Методика преподавания географии детям-инвалидам

Вопрос «Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности. При работе с детьми-инвалидами учитель обяз...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика преподавания географии детям с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ

Вопрос « Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.

ГКОУ ДОД, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу - осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.

Наш центр должен давать учащимся знания, но кроме этого - развивать умение мыслить самостоятельно.

Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.

Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики.

К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью.

Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.

Так что же характеризует детей с ОВЗ?

  1. Высокая эмоциональность

  2. Задержка психического развития

  3. Быстрая утомляемость

  4. Незрелость эмоционально-волевой сферы

  5. Педагогическая запущенность

  6. Трудности распределения и переключения внимания

  7. Конфликтность

  8. Неуравновешенность психики

  9. Трудность общения

10. Низкая мотивация

11. Пониженная познавательная активность

При работе с детьми-инвалидами учитель обязан владеть разнообразными методами и приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.

На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу в классах коррекции:

  1. Объяснительно - иллюстративное обучение

  2. Личностно - ориентированное обучение

  3. Развивающее обучение

  4. Технология опорных сигналов

  5. Модульная технология

  6. Проблемное обучение

  7. Игровая технология

  8. Диалоговая технология

  9. Технология коррекционно - развивающих упражнений.

Технологий много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала.

Учитывая, что учащиеся с ОВЗ отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.

Важно знать, что материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой.

Основная задача моей работы - формирование сознательных представлений и понятий о географических объектах, помочь учащемуся с ОВЗ встать на верный путь, исправить по возможности его недостатки, сделать все, чтобы он их не чувствовал, включить его в общественно полезную деятельность. Для осуществления этой задачи я отбираю наиболее эффективных методы и формы преподавания и совершенствую весь учебный процесс.

В качестве специальной цели обучения я рассматриваю обучение детей применению приобретенных знаний, умений и навыков в разнообразных условиях.

География - предмет увлекательный, возбуждающий интерес, развивающий мышление, память, речь учеников, углубляющий понимание ими окружающих явлений, общественных событий. Этот предмет дает богатейший материал для воспитания детей, прививает любовь к своей Родине, к людям, к труду, способствует коррекции личности учащегося с ОВЗ

Изучение природы, познание ее закономерностей помогает учащимся с ОВЗ овладеть конкретными знаниями и трудовыми навыками, расширяет их кругозор, способствует формированию материалистического мировоззрения.

Используя эту особенность предмета, я стараюсь дать многое учащимся, основываясь на принципе индивидуального подхода к детям, неустанно совершенствуя методы и приемы педагогической работы.

При изучении элементарного курса географии учащиеся приобретают определенную сумму знаний, которые в свою очередь состоят из представлений, понятий и суждений.

География исследует все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии, что особенно важно для развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Практические работы, выполняемые учениками в процессе изучения географии, преследуют две основные цели: дать учащимся необходимые практические навыки и выработать у них умение использовать эти навыки в других видах деятельности.

Одной из моих задач является систематическое проведение словарной работы. Обогащая словарь учащихся, я развиваю их мышление и речь. Известно, что речевое развитие детей с ОВЗ, как правило, задерживается. Кроме того, дети с ОВЗ часто бывают замкнутыми, проявляют негативизм. Поэтому я стараюсь учитывать все компоненты речевой деятельности, над формированием которых работаю, а также трудности и отклонения в интеллектуальном и речевом развитии школьников с ОВЗ. Возбудить у учащихся интерес к предмету - также моя важная как учителя географии. Интерес можно развить на правильно продуманных уроках, практических работах, умелым использованием учебных фильмов, презентаций, слайд-шоу.

В мою задачу входит осуществление преемственности в обучении учащихся младших и старших классов, а также осуществление межпредметных связей географии с рисованием (работы в тетради), с русским языком (словарная работа, упражнения, включающие географические термины), с математикой (вычисления масштабов, измерения, решения задач с географической тематикой) и обязательно с историей и естествознанием, с которыми география имеет много смежных, взаимодополняющих тем.

