- Преподавателю
- География
- Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вавилова Е.Ю. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках географии»
Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения - это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, выделяю три основных направления в своей работе по здоровье сбережению на уроках географии.
Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Схема 1.
Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии
Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Выделяются принципы здоровьесбережения:
-
«Не навреди!».
-
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
-
Непрерывность и преемственность.
-
Субьект-субьективные взаимоотношения.
-
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
-
Комплексный, междисциплинарный подход.
-
Успех порождает успех.
-
Активность.
-
Ответственность за свое здоровье.
Также выдвигаются требования к ведению физкультминуток на уроках:
-
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
-
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
-
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
-
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
-
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
На основании требований выделяются виды физкультминуток:
-
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
-
Упражнения для кистей рук.
-
Гимнастика для глаз.
-
Гимнастика для слуха.
-
Упражнения, корректирующие осанку.
-
Дыхательная гимнастика.
В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:
-
Утренняя гимнастика перед первым уроком;
-
Организация учебной деятельности таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;
-
Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц (гимнастика для кистей рук, физические упражнения, ладушки на ускорение, растерание ладоней и пр.);
-
Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;
-
Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;
-
Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, использование конторок, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.
Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.
Источники информации
-
nsportal.ru/shkola/geografiya/library/primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologii-na-urokakh-geografii
-
festival.1september.ru/
4