- Преподавателю
- География
- План-конспект урока «Изображение глубин и высот на картах»
План-конспект урока «Изображение глубин и высот на картах»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гранкина Ж.В. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
«Изображение глубин и высот на картах»
-
ФИО: Гранкина Жанна Вячеславовна
-
Место работы: МБОУ «Глебовская СОШ» Фатежского района Курской области
-
Должность: учитель географии
-
Предмет: география
-
Класс: 6 класс
-
Тема урока: «Изображение глубин и высот на картах» (7 урок по теме «Географическая карта», 14 урок в разделе «Виды изображений поверхности Земли»).
-
Базовый учебник: География. Начальный курс. 6 класс. Авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Издательство Дрофа 2013
-
Цель урока: формирование представлений о способах изображения на картах высот и глубин земной поверхности.
-
Планируемые образовательные результаты:
Предметный результат: формирование представлений о способах изображения на картах высот и глубин земной поверхности.
Метапредметные результаты (УУД):
Познавательные: умение формулировать понятия «послойное окрашивание», «изобаты», «шкала глубин и высот»; умение распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин; умение показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины; умение решать практические задачи по определению абсолютной высоты.
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; умение оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах; умение формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.
Личностные: воспитание патриотизма и уважения к родному краю, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Оборудование: учебник, атлас, настенные физические карты России и полушарий, компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийная презентация по теме урока, мультимедийный проектор, материалы для творческого задания (ватман, маркеры, клей, фото с вершинами мира), карточки с заданиями; художественная книга Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней».
12. Образовательные ресурсы: учебник География. Начальный курс. 6 класс. Авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Издательство Дрофа 2013; географический атлас, контурная карта 6 класс. Издательство Дрофа, 2013 г.; физическая карта полушарий, адрес сайта 100maps.ru/kurskaja-oblast/ (физическая карта Курской области), ссылка на книгу Рэя Брэдбери «Чудеса и диковины! Передай дальше!» lib.ru/INOFANT/BRADBURY/12-64.txt
13. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Мотивация учебной деятельности.
3) Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
№
Этапы урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный
этап
- Здравствуйте, ребята!
-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра:
я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Приветствие. Привлечение внимания учащихся к предстоящей работе Пожелание плодотворной работы на уроке, создание благоприятной рабочей атмосферы в классе.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
2
Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель держит в руках книгу Жюля Верна и спрашивает детей:
-Ребята, какой у нас урок?
-А почему у меня в руках художественная книга?
-Это книга знаменитого французского писателя - фантаста Жюля Верна. Герои его книг - отважные путешественники, которые открывали неизведанные уголки Земли.
- В одной из книг Жюль Верн написал:
«До чего люди любят карты и планы! А почему? Да потому, что там, на картах и планах можно потрогать север, юг, восток и запад рукой, а потом сказать: вот мы, а вот неизвестное, - мы будем расти, а оно будет уменьшаться».
- Скажите, мы с вами сможем побыть исследователями и уменьшить неизвестное?
Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.
Формулируют ответы, слушают других, дополняют ответы одноклассников.
Отвечают на вопросы учителя
3
Актуализация знаний. Постановка целей и задач
- Чтобы продолжить уменьшать неизвестное, вспомните то, что вы уже знаете.
- Что называется абсолютной высотой?
- Как обозначаются абсолютные высоты на плане местности?
- Откройте форзац учебника и найдите отметки высоты на топографическом плане?
Выполнение индивидуальной самостоятельной работы на определение географических координат, где в качестве географических объектов предложены города мира и два других объекта: г. Джомолунгма и Марианская впадина. Каждый ученик выбирает один географический объект (написан крупными буквами на флажке) и с приложенными к нему несколькими вариантами ответов, среди которых есть правильный.
После проверки учитель задаёт вопрос:
-Все ли географические объекты на карте одинаковы, или какие-то отличаются от других?
-В чём их отличие?
- А кто-нибудь из вас знает, как на физических картах изображаются высоты и глубины различных территорий и объектов.
- Сможем ли мы сегодня это узнать?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Исходя из темы, поставьте цель урока.
- Чтобы достичь цели урока, какие задачи мы перед собой поставим?
Задаёт вопросы, корректирует ответы.
Предлагает выполнить проверочную работу по определению географических координат (Приложение 1)
Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.
Задаёт вопросы, корректирует ответы, подводит к формулированию учащимися темы и цели урока.