Курс географии в ГКОУ ДОД представляет широкие возможности коррекции психики учащихся с ОВЗ, его познавательной деятельности, воспитания. Моя задача - реализовать эти возможности.

Учебную работу по географии я строю на краеведческом принципе.

Краеведение - изучение во всех отношениях местного края, района - играет важную роль в подготовке учащихся к трудовой деятельности, связывает преподавание географии с жизнью.

Знание родного края особенно важно для учащихся с ОВЗ. Большинство таких детей не имеют тех возможностей передвижения по местности, которые имеют здоровые школьники.

Дети любят ездить далеко и считают, что все вокруг им известно и нет ничего интересного. Поэтому в развитии интереса школьников к родному краю многое зависит от учителя.

Краеведческий принцип положен в основу всего моего педагогического процесса с 6 по 9 класс.

При ознакомлении учащихся с географией своей местности применяю важнейшее дидактическое правило - «от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

Таким образом, используя местный материал при формировании географических понятий у учащихся с ОВЗ я ,стараюсь, сделать обучение географии более доступным и практически направленным. Кроме того, краеведение может стать одним из сильных средств воспитывающего обучения.

Наглядные пособия в преподавании географии имеют огромное значение, тем более что большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географии без наглядных пособий невозможно, так как даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику с ОВЗ, если у него нет образа предмета.

Картины, муляжи, учебные фильмы, презентации, слайд-шоу и другие наглядные пособия и мультимедийные учебники помогают образовать в сознании детей отчетливое представление о предмете, закрепить знание карты.

Применение мультимедиа средств и технологий позволяет мне построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Программы-контролеры позволяют осуществлять контроль усвоения изученного материала. Преимущество данных программ в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник с ОВЗ работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Основная моя задача - мотивировать ученика в его занятиях географией. Повышаю интерес к предмету через создание мультимедийных презентаций. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а внимание - множитель информации. Она позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха, способствует его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей. Использование компьютерных презентаций делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о туристических регионах и центрах мира, статистические материалы по различным темам, имеют возможность отслеживать динамику экономических и социальных процессов.

Особое место в обучении учащихся по своей выразительности и конкретности занимает такое средство наглядности, как учебные фильмы. Использование кинопособий наиболее целесообразно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно.

Показ учебных фильмов помогает мне в проведении словарной работы, развитии речи учащихся, конкретизирует изучаемую тему, однако я провожу его в тех случаях, когда изучаемый материал нуждается в дополнительном обобщении и закреплении.

Темы, не связанные с показом движущихся объектов, мы изучаем, используя слайд-шоу и презентации. Это целесообразно потому, что их демонстрация может быть выборочной. Я могу задержать каждый кадр, изображаемый на экране, столько времени, сколько необходимо для полного понимания учениками учебного материала. Кроме того, показывая презентацию, легко возвратиться к предшествующим слайдам в целях сравнения рассматриваемых объектов, анализа или уточнения.

В темах, где требуется показ движения изучаемых объектов, я применяю в первую очередь немые фильмы и видеофрагменты с пояснениями учителя, так как они имеют своеобразную структуру, менее сложную, чем другие кинопособия. Как и звуковые видеофильмы, немые кинофильмы и кинофрагменты показывают объекты в динамике, но содержание их значительно проще и более ограниченно. Кроме того, немые кинофильмы рассчитаны на пояснения учителя, и поэтому изображаемые объекты могут обозреваться на экране относительно длительнее, чем в звуковых кинофильмах.

Звуковые учебные фильмы со сложным для восприятия учеников с ОВЗ содержанием, многословным дикторским текстом и музыкальным сопровождением показываю с отключенным звуком и даю пояснения.

