Урок по географии на тему Соседи солнца ( 5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии

ТЕМА УРОКА: СОСЕДИ СОЛНЦА

Учитель Грибанова О.В.

Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.

Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.

1.Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

2.ПредметныеУУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.

3.МетапредметныеУУД:

Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.

Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада, войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда - сиянье ваших

Умных глаз.

Я знаю: в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведём урок.

Надеюсь, наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Создание благоприятного для обучения климата (к)

2.Мотивационный этап

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии?

«знания, полученные ранее»

Формирование познавательного интереса (л),

Формирование умений принимать учебную задачу( р)

3. Этап целеполагания

Чтобы совершить путешествие, нам надо отгадать загадки.

Слайд 1 Загадка

Слайд 2.Солнце

1.Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает.

Слайд.3 Планеты

2.Бегают вокруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они.

-Какую цель мы поставим на уроке?

-О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке???(о планетах).

Значит цель нашего занятия, познакомиться с планетами солнечной системы.

-Какие задачи мы поставим перед собой?

-Какие получим знания?(Узнаем, как можно больше о планетах, солнце).

Так, какая же тема нашего урока?

Соседи солнца.

Слайд 4 Тема урока

Вопрос: Дети, а что вам известно о планетах???

А может этих знаний достаточно???

-Ребята, какие небесные тела составляют солнечную систему?

Найдем определение в учебнике и запишем его в рабочую тетрадь.

Слайд 5.( Солнце и движущиеся вокруг небесные тела, составляют солнечную систему).

Слайд 6. Планеты Земной группы.

Слайд 7.Планеты гиганты.

Дети отгадывают загадки



(Солнце)



(Планеты)

Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь

Дети отвечают

Дети говорят каких знаний им недостает

Дети формулируют тему урока

Умение проявлять познавательную инициативу(р)



Ориентируются в своей системе знаний(л)

Формирование способности к самоопределению(л)

Целеполагание (р)

Формулировка цели урока(р)

4. Изучение нового

- Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом?

А чем эта профессия интересна?

(Ответы детей).

Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами.

Ученые до сих пор предполагают их существование.

- А вы как считаете, существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля?

-Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.

- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).

- А можно Землю назвать соседкой Солнца? .Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы (Да)

Слад 8. Планеты солнечной системы.

- Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

Слайд 9 Соседи солнца.

Работа в группах

Вернемся к нашей проблеме.

-Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет).

-Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?

- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем).

Значит, мы об этом сейчас узнаем.

Задание у каждой группы индивидуальное. Прежде чем приступить к выполнению заданий, озвучим правила работы в группе.

1.Каждый участник группы должен иметь своё мнение.

2.Участие в выполнении задания всех членов группы.

3.Распределение обязанностей в группе.

Приступаем к групповой работе, на выполнение задания 8 минут, через это время каждая группа озвучит результат своей работы.

Задания группам

1. Характеристика планеты Меркурий.

2. Характеристика планеты Венера.

3. Характеристика планеты Земля.

4. Характеристика планеты Марс.


- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие.

Итак, в путь! Время работы в группе истекло, каждая группа озвучит результат своей работы.

Слово группе № 1.

Выступление групп. Заполнение таблицы (по опорным словам).

Слайд10 Характеристика планеты

Меркурий.
Цель работы вашей группы

Дать характеристику планеты Меркурий по опорным словам.

Слайд 11.

Отчёт 2 группы. Характеристика планеты Венера.

Слайд 12.

Отчёт 3группы.

Характеристика планеты Земля.

Земля.

Слайд 13Луна

Отчёт 4 групп.

Слайд 14.Характеристика планеты Марс

Слайд 15 Марс.

- Ребята, так на какой же из планет только есть жизнь?

- А кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

-Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ?

Медвежонок Ветчину Закусил Малиной - (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

-А кто может продолжить предложение?

Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.

Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4.

Почему?

Потому, что именно они ближайшие соседи Солнца.

Напомните, какая тема нашего урока?

-Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть Суперфизминутка (Слайд-мультфильм)

Дети отвечают на вопросы пользуясь рисунками в учебнике













Дети работают в группах

Заполняют таблицу.





Формирование умений поиска новой информации(п)

Сопоставление и отбор информации(п)

Установление причинно-следственных связей











Смысловое чтение

Извлечение нужной информации(п)

Формирование умений работать с текстом учебника(п)

Формирование навыков сотрудничества(к)

Умение учитывать разные мнения и находить общее решение(к)

4. Закрепление

Слайд 21-23

Ребята, выполним тест.

1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?

А)4

В)6

С)8

2.Сколько спутников имеет Марс?

А)1

В)2

С)3

3.Планета, самая близкая к Солнцу?

А) Меркурий

В) Венера

С) Земля

4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?

А) Меркурий

В) Земля

С) Марс

5.На какой планете средняя температура -70 С?