Предлагает самостоятельно сформулировать тему и цель урока, затем показывает название темы и правильную формулировку цели и задач на слайдах презентации
(Приложение 2, слайды 1-3)
- Аб. выс. - это превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря
- На плане аб. в. указаны цифрой - это отметки высот.
- Одна отметка высоты - 162,3
Самостоятельно выполняют работу, вспоминают алгоритм определения географических координат.
Каждый находит свой географический объект, и флажок с написанным на нём названием прикрепляет на физическую карту мира, расположенную на доске.
Находят географические объекты, имеющие отличия.
- г. Джомолунгма - высота,
- Марианская впадина - глубина.
Самостоятельно формулируют тему урока.
Записывают тему урока в тетради.
Пытаются самостоятельно сформулировать цель урока.
4
Первичное усвоение новых знаний.
Физкультминутка
Обращая внимание на флажки: г. Джомолунгма, Марианской впадины:
- Давайте узнаем, как изображаются на физических картах высоты и глубины отдельных точек?
- Где вы можете найти ответ на данный вопрос?
- Найдите ответ в первом абзаце параграфа 13.
-Назовите абсолютную высоту и отметку глубины «наших» объектов.
- Ребята, скажите, можем ли мы на физической карте увидеть холм, овраг?
- А где это можно увидеть?
- С помощью каких линий на плане показан рельеф? Как далеко они расположены друг от друга?
- А на физических картах есть горизонтали? Как вы думаете, на каком расстоянии они проведены на картах?
-Найдите горизонтали на рисунке 23. Каким цветом они нарисованы на суше?
- Как называются линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами? Найдите ответ в учебнике на стр.41. Каким цветом они нарисованы?
- Для большей наглядности расстояние между горизонталями окрашивается определёнными цветами.
-Найдите в учебнике - что называется послойным окрашиванием?
-Цвета на карте соответствуют разной абсолютной высоте и соответственно разному рельефу.
На физической карте полушарий учитель флажками обозначает 3 географических объекта (г. Бразилиа, г. Москва, гора Эверест).
- Как вы думаете, почему территория около флажков окрашена разными цветами?
- Как расшифровать значение того или иного цвета? Подумайте, что для этого имеется на каждой физической карте?
- Какие цвета преобладают на материке Австралия? Каким высотам по шкале они соответствуют?
«Австралийский дождь»
- Ребята, а вы знаете, что такое Австралийский дождь? Давайте послушаем вместе, какой он.
-В Австралии поднялся ветер.
-Начинает капать дождь.
-Дождь усиливается.
- Начинается ливень.
- А вот и град, настоящая буря.
-Но что это? Буря заканчивается.
- Дождь утихает.
- Редкие капли падают на землю.
-Тихий шелест ветра.
-Выглянуло солнце.
Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа и выявляет разные мнения
учеников класса.
Предлагает самостоятельно изучить первый абзац параграфа 13
Задаёт вопросы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.
Задаёт вопросы, выявляющие незнание ответа, корректирует ответы. Для выяснения неизвестного мотивирует к использованию различных видов информации (текст и рисунок учебника, атлас)
(Приложение 2, слайд 4)
Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию условного знака «шкала высот и глубин»
(Приложение 2, слайд 5)
Проводит физкультминутку
Потирает ладонями.
Щёлкает пальцами.
Хлопает в ладони.
Хлопает по бёдрам.
Топает ногами.
Хлопает по бёдрам.
Хлопает в ладони
Щёлкает пальцами.
Потирает ладонями.
Поднимает руки вверх.
Рассматривают физические карты, выдвигают версии, формулируют высказывания, слушают высказывания одноклассников.
Самостоятельно работают с текстом, выделяют в нем главное. - Абсолютная высота г. Эверест - 8848 м; отметка глубины Марианской впадины -11022 м (показывают на карте).
-Нет, т.к. там показаны обширные территории
-На плане местности.
-Горизонталей, их проводят всего через несколько метров.
Изучают карту, рассматривают рисунок, работают с текстом, формулируют ответы.
- Светло-коричневыми линиями
-Изобаты, они нарисованы - тёмно-синими линиями.
- Способ отображения рельефа на карте называется послойным окрашиванием.
Изучают карту, выдвигают свои предположения
- Разная абсолютная высота территорий.
Высказывают свои предположения
- Шкала высот и глубин
- Зелёные, жёлтые и оранжевые. 0 -200 м., 200-500 м., 500-2000 м.
Выполняют лёгкие физические упражнения.