Отключая звуковое сопровождение, я имеею возможность объяснить именно то, что ученики с ОВЗ должны запомнить. Кроме того, учеников не отвлекают ритмические танцы и песни, и они сосредоточеннее слушают меня. Однако иногда звуковое сопровождение фильма незаменимо. Так, при изучении тем, в которых предметы и явления необходимо представить с характерным для чтения звуками и шумами, например, «Горные реки», «Извержение вулкана»,«Землетрясение»), я применяю звуковые видеофильмы независимо от сложности сопровождения.

Показ видеофильмов я провожу после изучения темы с помощью других наглядных пособий (том числе презентаций). Тогда демонстрация видеофильма способствует закреплению, повторению учебного материала, расширяет и углубляет полученные знания.

Практика показывает, что, получив задание запомнить определенные сведения из фильма, ученики старших классов успевают произвести записи, которые они затем проверяют. Это способствует лучшему запоминанию названий объектов.

Урок с применением видеофильмов отвечает тем же задачам, что и все остальные уроки. Эти задачи могут быть различными: на материале соответствующего кинофильма, обобщить знания учеников о животном и растительном мире отдаленной географической области или показать современные способы добычи каменного угля, дать представление о движении ракеты в космосе, об охоте за китами и т. д.

Построение урока с применением кинофильма. Во введении или вводной беседе я указываю краткое содержание фильма, подчеркиваю главное, разъясняю трудное, задаю вопросы учащимся по теме фильма, не упоминая о нем. Учеников предупреждаю, что эти вопросы будут использованы в дальнейшей работе по изучаемой теме. После такого введения дети сразу приступают к просмотру фильма. Объяснение нового материала предшествует вводной беседе по фильму.

После просмотра фильма провожу опрос учащихся по теме, обсуждаем фильм, закрепляем материал, ученики делают записи, зарисовки и т. п. Затем задаю домашнее задание.

План урока с применением видеофильма выглядит примерно так:

1. Опрос учащихся и связь нового материала с пройденным.

2. Изучение новой темы без применения кино с помощью карт, картин и т. п.

3. Чтение статьи учебника.

4. Вступительное слово или беседа по содержанию видеофильма, словарная работа.

5. Демонстрация фильма. .

6. Опрос по просмотренному киноматериалу с использованием карт, картин или других наглядных пособий.

7. Домашнее задание (если оно связано с кинофильмом).

Требования, предъявляемые жизнью к подготовке учащихся, закономерно вызывают необходимость совершенствования методов работы с географической картой, этой «альфой и омегой географии», по выражению академика Л. С. Берга.

Значение карты в преподавании географии общепризнано.

По словам А. С. Баркова, «без карты нет и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география».

А. С. Барков утверждал, что работа с географической картой - обязательный элемент обучения, без которого преподавание географии не имеет смысла.

Автор многих учебных пособий по географии для учащихся массовой школы И. И. Заславский также подчеркивает роль карты как средства обучения: «Так же как и книга, карта во многих случаях является самостоятельным источником географических знаний... Если книга является словесным описанием земной поверхности, карта служит ее географическим описанием».

Карта отличается от других наглядных пособий (например, от картин) тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Школьные географические карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности.

Среди учителей и методистов географии распространены различные взгляды на роль и место карты в учебном процессе. В зависимости от цели применения карты работа с ней может носить неодинаковый характер.

На уроках географии также используется глобус, который представляет собой модель земного шара. Хотя масштаб его обычно очень мал, он не искажает форму и размеры географических объектов и потому дает наиболее наглядное представление о форме Земли, о положении земной оси, полюсах, экваторе и т. п.

Уметь читать карту - это значит уметь уяснять географическую действительность по сочетанию условных знаков, т. е. «видеть местность так, как она есть на самом деле», по словам В. Л. Буданова, который относит знание карты к категории умении и навыков. Знать карту - значит, во-первых, владеть возможно лучше картографической грамотой и, во-вторых, пользуясь этой азбукой, уметь читать карту и воспроизводить живую местность при помощи символов на бумаге.

