- Преподавателю
- География
- Разработка урока географии по теме «Население Африки». 7-й класс
Разработка урока географии по теме «Население Африки». 7-й класс
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хайбуллина Ф.Ф. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка урока географии по теме "Население Африки". 7-й класс
Гарифуллин Шамиль Камилович учитель географии первой квалификационной категории
МБОУ Среднебалтаевской основной общеобразовательной школы Апастовского муниципального района РТ
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: комбинированный
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с особенностями населения материка;
-
Познакомить с численностью населения материка;
-
Развивать умения анализировать карту "Плотность населения Африки", объясняя взаимосвязь между плотностью населения и природными условиями отдельных территорий;
-
систематизировать текст учебника, составлять по нему кроссворд и вопросы к кроссворду;
-
Познакомить с размещением населения по континенту;
-
Используя ИСО, прививать интерес к предмету, способствовать повышению учебной мотивации;
-
Сформировать у школьников представление о национальном составе населения и межэтнических проблемах прошлого и настоящего;
-
Продолжить развитие речи школьников, используя умение работать с различными источниками географической информации;
-
Создать общее представление о населении Африки.
Задачи урока:
-
Развивающие: Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт.
-
Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства. Воспитание экологической культуры гармонично развитой личности.
-
Валеологические: Соответствие учебного материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения, смена видов деятельности, здоровьесбережение.
Методы: Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Структуры: КОНЭРС, ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН, ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН.
Приемы: Сравнение, анализ.
Средства обучения (учебно-наглядный комплекс): Интерактивная доска, настенная физическая карта Африки карта, карта "Плотность населения и народы", атласы с комплектом контурных карт, рабочие тетради, рабочий лист, учебники.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в парах.
Термины и понятия: Народ (этнос), плотность населения, расы, народы Африки: пигмеи, малагасийцы, эфиопы, нилоты и т.д.,
Ход урока
Этапы урока
Методические приемы работы учителя
Речь учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент.
1 минута
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас не обычный урок. У нас на уроке имеется гость, давайте по приветствуем его.
Учитель приветствует ребят, мотивирует их на урок.
Слайд №1
Рассаживаются по местам, готовятся к уроку.
II. Проверка дом. задания.
2.1 Вводное слово учителя.
На прошлом уроке мы изучали природные зоны Африки. Вы познакомились с их названием, географическим положением, особенностями климата, почв, растительного и животного мира.
Вспомните и назовите природные зоны Африки, покажите их на карте.
- Назовите основные экологические проблемы Африки?
- Какие природоохранные мероприятия проводятся на территории Африки?
Слушают учителя, называют и показывают природные зоны на карте.
2.2. Выполнение структуры КОНЭРС
Сейчас мы с вами проделаем структуру КОНЭРС. Слайд №2
Вы видите три угла. Первый называется "Влажный экваториальный лес", второй- "Саванны" и третий "Пустыни". Взяв ручки встаньте, возьмете по одной карточки с моего стола. У вас 5 секунд чтобы подумать и принять решение к какому углу относятся ваши слова. Не обсуждая с другими учениками, запишите название вашего угла на бумаги. Подойдите к вашему углу и найдите партнера не из вашей команды. Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол. У каждого партнера по 10 секунд времени. Начинает партнер у который выше ростом.
Спасибо ребята, садитесь на свои места.
Слайд 3.
Задание 2: Продолжаем нашу работу, сейчас распределите по природным зонам их климатические характеристики (угадать по описанию).
Слайды 4-11.
Ученики просматривают слайды…Презентации
"Природные зоны Африки", используют структуру КОНЭРС. Со стола учителя берут карточки и подумав записывают в листок название угла к которому относится данное слово, встают в тот угол. Обсуждают в парах почему выбрали данный угол.
Обмениваются работами и с помощью слайда проверяют выполнение работы.
Ответы хором.
III. Изучение нового мате-риала.
3.1 Вводное слово учителя.
Изучив природу Африки, мы переходим к изучению ее населения. Слайд № 12. Теперь положите перед собой ваш рабочий лист и запишите тему урока и дату!
Тема урока: Население Африки (Слайд№13). Сегодня мы с вами должны выяснить:
- Почему Африку часто называют черным континентом?
- Какие народы проживают на материке?
- Какая часть материка наиболее заселена и почему?
