План-конспект урока «Изображение глубин и высот на картах»

Пояснительная записка   Направление:  «естественно-научное».                   Предмет: «география». Тема урока: «Изображение глубин и высот на картах». Тип урока: комбинированный, разработан с использованием системно-деятельностного подхода Характеристика класса: Количественный состав учащихся класса – 7 человек, из них 4 девочки и 3 мальчика. В классе обучаются дети 2002 – 2003 годов рождения. Все дети родились и проживают в сельской местности. Социальный состав неоднороден:  дети из семей се...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

«Изображение глубин и высот на картах»

  1. ФИО: Гранкина Жанна Вячеславовна

  2. Место работы: МБОУ «Глебовская СОШ» Фатежского района Курской области

  3. Должность: учитель географии

  4. Предмет: география

  5. Класс: 6 класс

  6. Тема урока: «Изображение глубин и высот на картах» (7 урок по теме «Географическая карта», 14 урок в разделе «Виды изображений поверхности Земли»).

  7. Базовый учебник: География. Начальный курс. 6 класс. Авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Издательство Дрофа 2013

  8. Цель урока: формирование представлений о способах изображения на картах высот и глубин земной поверхности.

  9. Планируемые образовательные результаты:

Предметный результат: формирование представлений о способах изображения на картах высот и глубин земной поверхности.

Метапредметные результаты (УУД):

Познавательные: умение формулировать понятия «послойное окрашивание», «изобаты», «шкала глубин и высот»; умение распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин; умение показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины; умение решать практические задачи по определению абсолютной высоты.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; умение оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах; умение формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.

Личностные: воспитание патриотизма и уважения к родному краю, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Оборудование: учебник, атлас, настенные физические карты России и полушарий, компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийная презентация по теме урока, мультимедийный проектор, материалы для творческого задания (ватман, маркеры, клей, фото с вершинами мира), карточки с заданиями; художественная книга Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней».

12. Образовательные ресурсы: учебник География. Начальный курс. 6 класс. Авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Издательство Дрофа 2013; географический атлас, контурная карта 6 класс. Издательство Дрофа, 2013 г.; физическая карта полушарий, адрес сайта 100maps.ru/kurskaja-oblast/ (физическая карта Курской области), ссылка на книгу Рэя Брэдбери «Чудеса и диковины! Передай дальше!» lib.ru/INOFANT/BRADBURY/12-64.txt

13. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности.

3) Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

этап

- Здравствуйте, ребята!

-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра:

я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Приветствие. Привлечение внимания учащихся к предстоящей работе Пожелание плодотворной работы на уроке, создание благоприятной рабочей атмосферы в классе.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.


2

Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель держит в руках книгу Жюля Верна и спрашивает детей:

-Ребята, какой у нас урок?

-А почему у меня в руках художественная книга?

-Это книга знаменитого французского писателя - фантаста Жюля Верна. Герои его книг - отважные путешественники, которые открывали неизведанные уголки Земли.

- В одной из книг Жюль Верн написал:

«До чего люди любят карты и планы! А почему? Да потому, что там, на картах и планах можно потрогать север, юг, восток и запад рукой, а потом сказать: вот мы, а вот неизвестное, - мы будем расти, а оно будет уменьшаться».

- Скажите, мы с вами сможем побыть исследователями и уменьшить неизвестное?

Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.


Формулируют ответы, слушают других, дополняют ответы одноклассников.







Отвечают на вопросы учителя

3

Актуализация знаний. Постановка целей и задач

- Чтобы продолжить уменьшать неизвестное, вспомните то, что вы уже знаете.

- Что называется абсолютной высотой?

- Как обозначаются абсолютные высоты на плане местности?

- Откройте форзац учебника и найдите отметки высоты на топографическом плане?

Выполнение индивидуальной самостоятельной работы на определение географических координат, где в качестве географических объектов предложены города мира и два других объекта: г. Джомолунгма и Марианская впадина. Каждый ученик выбирает один географический объект (написан крупными буквами на флажке) и с приложенными к нему несколькими вариантами ответов, среди которых есть правильный.

После проверки учитель задаёт вопрос:

-Все ли географические объекты на карте одинаковы, или какие-то отличаются от других?

-В чём их отличие?

- А кто-нибудь из вас знает, как на физических картах изображаются высоты и глубины различных территорий и объектов.

- Сможем ли мы сегодня это узнать?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Исходя из темы, поставьте цель урока.

- Чтобы достичь цели урока, какие задачи мы перед собой поставим?

Задаёт вопросы, корректирует ответы.