В ГКОУ ДОД работа с картой проводится при изучении всего учебного материала, составляющего курс географии.

В основном я использую карты для начальной школы, масштаб которых крупнее, окраска более яркая, на них меньше изображено названий объектов. Применение отраслевых, общеэкономических карт для средней общеобразовательной школы и атласов не дает нужного эффекта в обучении учащихся с ОВЗ.

В комплексе практических работ на уроках географии программой предусмотрены разнообразные виды работ с картой. Во время выполнения этих работ ученики получают знания по предмету, закрепляют изученный материал.

Усвоение знаний учащимися, развитие их интереса к предмету во многом зависит от того, как учитель преподнесет новый материал.

Большинство причинно-следственных зависимостей я объясняю учащимся с ОВЗ, используя методы устного изложения.

Стараюсь чтобы мое объяснение было простым по изложению, последовательным, связанным с современностью, краеведением, эмоциональным, содержать четкие выводы. При этом использую описания из художественной и научно-популярной литературы, что способствует лучшему осмысливанию школьниками изучаемого материала и тем самым развивает у них внимание, интерес.

Удачно подобранные к уроку описания дают познавательный материал, способствуют развитию речи учащихся, воспитанию у них эстетического чувства, облегчают учителю объяснение нового материала,

Основное мое правило: не увлекаться своей речью на уроке и, рассказывая о многом понемногу, не забывать о том главном, что должны усвоить ученики. Когда у географических объектов, явлений отмечается слишком много признаков, можно «утопить» наиболее характерные, типичные и тем самым затруднить запоминание. Нельзя забывать особенности развития детей с ОВЗ: они не могут на большом количестве разных примеров выделить основное и сделать обобщение. Запоминают же учащиеся с ОВЗ в первую очередь что-либо «необыкновенное», «занимательное».

На многих уроках географии изложение нового материала я начинаю с выяснения знаний по изучаемому вопросу, т. е. вводной беседой. Когда дети выскажут все, что они знают об обсуждаемом предмете, учитель приводит эти сведения в стройную систему с помощью рассказа. После рассказа в обобщающей беседе я выясняю правильность усвоенного,- выделяя еще раз узловые моменты, и закрепляю знания учащихся.

Самое широкое применение среди методов обучения в нашем центре находит вопросо-ответная беседа. В такой беседе наиболее активно изучается материал, в ней сочетается изложение нового и проверка ранее усвоенного, развивается мышление, речь учащихся, мобилизуется их внимание.

Таким образом, беседа - лучшая форма сообщения новых знаний, форма, на основе которой выявляются имеющиеся знания и строится дальнейшая работа (по наблюдениям, просмотру кинофильма, работа над текстом).

В зависимости от содержания учебного материала, на основе которой строится беседа, я выбираю и приемы ее проведения. Так, в беседе на основе наблюдений я соответствующей постановкой вопросов помогаю сопоставить отдельные наблюдения между собой, подвожу учащихся к обобщениям. В беседе, построенной, например, на просмотре видеофильма, я подготавливаю детей к его восприятию, с помощью вопросов знакомлю с содержанием, обращаю внимание на наиболее существенные моменты. В беседе, связанной с упражнениями (например, «Составление плана комнаты»), я на основе имеющихся у ребенка знаний ставлю вопросы, которые заставляют его думать и принимать самостоятельные решения. Беседа, построенная на основе прочитанного текста, предполагает вопросы, с помощью которых я определяю усвоение текста. Однако следует учесть, что, если сообщать новый материал только с помощью беседы, дети не получат примера хорошего рассказа, выразительного чтения. Да и далеко не всегда можно сообщить новые знания с помощью беседы, например, по темам «Современное положение коренного населения Австралии», «НИС Азии» и т. п.