- Как африканцы приспособили свои жилища к различным природным условиям?
Слушают цели и основные вопросы урока.
3.2
Рассказ учителя +
Работа с картой плотности населения Африки.
Атлас с.18-19.
Африка, как вы помните, является прародиной человека.
- Итак, кто является прародителями современного человека? (Бушмены.)
- На какой территории появились первые люди бушмены? (На юге Африки.)
- Сколько лет назад? (60 тыс. лет назад)
Численность населения в Африке резко увеличивается. В 1995 г. - 708.000.000 чел.,2005 г. - 888 млн., а в настоящее время 2014 г. проживают уже более 1 миллиарда человек..
- В чем причина роста численности населения в Африке? (Высокая рождаемость.)
- Какие проблемы возникают в Африке из-за такого быстрого роста численности населения?
Давайте теперь рассмотрим размещение населения Африки на территории материка, который имеет очень большую площадь. Какую?
Задание: Откройте атласы по географии 7 класс с.18-19, карта "Плотность населения. Народы"
Рассмотрите карту атласа.
- Какая эта карта по охвату территории, по масштабу, по назначению?
О чем рассказывает эта карта?
Познакомьтесь с легендой карты. Как узнать где наибольшая и наименьшая плотность населения? Назовите эти районы. Как вы думаете, от чего зависит плотность населения?
Сделайте выводы:
1) население распределяется крайне неравномерно.
2) очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 10 или 50 человек на 1 км2), а значительные территории вообще не заселены. (Почему?)
3) Более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), а также на берегах озер.
- Почему наибольшая плотность характерна для побережья, вдоль рек и озер?
ВЫВОД: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности.
Слушают рассказ учителя, используя слайды.
презентации, высказывают свою точку зрения, анализируют карту плотности населения и делают выводы.
-Почти 30 млн. км2.
3.3. Фронтальная Работа по заполнению таблиц.
В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения. Основную часть жителей материка составляет коренное население, которое относится к представителям двух больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной). Основную часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому Африку часто называют Черным материком.
Вспомните, что такое расы?
Выделяют 2 основные расы и промежуточную расу.
С помощью презентации и слова учителя
Коллективное заполнение таблицы:
Задание 1. Заполните таблицу 1 (Приложение 1).
Европеоиды. Слайды №16. "Европеоиды". Эту расу представляют арабские народы - алжирцы, марокканцы, египтяне; берберы, туареги.
- Вспомните характеристику представителей европеоидной расы.
Обращаю внимание на внешние признаки.
Они проживают на Севере Африки и в пустыне Сахара.
Негроиды. Слайд №17."Негроиды".
Большую часть материка занимают негроиды. Они сильно различаются в цвете кожи, росте, чертах лица. Так в северной саванне живут представители высокорослых народов - нилоты, тутси, масаи.
Они стройны, грациозны. Очень темный, почти черный цвет кожи.
А в экваториальных лесах живут пигмеи - самые низкорослые люди на Земле Слайд №18 "Пигмеи".
В полупустынях и пустынях южной Африки живут бушмены и готтентоты - слайд №19.
Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает сходство с монголоидами. Низкорослы, тонкокостны.
Промежуточные расы. Слайд №20-21. Эфиопы и малагасийцы.
- Какова география их размещения?
Европеоиды - на севере,
Негроиды - в центре, на юге, западе, большая часть материка,
Промежуточные - на юге, и эфиопском нагорье.
Слушают рассказ учителя, используя слайды презентации, перечисляют расовые признаки представителей негроидной расы.
Вывод учителя: таким образом, Африка - это пестрый континент, где проживают представители всех человеческих рас.
Физкультминутка
3.4.Работа по структуре ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН.
Я вижу что вы чуть-чуть устали, давайте отдохнем. Сейчас вы используя структуру ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН должны ответить на мои вопросы. Если мои утверждения правильные вы встаете с места, если нет остоетесь на местах. Слушаем внимательно мои утверждения:
1.Самая длинная река в Африке - НИЛ.(+)
2.Река КОНГА два раза пересекает экватор.(+)
3.Зона тундра расположена в Африке.(-)
4.Килиманджаро - самая высокая точка в Африке.
