• Преподавателю
  • География
  • Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений/ И. И. Баринова, А. А Плешаков, Н. И. Сонин

Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Начальный курс. 5кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений/ И. И. Баринова, А. А Плешаков, Н. И. Сонин

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

(АОУ ШКОЛА № 10)



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ___________

Исаева Е.Г.

«__________» 20__ г.









РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по географии


5абвг классы





Составитель: Бурмистрова Галина Николаевна,

учитель высшей категории


2015 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования АОУ школы № 10, с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии и на основе примерной программы и материалов учебно-методического комплекта «География. Начальный курс» И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин

Начальный курс географии - первый системный курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле, как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. Изучение этого курса необходимо для формирования географической культуры и обучения географическому языку; овладения учащимися первоначальными представлениями и понятиями. При обучении географии формируются умения и навыки использовать разные источники географической информации; ориентироваться на местности, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.

Основные цели:

- овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета;

- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями;

- освоение знаний об основных географических понятиях, явлениях, а также получение знаний о земных оболочках;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний;

- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.

В соответствии с Учебным планом АОУ школы № 10, утвержденным приказом по школе от 31.08.2015 г. № 218, на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Что изучает география

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - да основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы:

  1. Географические открытия древности и средневековья.

  2. Важнейшие географические открытия.

Земля во Вселенной

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета- Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- ЮА.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли

Стороны горизонта. Горизонт. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

Практические работы:

  1. Ориентирование по компасу.

  2. Самостоятельное построение простейшего плана.

Природа Земли

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практические работы:

5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

  1. Составление карты стихийных природных явлений.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Самостоятельная работа, доклад, ответ на уроке, работа на уроке, проект, практическая работа, работа с контурными картами, тест, проверка рабочих тетрадей, домашняя работа, проверочная работа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем

Пр/р

Характеристика основных видов деятельности (на уровне универсальных учебных действий)

Планируемые сроки


Что изучает география (5ч.)

01.09.- 02.10.

1

Мир, в котором мы живем.


Р: ставить учебную задачу, соотносить известное ранее о предмете и неизвестное; определять цели учебной деятельности; называть свои ошибки; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы

П: самостоятельное выделять и формулировать познавательные цели в изучении курса географии 5 класса; познакомиться с разными способами получения и представления информации (вербальным, графическим, аналитическим); уметь выделять сходств естественных наук

К: аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; умение участвовать в коллективном обсуждении и формулировании познавательной цели курса

Л: проявлять интерес к выполнению различных заданий, к предмету; добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, доводить дело до конца; формировать коммуникативную

компетентность в сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной деятельности

2

Науки о природе.


3

География - наука о Земле.


4

Методы географических исследований.


5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»



Как люди открывали Землю (5 часов)

05.10.-13.11.

6

Географические открытия древности и Средневековья.

№ 1

Р: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников; прогнозировать результат усвоения учебного материала темы

П: искать и выделять информацию в учебнике о развитии географических знаний; строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа; приводить аргументы

К: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; уметь вести диалог, вырабатывать общее решение; уметь передавать содержание в сжатом виде

Л: формировать познавательную и информационную культуры, развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному развитию науки; развивать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий теста

7

Важнейшие географические открытия.

№ 2

8

Открытия русских путешественников.


9

Открытия русских путешественников.


10

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»



Земля во Вселенной (9ч.)

16.11.-29.01.

11

Как древние люди представляли

себе Вселенную.


Р: прогнозировать результат усвоения учебного материала темы; соотносить известное и неизвестное о формах и размерах Земли; определять цели учебной деятельности; строить логические цепи при выполнении заданий

П: смысловое чтение, определение основной информации о формах, и размерах Земли, солнца; построение логической цепи рассуждений при работе с текстом теста; планировать
свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи; определяет критерии для сравнения фактов, явлений; объяснять представления древних людей о Вселенной.

К: выслушивать и объективно оценивать другого; вести диалог, вырабатывать общее решение; аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Л: формировать целостное мировоззрение , соответствующее современному развитию науки; формировать ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию Земли как планете Солнечной системы; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.


13

Соседи Солнца


14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.


15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.


16

Мир звезд.


17

Уникальная Планета- Земля.

18

Современные исследования космоса.


19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».



Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

01.02.-04.03.

20

Стороны горизонта


Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь находить основные и промежуточные стороны горизонта; формулировать алгоритм работы с компасом; сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Л:формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формировать познавательный интерес к предмету исследования; формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя

21

Ориентирование на местности.

№ 3

22

План местности

№4

23

Географическая карта


24

Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»



Природа Земли (10 ч)

09.03.-27.05.

25

Как возникла Земля


Р: выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли; умение характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Л: формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

26

Внутреннее строение Земли


27

Землетрясения и вулканы.

№ 5

28

Путешествие по материкам.


29

Вода на Земле.


30

Воздушная одежда Земли

№ 6

31

Живая оболочка Земли


32

Почва- особое природное тело


33

Человек и природа


34

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература для учащихся

Наименование

Авторы

Издательство, год издания

1.

География. Начальный курс

А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова

М.: Дрофа, 2015

2

Географический атлас: 5 класс.

М.: Дрофа, 2015

3

Контурные карты по географии: 5 класс.

М.: Дрофа, 2015

4

География. Начальный курс. Рабочая тетрадь для 5 класса

В. И. Сонин, С. В. Курчина

М.: Дрофа, 2015

Литература для учителя

Наименование

Авторы

Издательство, год издания

1

География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие

автор И. И. Баринова

М.: Дрофа, 2015

2

География в таблицах. 6 - 10 кл.:

Справочное пособие

/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.

М.: Дрофа, 2011.

3

Тематические карты

4

Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.)

М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные пособия и ресурсы

1. CD-диск. Электронное приложение к учебнику География. 5 класс

Оборудование

  1. Рабочее место учителя: компьютер, проектор, экран, МФУ

СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания кафедры гуманитарных дисциплин

от __________ № __

СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР ___________ (В.Н. Голанцева)

«__________» 2015 г.



© 2010-2022