Следовательно, вводную беседу я провожу в том случае, если у учащихся уже имеется достаточный запас знаний, а разъяснительную беседу во всех случаях провожу в сочетании с рассказом учителя, после которого всегда следует обобщающая беседа и закрепление знаний. Надо отметить, что эффективность, успех беседы зависят от того, насколько глубоко я продумываю вопросы к учащимся. Поэтому я заранее подготавливаю вопросы и вписываю их в план урока.

Примерами конкретных кратких вопросов могут быть вопросы к статьям в учебниках по географии.

Успех любой беседы зависит не только от правильной постановки вопросов, но и от своевременности исправления неверных ответов учащихся, так как нельзя допустить закрепления неправильно воспринятых учеником знаний. Значительно больших успехов я добивавюсь, если создаю условия, при которых ученик сам сможет понять ошибочность своего вывода, и в зависимости от характера неправильного ответа выберет те или иные приемы его исправления.

Закрепление я провожу как отдельный этап урока и отвожу на это специальное время. Оно имеет целью вторичное воспроизведение изложенного мной и проверку усвоения, понимания учащимися научаемого материала.

Ведущие приемы, направленные на запоминание, - это сочетание рассказа с картой и картиной, самостоятельные работы учащихся по карте. Следует учитывать, что каждое географическое понятие лишь тогда закрепляется в сознании ученика, когда оно часто встречается в разнообразных связях, является предметом самостоятельной практической деятельности.

Наглядность и занимательность облегчают ученикам усвоение и закрепление полученных знаний. Для развития интереса к предмету я использует интересные сведения по географии, описания, провожу географические игры, викторины, составляет вопросы, способствующие закреплению пройденного.

Учащиеся любят отгадывать загадки, простейшие ребусы, шарады, головоломки, отвечать на занимательные географические вопросы на пройденные темы. Это не только делает урок увлекательным, но и способствует закреплению материала у учащихся, развитию их памяти, мышления.

Загадки и занимательные вопросы я подобираю с учетом возраста и умственных возможностей детей.

Уроки и внеклассные мероприятия, включающие познавательно-занимательный материал, не только помогают закреплению, но и заинтересовывают учащихся и помогают развивать у них произвольное внимание - одно из важнейших условий сознательной деятельности.

Домашние задания я даваю и для расширения знаний учеников и для подготовки к усвоению нового материала на следующем уроке. И в том и в другом случае задание на дом включает закрепление пройденного на уроке.

Домашнее задание - один из важнейших видов закрепления учебного материала. С проверки его начинается урок и часто им кончается.

Задания на дом должны быть разнообразными. Это залог успешного их выполнения. Я предлагаю детям, наряду с чтением статьи и заучиванием названий объектов и их расположения на карте, и задания такого рода:

§ Нанести на контурную карту и раскрасить изучаемые объекты.

§ Нарисовать какой-либо предмет, подписав его.

§ Выписать в тетрадь названия из учебника или записать их по памяти.

§ Заполнить таблицу.

§ Совершить «путешествие» по карте.

§ Узнать что-либо о своей местности.

§ Сравнить или повторить что-либо.

§ Провести какие-то наблюдения.

§ Посмотреть по телевидению какую-либо передачу.

§ Сделать презентацию.

§ Письменно ответить на вопросы.

§ Кратко описать наблюдение или содержание видеофильма.

§ Докончить какую-либо работу, начатую на уроке

Домашнее задание я предварительно обязательно разъясняю на уроке.

Учебники по географии использую в соответствии с учебной программой.

Большое значение в пробуждении интереса и любви к книге имеет обучение учащихся сознательному чтению, так как механическое чтение быстро надоедает им и вызывает нежелание работать с книгой. Для выполнения этого условия я стремлюсь максимально обеспечить знакомство учеников с помощью наглядных средств, с теми предметами и явлениями, о которых говорится в статье. Дети должны понимать и представлять то, о чем они читают. При этом я пользую основные методы повторения и сравнения (от известного - к неизвестному, от близкого - к далекому), систематически провожу словарную работу. Очень важно не допускать запоминания неправильно понятого слова. Многие слова, главным образом специальные названия, я заранее объясняю учащимся. Но далеко не всегда можно предусмотреть, как сложатся представления ученика с ОВЗ о том или ином предмете или явлении в результате чтения статьи.

