Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную коллективную форму обучения , как урок.Урок является формой реализации педагогических воздействий , где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. Каждый урок – это сложная организационно- педагогическая система, все компон...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках географии»

Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения - это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, выделяю три основных направления в своей работе по здоровье сбережению на уроках географии.

Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Схема 1.

Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии



Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Выделяются принципы здоровьесбережения:

  • «Не навреди!».

  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.

  • Непрерывность и преемственность.

  • Субьект-субьективные взаимоотношения.

  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход.

  • Успех порождает успех.

  • Активность.

  • Ответственность за свое здоровье.

Также выдвигаются требования к ведению физкультминуток на уроках:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.

  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

На основании требований выделяются виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.

  • Упражнения для кистей рук.

  • Гимнастика для глаз.

  • Гимнастика для слуха.

  • Упражнения, корректирующие осанку.

  • Дыхательная гимнастика.

В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:

  1. Утренняя гимнастика перед первым уроком;

  2. Организация учебной деятельности таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;

  3. Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц (гимнастика для кистей рук, физические упражнения, ладушки на ускорение, растерание ладоней и пр.);

  4. Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;

  5. Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;

  6. Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, использование конторок, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.

Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.

Источники информации

  1. nsportal.ru/shkola/geografiya/library/primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologii-na-urokakh-geografii

  2. festival.1september.ru/

4


© 2010-2022