- Преподавателю
- География
- Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений/ И. И. Баринова, А. А Плешаков, Н. И. Сонин
Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений/ И. И. Баринова, А. А Плешаков, Н. И. Сонин
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурмистрова Г.Н. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
(АОУ ШКОЛА № 10)
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ___________
Исаева Е.Г.
«__________» 20__ г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по географии
5абвг классы
Составитель: Бурмистрова Галина Николаевна,
учитель высшей категории
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования АОУ школы № 10, с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии и на основе примерной программы и материалов учебно-методического комплекта «География. Начальный курс» И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин
Начальный курс географии - первый системный курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле, как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. Изучение этого курса необходимо для формирования географической культуры и обучения географическому языку; овладения учащимися первоначальными представлениями и понятиями. При обучении географии формируются умения и навыки использовать разные источники географической информации; ориентироваться на местности, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.
Основные цели:
- овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета;
- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями;
- освоение знаний об основных географических понятиях, явлениях, а также получение знаний о земных оболочках;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.
В соответствии с Учебным планом АОУ школы № 10, утвержденным приказом по школе от 31.08.2015 г. № 218, на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Что изучает география
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - да основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы:
-
Географические открытия древности и средневековья.
-
Важнейшие географические открытия.
Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета- Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- ЮА.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
Практические работы:
-
Ориентирование по компасу.
-
Самостоятельное построение простейшего плана.
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практические работы:
5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
-
Составление карты стихийных природных явлений.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Самостоятельная работа, доклад, ответ на уроке, работа на уроке, проект, практическая работа, работа с контурными картами, тест, проверка рабочих тетрадей, домашняя работа, проверочная работа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Наименование разделов и тем
Пр/р
Характеристика основных видов деятельности (на уровне универсальных учебных действий)
Планируемые сроки
Что изучает география (5ч.)
01.09.- 02.10.
1
Мир, в котором мы живем.
Р: ставить учебную задачу, соотносить известное ранее о предмете и неизвестное; определять цели учебной деятельности; называть свои ошибки; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы
П: самостоятельное выделять и формулировать познавательные цели в изучении курса географии 5 класса; познакомиться с разными способами получения и представления информации (вербальным, графическим, аналитическим); уметь выделять сходств естественных наук
К: аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; умение участвовать в коллективном обсуждении и формулировании познавательной цели курса
Л: проявлять интерес к выполнению различных заданий, к предмету; добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, доводить дело до конца; формировать коммуникативную
компетентность в сотрудничестве
со сверстниками в процессе образовательной деятельности
2
Науки о природе.
3
География - наука о Земле.
4
Методы географических исследований.
5
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
Как люди открывали Землю (5 часов)
05.10.-13.11.
6
Географические открытия древности и Средневековья.
№ 1
Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников; прогнозировать результат усвоения учебного материала темы
П: искать и выделять информацию в учебнике о развитии географических знаний; строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа; приводить аргументы
К: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; уметь вести диалог, вырабатывать общее решение; уметь передавать содержание в сжатом виде
Л: формировать познавательную и информационную культуры, развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному развитию науки; развивать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий теста
7
Важнейшие географические открытия.
№ 2
8
Открытия русских путешественников.
9
Открытия русских путешественников.
10
Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»
Земля во Вселенной (9ч.)
16.11.-29.01.
11
Как древние люди представляли
себе Вселенную.
Р: прогнозировать результат усвоения учебного материала темы; соотносить известное и неизвестное о формах и размерах Земли; определять цели учебной деятельности; строить логические цепи при выполнении заданий
П: смысловое чтение, определение основной информации о формах, и размерах Земли, солнца; построение логической цепи рассуждений при работе с текстом теста; планировать
свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи; определяет критерии для сравнения фактов, явлений; объяснять представления древних людей о Вселенной.
К: выслушивать и объективно оценивать другого; вести диалог, вырабатывать общее решение; аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Л: формировать целостное мировоззрение , соответствующее современному развитию науки; формировать ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планете Солнечной системы; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
12
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
13
Соседи Солнца
14
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
15
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
16
Мир звезд.
17
Уникальная Планета- Земля.
18
Современные исследования космоса.
19
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
Виды изображений поверхности Земли (5 ч)
01.02.-04.03.
20
Стороны горизонта
Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь находить основные и промежуточные стороны горизонта; формулировать алгоритм работы с компасом; сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Л:формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формировать познавательный интерес к предмету исследования; формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя
21
Ориентирование на местности.
№ 3
22
План местности
№4
23
Географическая карта
24
Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»
Природа Земли (10 ч)
09.03.-27.05.
25
Как возникла Земля
Р: выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли; умение характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. выделять различия в гипотезах возникновения Земли.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Л: формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
26
Внутреннее строение Земли
27
Землетрясения и вулканы.
№ 5
28
Путешествие по материкам.
29
Вода на Земле.
30
Воздушная одежда Земли
№ 6
31
Живая оболочка Земли
32
Почва- особое природное тело
33
Человек и природа
34
Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для учащихся
№
Наименование
Авторы
Издательство, год издания
1.
География. Начальный курс
А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова
М.: Дрофа, 2015
2
Географический атлас: 5 класс.
М.: Дрофа, 2015
3
Контурные карты по географии: 5 класс.
М.: Дрофа, 2015
4
География. Начальный курс. Рабочая тетрадь для 5 класса
В. И. Сонин, С. В. Курчина
М.: Дрофа, 2015
Литература для учителя
№
Наименование
Авторы
Издательство, год издания
1
География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие
автор И. И. Баринова
М.: Дрофа, 2015
2
География в таблицах. 6 - 10 кл.:
Справочное пособие
/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.
М.: Дрофа, 2011.
3
Тематические карты
4
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.)
М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные пособия и ресурсы
1. CD-диск. Электронное приложение к учебнику География. 5 класс
Оборудование
-
Рабочее место учителя: компьютер, проектор, экран, МФУ
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры гуманитарных дисциплин
от __________ № __
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ___________ (В.Н. Голанцева)
«__________» 2015 г.