Словарная работа как неотъемлемая часть всего педагогического процесса требует от учителя большой методической подготовки, грамотности, правильного произношения. Почти в каждой статье учебника есть трудно запоминающиеся слова. На них я останавливаю внимание детей, объяснив их написание. Для этого можно обратиться к происхождению слова или прочитать рассказ, поясняющий его. Не все названия, конечно, надо разбирать таким образом, слишком мало времени для этого, но наиболее трудные необходимо. Например, такие фамилии, как Беллинсгаузен, Крузенштерн, дети не запомнят, если нет дополнительного рассказа учителя, портретов этих прославленных мореплавателей.

Обычно, когда говорят о словарной работе, связывают ее исключительно с преподаванием русского языка, а это неверно. Словарная работа по географии, как и по русскому языку, предполагает наличие системы. И как на уроках русского языка, каждый год обучения по географии должен давать ученикам с ОВЗ определенную сумму слов, понятий. Причем приток этих слов должен быть не случайным, а непосредственно связанным с программным материалом. Работу с непонятными, трудными словами я обычно провожу до чтения статьи учебника, а иногда и после.

В отличие от массовой школы, где учебник географии предназначается главным образом для самостоятельной работы учащихся, в нашем центре мы только стремимся к этому. Дело в том, что школьники с ОВЗ, читая учебную статью дома, не в состоянии самостоятельно сделать отбор главного, вычленить основное, напротив, им свойственно запоминание деталей, менее важных в познавательном отношении. Поэтому, как правило, статью мы читаем на уроке, здесь же выясняю понимание ее, указываю на необходимое для запоминания и только после этого задаю ее на дом.

Первоначальное чтение статьи учениками на уроках в центре ДОД несколько иное, чем в массовой, где учитель останавливает внимание детей на непонятных словах, предложениях, рассматривает с ними рисунки и т. д. В ГКОУ ДОД я предлагаю учащимся (одному или нескольким) прочитать сразу статью целиком. При этом он не отвлекаю ни на что внимание детей с ОВЗ. Обусловлено это тем, что дети-инвалиды в результате остановок и переключения их внимания на какое-то слово или предложение забывают смысл, содержание пропитанного. Мой опыт показывает, что после чтения статьи с остановками, по частям и вопроса учителя: «О чем ты прочитал?» - ученики пересказывают последнее предложение в тексте либо повторяют «разбор» слова, который только что проводился. Поэтому рекомендуется трудные слова разобрать заранее, а те слова, которые дети не поняли, разобрать при повторном чтении. Если прочитанная статья сложна по содержанию, можно еще раз вернуться к ее чтению с показом на карте и картинах описываемых объектов, явлений. Повторно статью можно читать по частям или выборочно.

Чтение текста может быть про себя и вслух, сопровождаться выписыванием выводов, отдельных названий, заполнением контурной карты и таблиц, зарисовками. Чтение вслух должно быть выразительным, с соблюдением знаков препинания, достаточно громким, спокойным.

Полезно научить учеников находить ответы в тексте на вопросы учителя, а также находить указанные учителем статьи, рассказ по оглавлению, рисунок по порядковому номеру.

Чтение учениками статьи учебника наиболее целесообразно проводить после опроса учащихся, вводной беседы, рассказа, учителя, словарной работы, работы с картой, картиной, разбора рисунка. При повторении учебного материала ученики могут читать статью на любом этапе урока или самостоятельно дома.