Повторяют за учителем
5.
Первичная проверка понимания
-Определите абсолютные высоты материков, которые находятся только в южном полушарии;
- Найдите абсолютную глубину Каспийского моря, Охотского моря, Балтийского моря.
-По шкале высот и глубин определите, какая часть материка Африка более высокая, какая низкая. Обоснуйте ответ.
- На физической карте Курской области найдите отметку абсолютной высоты, ближе всего расположенную к городу Фатежу?
- Какие важные события в годы Великой Отечественной войны происходили на этих высотах?
Развивает пространственное мышление, умение показывать объекты на карте у доски.
(Приложение 2, слайд 6)
Акцентирует внимание на том, что эти высоты имели важное стратегическое значение во время Курской битвы, которая происходила в 1943 году.
-Абсолютные высоты материков: Австралия- г. Косцюшко -2228 м, Антарктида-массив Винсон-5140
- Отметки глубин морей:
- 1025м, 3521 м, 470 м. Показывают их на физич. карте.
- Юго-восточная более высокая.
- Северо-западная более низкая.
Обосновывают ответ.
Находят и показывают на карте Курской области абсолютную высоту (275 м), отвечают на вопрос учителя, осваивают знания о природе и событиях родного края.
6.
Первичное закрепление
Самостоятельная работа по группам:
1 группа выполняет задания на определение абсолютной высоты;
2 группа выполняет задания на определение абсолютной глубины.
Задаёт задания на закрепление изученного материала (Приложение 3)
Делит класс на две группы и предлагает, пользуясь материалом учебника стр. 40-41, атласом выполнить задания на листочках.
Ответы (Приложение 2, слайды 7-8)
Выполняют работу в группах. Сравнивают правильность выполнения задания по образцу (ответы на слайде). Оценивают работу, выполненную группой.
7.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Ребята, где можно применить знания, полученные сегодня на уроке?
- Представьте, что вам туристическая фирма предлагает отправиться по самым высоким точкам материков. Но, так как, эта турфирма имеет дело только с умными, знающими географию людьми, у неё есть одно условие. Вы должны найти эти горные вершины по их географическим координатам и составить маршрут путешествия от самой низкой вершины к самой высокой.
- Инструкция и материалы для выполнения задания находятся на столе в «зоне коллективной деятельности».
- За всю работу на уроке, я, как руководитель турфирмы, вручу вам билеты на самолёт: высшего, первого и среднего класса - что соответствует отметкам за урок: «5», «4», «3»
Предлагает выполнить групповое задание (мини-проект). Создает условия для взаимодействия учащихся в группе.
(Приложение 4)
Выставляет отметки за урок.
Предлагают свои варианты ответов
Развивают умение использовать на практике полученные знания.
Ведут подготовку в «зоне коллективной деятельности».
Защищают мини-проект «Путешествие по горным вершинам мира». Оценивают работу группы.
8.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1.Задания, обязательные для всех:
1) §13, вопросы и задания 1-5 на стр. 44.
2) Отметьте на контурной карте 6 вершин мира и подпишите их абсолютную высоту
2. Творческое задание (на выбор):
- Подготовьте рассказ об одной из вершин мира;
- Прочитайте главы 8-10 книги Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней», выпишите, встречающиеся в ней, географические объекты и найти их на карте.
Каждому раздаёт листочек, с заранее написанным на нём домашним заданием (задание объёмное, не поместится в дневник) и проводит инструктаж по его выполнению
(Приложение 2, слайд 9)
Записывают домашнее задание в дневник.
9.
Рефлексия
Проверка достижения цели и задач урока.
Учитель показывает детям заранее подготовленный рисунок, где нарисована гора, равнина и морская впадина. Предлагает выбрать уровень овладения знаниями на уроке (прикрепить свой флажок)
I уровень - гора: «я изучил, понял и хорошо усвоил материал урока, работал активно и при этом не допускал неправильных ответов»
II уровень - равнина: «я изучил, понял, но не достаточно хорошо усвоил материал урока, мог бы работать ещё лучше, чем сегодня»
III уровень - морская впадина: «я не понял тему урока, мне не удалось реализовать свои возможности»
Побуждает оценить свою работу на уроке. Учит давать объективную оценку, аргументировать свою точку зрения.
Делают вывод о достижении цели и задач на уроке.
Оценивают осознание содержания пройденного материала. Флажками отметают уровень овладения знаниями на уроке. Намечают дальнейшие цели деятельности.