А) Меркурий

В) Земля

С) Марс

Молодцы.

Дети устно отвечают на вопросы теста.

Формирование умений находить правильный ответ (п)

Ориентация в своей системе знаний(л)

5. Рефлексия

Оцените свою деятельность в группе лист самооценки у вас на столе.

Лист самооценки

Фамилия и имя

Критерии оценивания

«+»

«_»

На уроке чувствовал себя хорошо, плохо.


    На уроке я устал, не устал.


      Урок понравился, не понравился.


        На уроке я узнал


          Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2»

          Ребята, а какую цель мы ставили в начале урока?

          сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.

          Какие задачи поставили? Углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы. Достигли мы поставленной цели и задач на уроке?

          Что помогло нам для реализации поставленной цели, поставленных задач?

          (учебник, дополнительная информация, презентация).

          Слайд 24.Домашнее задание.

          Дети отвечают

          Контроль и оценка учебного процесса(л)

          Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме(л)

          Умение осуществлять самоанализ своей деятельности(л)

          6. Домашнее задание

          1. §10,

          2. Напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала.

          Записывают домашнее задание в дневник

          7.Итог

          Ребята, если у вас осталось хорошее настроение после нашего урока, то зажгите свечу красным цветом, если нет, то синим. Эта свеча, знаний которая, будет светить вам в жизни очень долго.

          Спасибо за урок.







          Характеристика планет Солнечной системы

          Планеты

          Удаленность от Солнца

          Диаметр и масса

          Особенности поверхности и температура планет

          Атмосфера

          Спутники

          Мир живой и неживой природы

          Юпитер

          (образец)

          778,3 млн.км.

          143000 км

          Облака с различными полосами,

          t-130С

          Не имеет мезосферы

          28 спутников. Самый большой Ганимед

          Нет

          Меркурий

          58 млн.км

          4880 км и по массе схожа с Луной

          Кратеры, горы, до

          + 400С из-за близости к Солнцу

          Практически лишена атмосферы

          Нет

          Нет

          Венера

          108 мл .км

          12 100 км

          Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t - до +500C

          Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа

          Нет

          Нет

          Земля

          Около 150 млн.км

          Самая большая из планет земной группы - 12 742 км

          Более 70% поверхности покрыто водой

          Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа

          Луна-единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.

          Есть

          Марс

          228 млн.км.

          В два раза меньше Земли

          6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли

          Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа

          Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом

          Два спутника - Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны

          Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой





          Задания для группы №1

          1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)

          Меркурий - это самая……..

          Эта планета названа в честь….

          Она намного меньше…………, но ……………………………………….схожа с Луной.

          Поверхность Меркурия………………

          Меркурий лишен…………………..

          Спутников ……………………..

          2. Заполните в таблице строку про Меркурий (стр. 55)





          Характеристика планет земной группы

          Название планеты

          Удаленность от Солнца

          Температура на планете

          Продолжительность года

          Спутники

          Меркурий


          Венера


          Земля


          Марс








          Задания для группы №2

          1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)

          Венера названа……..

          Большую поверхность….

          Спутников……………

          Венера имеет………………………….., поэтому температура……………….





          2 Заполните в таблице строку про Венеру (стр. 55)



          Характеристика планет земной группы

          Название планеты

          Удаленность от Солнца

          Температура на планете

          Продолжительность года

          Спутники

          Меркурий


          Венера


          Земля


          Марс








          Задания для группы №3

          1 Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)

          Земля - самая ……..

          Она имеет……………

          Более 70 %...................

          Главное отличие Земли от ………………

          Земля имеет…………………..



          2 Заполните в таблице строку про планету Земля (стр.56)

          Характеристика планет земной группы

          Название планеты

          Удаленность от Солнца

          Температура на планете

          Продолжительность года

          Спутники

          Меркурий


          Венера


          Земля


          Марс


































          \









          Задания для группы №4

          1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)

          Марс - ………….…………..планета, названа в честь……………..

          Марс в 2 раза меньше…………………

          Поверхность Марса..………………

          Вулкан Олимп достигает…………………..

          У Марса тонкая……………………..

          Средняя температура Марса…………..

          Марс имеет ……………………….





          2 Заполните в таблице строку про Марс (стр.56)





          Характеристика планет земной группы

          Название планеты

          Удаленность от Солнца

          Температура на планете

          Продолжительность года

          Спутники

          Меркурий


          Венера


          Земля


          Марс










          Тест

          1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?

          А)4

          В)6

          С)8

          2.Сколько спутников имеет Марс?

          А)1

          В)2

          С)3

          3.Планета, самая близкая к Солнцу?

          А) Меркурий

          В) Венера

          С) Земля

          4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?

          А) Меркурий

          В) Земля

          С) Марс

          5.На какой планете средняя температура -70 С?

          А) Меркурий

          В) Земля

          С) Марс







          © 2010-2022