Таким образом, чтение статьи часто служит закреплению знаний учащихся. Некоторые виды работ целесообразно проводить только после чтения статьи учебника (например, записи в тетрадях, чтение дополнительных рассказов и др.). Выработка навыка работы с учебником имеет важное значение в успешном овладении знаниями, привитии школьникам любви и интереса к книге, к предмету.

Чтение учениками статьи учебника я провожу после опроса учащихся, вводной беседы, рассказа, словарной работы, работы с картой, картиной, разбора рисунка. При повторении учебного материала ученики читают статью на любом этапе урока или самостоятельно дома.

Таким образом, чтение статьи часто служит закреплению знаний учащихся. Некоторые виды работ целесообразно проводить только после чтения статьи учебника (например, записи в тетрадях, чтение дополнительных рассказов и др.). Выработка навыка работы с учебником имеет важное значение в успешном овладении знаниями, привитии школьникам любви и интереса к книге, к предмету.

Большое значение для закрепления знаний по географии имеет тетрадь. Она приучает учеников к систематическому труду, воспитывает самостоятельность и самоконтроль.

На уроках географии удобнее использовать тетради в клеточку: в них легче правильно расположить рисунок, выполнить указания учителя относительно величины рисунка, выделить место для записи.

В тетрадях по географии помещаются простейшие чертежи, схематические зарисовки, рисунки растений, животных, типичных для изучаемой местности, тематические картинки, краткие записи. В словарь выписываются названия географических объектов, трудные для правописания. Самостоятельно, дома, ученики письменно отвечают на вопросы, составляют краткие описания наблюдений или содержания учебного фильма.

Записи в тетрадях по географии должны быть краткими и не подменять учебника. Они помогают ученикам лучше запомнить выводы каждого урока, усвоить новые слова, их правописание, а также в сочетании с рисунками соединить образ предмета и его название.

Зарисовки наблюдаемых предметов и явлений содействуют образованию отчетливых представлений у учащихся, учат внимательно всматриваться, выделять характерные особенности, развивают наблюдательность. Часто ученики, выполняя мои задания, механически перерисовывают картинки из учебника с помощью копировальной бумаги; такое рисование почти бесполезно. Сложные рисунки, насыщенные содержанием, можно разрешить вырезать из газет, журналов, использованных учебников и наклеивать в тетрадь. Самостоятельный подбор картинок к изучаемой теме повышает интерес детей к предмету.

Для развития интереса к зарисовкам в тетради детям я рассказаю о том, что многие ученые-географы очень хорошо рисовали (Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Ф. Нансен и др.). Опыт показывает, что, несмотря на ограниченные способности к рисованию, большинство детей-инвалидов рисует с удовольствием.

От учащихся я не требую изображения больших пространств земной поверхности или групп предметов. Отдельные же предметы (растения, животные) вполне могут ими быть зарисованы с помощью моих указаний (о месте размещения рисунка в тетради, приблизительной величине его, цвете, основных элементах рисунка и пр.).

Большей частью ученики срисовывают с иллюстраций в учебнике географии, реже рисуют по памяти.

Можно привести примерный список зарисовок или иллюстраций, которые должны быть в тетрадях учащихся по географии.

Положение Солнца над горизонтом в разное время суток, года. Термометр и флюгер. Линия и стороны горизонта. Компас. Контуры холма, оврага, горы, реки. Остров и полуостров. Схема колодца. План комнаты. Обозначение направлений на чертеже. Условные знаки плана. Условные цвета и знаки карты. Форма земли, полюса и экватор. Диаграмма суши и воды. Схема смены дня и ночи. Схема расположения тепловых поясов на земном шаре. Одно-два растения и животное, типичное для соответствующего теплового пояса.

Северное сияние, ледяные торосы. Мох, лишайник, водоросли на дне Баренцева моря. Тюлень и морж. Полярная станция, вертолет. Карликовая береза, гриб, ягоды и тундре. Олень, нарты, фактория. Деревья тайги (выборочно). Одно-два типичных для лесной полосы животных. Полезные ископаемые в черноземных степях. Суслик. Саксаул. Хлопок. Верблюд. Схема оросительного капала. Схема «Смена растительности в горах». Орел или горный козел. Схема расположения гор на Черноморском побережье Крыма и Кавказа. Мандариновое или лимонное дерево. Кипарис.