Предлагает выполнить проверочную работу по определению географических координат (Приложение 1)

Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.

Задаёт вопросы, корректирует ответы, подводит к формулированию учащимися темы и цели урока.

Предлагает самостоятельно сформулировать тему и цель урока, затем показывает название темы и правильную формулировку цели и задач на слайдах презентации

(Приложение 2, слайды 1-3)

- Аб. выс. - это превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря

- На плане аб. в. указаны цифрой - это отметки высот.

- Одна отметка высоты - 162,3

Самостоятельно выполняют работу, вспоминают алгоритм определения географических координат.

Каждый находит свой географический объект, и флажок с написанным на нём названием прикрепляет на физическую карту мира, расположенную на доске.

Находят географические объекты, имеющие отличия.

- г. Джомолунгма - высота,

- Марианская впадина - глубина.

Самостоятельно формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетради.

Пытаются самостоятельно сформулировать цель урока.

4

Первичное усвоение новых знаний.



















Физкультминутка





Обращая внимание на флажки: г. Джомолунгма, Марианской впадины:

- Давайте узнаем, как изображаются на физических картах высоты и глубины отдельных точек?

- Где вы можете найти ответ на данный вопрос?

- Найдите ответ в первом абзаце параграфа 13.

-Назовите абсолютную высоту и отметку глубины «наших» объектов.

- Ребята, скажите, можем ли мы на физической карте увидеть холм, овраг?

- А где это можно увидеть?

- С помощью каких линий на плане показан рельеф? Как далеко они расположены друг от друга?

- А на физических картах есть горизонтали? Как вы думаете, на каком расстоянии они проведены на картах?

-Найдите горизонтали на рисунке 23. Каким цветом они нарисованы на суше?

- Как называются линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами? Найдите ответ в учебнике на стр.41. Каким цветом они нарисованы?

- Для большей наглядности расстояние между горизонталями окрашивается определёнными цветами.

-Найдите в учебнике - что называется послойным окрашиванием?

-Цвета на карте соответствуют разной абсолютной высоте и соответственно разному рельефу.

На физической карте полушарий учитель флажками обозначает 3 географических объекта (г. Бразилиа, г. Москва, гора Эверест).

- Как вы думаете, почему территория около флажков окрашена разными цветами?

- Как расшифровать значение того или иного цвета? Подумайте, что для этого имеется на каждой физической карте?

- Какие цвета преобладают на материке Австралия? Каким высотам по шкале они соответствуют?

«Австралийский дождь»

- Ребята, а вы знаете, что такое Австралийский дождь? Давайте послушаем вместе, какой он.

-В Австралии поднялся ветер.

-Начинает капать дождь.

-Дождь усиливается.

- Начинается ливень.

- А вот и град, настоящая буря.

-Но что это? Буря заканчивается.

- Дождь утихает.

- Редкие капли падают на землю.

-Тихий шелест ветра.

-Выглянуло солнце.

Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа и выявляет разные мнения

учеников класса.

Предлагает самостоятельно изучить первый абзац параграфа 13

Задаёт вопросы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.

Задаёт вопросы, выявляющие незнание ответа, корректирует ответы. Для выяснения неизвестного мотивирует к использованию различных видов информации (текст и рисунок учебника, атлас)

(Приложение 2, слайд 4)



Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию условного знака «шкала высот и глубин»

(Приложение 2, слайд 5)



Проводит физкультминутку

Потирает ладонями.

Щёлкает пальцами.

Хлопает в ладони.

Хлопает по бёдрам.

Топает ногами.

Хлопает по бёдрам.

Хлопает в ладони

Щёлкает пальцами.

Потирает ладонями.

Поднимает руки вверх.

Рассматривают физические карты, выдвигают версии, формулируют высказывания, слушают высказывания одноклассников.

Самостоятельно работают с текстом, выделяют в нем главное. - Абсолютная высота г. Эверест - 8848 м; отметка глубины Марианской впадины -11022 м (показывают на карте).

-Нет, т.к. там показаны обширные территории

-На плане местности.

-Горизонталей, их проводят всего через несколько метров.

Изучают карту, рассматривают рисунок, работают с текстом, формулируют ответы.

- Светло-коричневыми линиями

-Изобаты, они нарисованы - тёмно-синими линиями.

- Способ отображения рельефа на карте называется послойным окрашиванием.

Изучают карту, выдвигают свои предположения

- Разная абсолютная высота территорий.

Высказывают свои предположения

- Шкала высот и глубин

- Зелёные, жёлтые и оранжевые. 0 -200 м., 200-500 м., 500-2000 м.