5. Африка занимает второе место по площади.(+)
6. Мадагаскар - самый большой остров Африки.(+)
7. Горы Анд расположены в Африки. (-)
8.Насарог, жираф, зебра, шимпанзе - представители Африке. (+)
9. Тихий океан омывает побережья Африки.(-)
10. Полуостров Сомали расположен в Африки. (+)
3.5 Анализ рисунков жилищ-домиков африканских народов по слайду и рисунку 60 в учебнике с. 104.
Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища: будь то эскимосские иглу, русские северные избы или украинские хаты-мазанки. Главными критериями жилья служат практические и культурно-бытовые соображения. Соответственно, по-разному выглядят жилища разных народов Африки.
Посмотрите , в ваших рабочих листах нарисованы 3 жилища.
Задание: Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать домик, хижина, шалаш, жилище и докажите, что тип жилища африканцев зависит от природных условий, в которых оно размещается.
Приводят доказательства зависимости типа жилища от природных условий, в которых оно размещается.
А) Шатер кочевников туарегов. "Крыша нашего постоянного дома - небо, наше временное пристанище - фелидж." Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая пустыня) Слайд №22.
Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Листья промывают в яме, т.е. жители "стирают" крышу и стены (влажный экваториальный лес) Слайд №23.
В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: "Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра, ведь всегда есть какие-то более спешные дела". Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна) Слайд №24-25.
3.5 Рассказ учителя.
Колониальное прошлое материка.
Народы Африки прошли длительный путь развития. И в истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое.
- Что такое колонии?
Средние века - колонизация Африки. Слайд №26.
- Что способствовало этому? (После открытия ее побережий европейцами.)
Начало 20 века - материк колоний. Всего два свободных государства - Либерии и Эфиопия.
- Как колонизаторы относились к африканскому народу?
Борьба Африканского народа за освобождение.
1950 год - год Африки - 17 государств стали самостоятельными странами.
Сегодня Африка - материк независимых государств (55)
С. 103 учебника - дополнительный текст о колонизации Африки.
3.6. Анализ рис. 62 с.136 в учебнике.
Откройте учебники с.136, давайте рассмотрим карту, рис. 62. А теперь, с помощью структуры ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН мы обсудим вопросы. Я задам каждой группе по вопросу, каждый должен в течении 10 секунд подумать, затем записать свой ответ(10 секунд), затем обсудите в группе. У каждого для обсуждения по 10 секунд. Начинает ученик под номером 3.
Вопрос 1 группе: - Назовите государства Африки.
Вопрос 2 группе: Назовите страны, не имеющие выхода к океану.
Вопрос 3 группе: - Назовите страны, имеющие выход к океану.
Ученики работают по структуре ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН.
IV. Закреп-ление.
Вопрос-ответ.
Настало время для подведения итогов урока.
Блиц-опрос:
1. Сколько людей проживает Африке в настоящее время?
2. Почему Африку называют Черным материком?
3. Назовите самый низкорослый народ Африки.
4. В какой природной зоне проживают самые высокие люди Африки?
5. Назовите районы Африки, где плотность населения достигает 100 человек на 1 кв. км, где менее 1 человека на 1 кв. км.
6. Опишите тип жилища африканца, проживающего в экваториальных лесах.
7. Почему жители африканских пустынь в своем багаже обязательно имеют покрывало?
Отвечают на вопросы учителя.
1 миллиард.
V. Дом. Задание.
Открываем дневники. Записываем домашнее задание: § 30-31, ответить на вопросы, доделать таблицу 4 столбик, дописать характерные внешние признаки народов, составить кроссворд "Население Африки" по тексту учебника и карте атласа
. . . А . . . . . . .
. Ф . . . .
. . Р . . . .
. И . . . .
. . . . К . . . . .
. А . . .
М А Л А Г А С И Й Ц Ы
Э Ф И О П Ы
Б Е Р Б Е Р Ы
П И Г М Е И
А Ф Р И К А Н Е Р Ы
М А С А И
Выставление оценок за урок (за геодиктант и работу на уроке), у всех по одной оценке и у некоторых по 2 оценки.
Записывают домашнее задание в дневник:
§ 30-31.в.,задание на р/л,
выставляют оценки в дневники.
VI. Итоги урока.
Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка - материк независимых государств.
И в заключении хочу посоветовать вам посмотреть очень интересный фильм
о человеке и населении Земли. Это фильм " Путешествие человека" ВВС.
Урок закончен, спасибо всем за внимание!!! Всего хорошего!!!
Улыбаются.