Форма Земли. Сравнительные размеры планет. Горы на Луне. Диаграмма суши и воды на Земле. Смена времен года. Путь Луны вокруг Земли. Схема затмения Луны. Схема затмения Солнца. Схема вулкана. Иллюстрации (вырезки из газет, календарей) природы и жизни населения в разных частях света, государствах.

Большая часть перечисленных работ выполняется в тетрадях дома после предварительного объяснения учителя (указания места в тетради для рисунка и его названия).

Систематический просмотр записей и рисунков в тетради при повторении учебного материала помогает учащимся закрепить пройденный материал.

Проверку знаний учащегося я провожу не только как отдельный этап работы, но и при объяснении нового материала, при закреплении и во время самостоятельной работы, выполняемой учениками. Провожу систематически на каждом уроке. При проверке я внимательно слежу за ответом ученика (за правильностью изложения материала, за его полнотой, за тем, как учащийся представляет предметы и явления, о которых рассказывает, как умеет применять на практике полученные знания).

Систематичность, индивидуальный подход, спокойный тон и терпеливость со стороны учителя, правильная конкретная краткая форма вопроса, соответствие его программе - таковы основные требования к проверке. От ученика я требую главным образом знаний наиболее существенных фактов, основных выводов. Если я спрашиваю подробности, детали, то и учащиеся стараются запомнить именно их, упуская главное.

В зависимости от структуры урока, от цели его, от объема изучаемого материала я использую разные виды опроса.

а) вопросы задаю в определенной последовательности;

б) не задаю вопросы, предполагающих односложные ответы;

в) больше задаю вопросов, заставляющих учащихся думать, вопросов практического характера.

Индивидуальный и систематически проводимый учет знаний имеет большое значение для повышения качества обучения, стимулирует внимание и прилежание учащихся, помогает учителю научить каждого ученика.

Сокращение времени, затрачиваемого на опрос, достигается тщательной подготовкой проверочных вопросов, использованием различных приемов, и форм проверки.

Индивидуальный опрос с вызовом к карте дает возможность получить от учащегося основательный ответ с использованием наглядных пособий и зарисовок на доске. Хороший рассказ ученика - это и развитие речи, и развитие мышления. Во время рассказа, как и при чтении, учитель исправляет ошибки, неправильности в речи ученика, но не останавливается подробно на них, так как это можно сделать позднее, когда ученик закончит свой рассказ. Нельзя сбивать и без того слабо развитую мысль и речь умственно отсталого ребенка. В пересказывании статьи большую помощь оказывает ученику план, по которому учитель учит детей излагать свои мысли. Первоначально план выписывается ежедневно на доску, и дети по нему пересказывают прочитанное (такой же план можно поместить в тетрадях учащихся). В дальнейшем они запоминают этот план и рассказывают, пользуясь им уже по памяти.

Чтобы индивидуальный опрос не превратился в беседу с одним учеником, учитель предлагает остальным учащимся дополнять ответ или задавать вопросы отвечающему (на которые может ответить сам задающий). Для экономии времени можно нескольким учащимся одновременно вручить карточки с вопросами. Вопрос задается учителем всему классу (для мобилизации внимания учащихся). Затем вызывается один ученик. Учащиеся слушают его ответ, добавляя и поправляя. За это время подготовится отвечать кто-либо из учеников, которым были розданы карточки. Таким образом можно опросить с вызовом к карте несколько человек.

В процессе проверки знаний и навыков учащихся следует использовать вопросы к статьям в учебнике.

Разнообразие методов опроса развивает внимательность учащихся, закрепляет их знания.

Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов - результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.

17

© 2010-2022