Выполняют лёгкие физические упражнения.

Повторяют за учителем




5.

Первичная проверка понимания

-Определите абсолютные высоты материков, которые находятся только в южном полушарии;

- Найдите абсолютную глубину Каспийского моря, Охотского моря, Балтийского моря.

-По шкале высот и глубин определите, какая часть материка Африка более высокая, какая низкая. Обоснуйте ответ.

- На физической карте Курской области найдите отметку абсолютной высоты, ближе всего расположенную к городу Фатежу?

- Какие важные события в годы Великой Отечественной войны происходили на этих высотах?

Развивает пространственное мышление, умение показывать объекты на карте у доски.



(Приложение 2, слайд 6)

Акцентирует внимание на том, что эти высоты имели важное стратегическое значение во время Курской битвы, которая происходила в 1943 году.

-Абсолютные высоты материков: Австралия- г. Косцюшко -2228 м, Антарктида-массив Винсон-5140

- Отметки глубин морей:

- 1025м, 3521 м, 470 м. Показывают их на физич. карте.

- Юго-восточная более высокая.

- Северо-западная более низкая.

Обосновывают ответ.

Находят и показывают на карте Курской области абсолютную высоту (275 м), отвечают на вопрос учителя, осваивают знания о природе и событиях родного края.

6.

Первичное закрепление

Самостоятельная работа по группам:

1 группа выполняет задания на определение абсолютной высоты;

2 группа выполняет задания на определение абсолютной глубины.

Задаёт задания на закрепление изученного материала (Приложение 3)

Делит класс на две группы и предлагает, пользуясь материалом учебника стр. 40-41, атласом выполнить задания на листочках.

Ответы (Приложение 2, слайды 7-8)

Выполняют работу в группах. Сравнивают правильность выполнения задания по образцу (ответы на слайде). Оценивают работу, выполненную группой.

7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

- Ребята, где можно применить знания, полученные сегодня на уроке?

- Представьте, что вам туристическая фирма предлагает отправиться по самым высоким точкам материков. Но, так как, эта турфирма имеет дело только с умными, знающими географию людьми, у неё есть одно условие. Вы должны найти эти горные вершины по их географическим координатам и составить маршрут путешествия от самой низкой вершины к самой высокой.

- Инструкция и материалы для выполнения задания находятся на столе в «зоне коллективной деятельности».

- За всю работу на уроке, я, как руководитель турфирмы, вручу вам билеты на самолёт: высшего, первого и среднего класса - что соответствует отметкам за урок: «5», «4», «3»

Предлагает выполнить групповое задание (мини-проект). Создает условия для взаимодействия учащихся в группе.



(Приложение 4)



Выставляет отметки за урок.

Предлагают свои варианты ответов

Развивают умение использовать на практике полученные знания.





Ведут подготовку в «зоне коллективной деятельности».

Защищают мини-проект «Путешествие по горным вершинам мира». Оценивают работу группы.

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.Задания, обязательные для всех:

1) §13, вопросы и задания 1-5 на стр. 44.

2) Отметьте на контурной карте 6 вершин мира и подпишите их абсолютную высоту

2. Творческое задание (на выбор):

- Подготовьте рассказ об одной из вершин мира;

- Прочитайте главы 8-10 книги Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней», выпишите, встречающиеся в ней, географические объекты и найти их на карте.

Каждому раздаёт листочек, с заранее написанным на нём домашним заданием (задание объёмное, не поместится в дневник) и проводит инструктаж по его выполнению

(Приложение 2, слайд 9)

Записывают домашнее задание в дневник.

9.

Рефлексия

Проверка достижения цели и задач урока.

Учитель показывает детям заранее подготовленный рисунок, где нарисована гора, равнина и морская впадина. Предлагает выбрать уровень овладения знаниями на уроке (прикрепить свой флажок)

I уровень - гора: «я изучил, понял и хорошо усвоил материал урока, работал активно и при этом не допускал неправильных ответов»

II уровень - равнина: «я изучил, понял, но не достаточно хорошо усвоил материал урока, мог бы работать ещё лучше, чем сегодня»

III уровень - морская впадина: «я не понял тему урока, мне не удалось реализовать свои возможности»

Побуждает оценить свою работу на уроке. Учит давать объективную оценку, аргументировать свою точку зрения.

Делают вывод о достижении цели и задач на уроке.

Оценивают осознание содержания пройденного материала. Флажками отметают уровень овладения знаниями на уроке. Намечают дальнейшие цели деятельности.



© 2010-2022