Томской области.
Географическое положение: размеры территории, границы. Физико - географическое положение области на карте России, Западной Сибири. Удаленность от океанов, тепловые пояса. Размеры территории, протяженность с запада на восток и с севера на юг, крайние точки. АТД.
История освоения и изучения области. Томская область в древние века. Первые поселения на томской земле. Основные этапы в истории заселения и хозяйственного освоения. Современные географические исследования на территории Томской области.
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. Особенности рельефа и геологическое строение территории. Влияние на рельеф процессов рельефообразования. Влияние человеческой деятельности на процессы рельефообразования и наоборот. Минеральные ресурсы, их связь с геологическим строением.
Климат области. Главные климатообразующие факторы: удаленность от океанов, подстилающая поверхность, равнинный рельеф, циркуляцию атмосферы, циклонная деятельность, Сибирский антициклон. Основные черты климата, его сезонность. Влияние климата на человека и хозяйственную деятельность. Опасные явления погоды. Агроклиматические ресурсы.
Воды. Поверхностные воды: реки, озера, болота. Режим и питание рек. Характеристика крупнейших рек и озер области. Подземные воды. Хозяйственное использование вод. Охрана поверхностных вод.
Почвы. Типы и география почв. Почвообразующие факторы. Хозяйственное использование и охрана почв.
Природные зоны. ПК, факторы формирования ПК. Особенности растительного покрова и животного мира: лесные, лесостепные, болотные луговые и пойменные сообщества. Хозяйственное использование биологических ресурсов. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Влияние деятельности человека на ПК.
Экономико - географическая характеристика Томской области.
Население Томской области. Демографическая ситуация в области. Естественное движение населения. Численность, динамика, размещение и плотность населения. Трудовые ресурсы Томской области. Образовательный уровень населения. Национальный состав, основные этнические группы. Миграционные процессы. Экологическая культура. Городское и сельское поселение. Процедуры урбанизации. Города Томской области, их культурно - историческая специализация.
Отраслевая и территориальная структура экономики. Концепции социально - экономического развития области. Место Томской области в экономике России.
Природно - ресурсный потенциал области.
Состав, размещение, ведущие предприятия, экономические и экологические проблемы, перспективы развития главных комплексов экономики:
-
топливно - энергетического;
-
нефтехимического;
-
машиностроительного;
-
металлургического;
-
лесного;
-
транспортного;
-
АПК.
Развитие и специализация комплексов в условиях рыночных отношений. Внешнеэкономические связи области.
CD диски:
Видеофильм «Территория жизни»
1.Заказники Томской области
2.Работа заказников Томской области
3.Животный и растительный мир заказников Томской области
4.Роль особоохраняемых территорий в экологическом образовании и воспитании
Видеофильм «365 дней в Томской области»
Красная книга Томской области
Литература
2.Бойко В.П. Вспомогательные исторические дисциплины. - Томск, 1997.-115с.
3.Бойко В.П. Томское купечество конца XVIII-XIXвв. - Томск, 1996.-320с.
4.Воробьева И. Язык Земли. Новосибирск 1973. 152с.
7.Зуев А.С. Сибирь: Вехи истории ( XVI -XIXвв.)-Новосибирск: Инфолио -пресс,1998.-368с.
8.Земля кожевниковская: Сборник научно-популярных очерков./ Томск, 2006.- 748с
8.Исупов В.А., Кузнецов И.С. Ч III.Сибирь XX век: - Новосибирск: Инфолио -пресс,2000.-336с.
9.Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть I Присоединение к России. - Новосибирск: Инфолио -пресс,1998.-368с.
11.Миненко Н.А. По старому московскому тракту. Новосибирск 1986г.с.108.
12.Очерки истории Томской области. Томск 1968г.-184с.
13.Родной край: очерки природы, истории, хозяйства и культуры. Томск, 1974.- 402с.
14.Итоги и стратегии. Кожевниковский район 1930-2005гг 51с.
15. Кожевниковский район 1930-2010гг. Верим, любим, работаем
16. Фотоальбом. В краю кедровом. Томская область.
17.Очерки истории Томской области ( с древнейших времен до конца XIXв) Томск 1968г. 184с.
18. Альбом. Природа томской области.
19.Т.Г.Морозова Новая география Сибири. М.: Просвещение. Томск. 1972.
20.А.И.Ильичев Западная Сибирь. Ресурсы. Проблемы. Перспективы. Томск.1971.
21. А.С.Бабенко. Серия брошюр о растительности, животных, птицах, насекомых Томской области 2010.
22.Особоохраняемые природные территории Томской области. Пособия для школьников. Томск.2012.
23. Б.Г.Иоганзен.Природа Томской области .Новосибирск.1971.
24.В.И. Булатов,В.А.Чирков. Томская авария: мог ли быть сибирский чернобыль?-Новосибирск.1994г
25.П.М.Юрков Родной край.Томск.1975.
26.Томский нефтехим.30 лет. Томск 2004.
27.Красная книга Томской области.