«Национально-региональные компоненты на уроках географии

Цель: Формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъект  РФ и мирового  географического пространства. Задачи: 1. Сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района. 2. Раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, показать отрицательные и положительные результаты воздействия человека на природу. 3. Воспитание любви, патриотизма, бережного...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Национально-региональные компоненты на уроках географии

Цель:

Формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъект РФ и мирового географического пространства.

Задачи:

1. Сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района.

2. Раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, показать отрицательные и положительные результаты воздействия человека на природу.

3. Воспитание любви, патриотизма, бережного отношения к природе родного края, к своей малой Родине, потому что эти чувства развиваются под впечатлением ближайшего окружения и общественной среды в которой они живут.

«Испытывая живое влияние национальной духовной культуры, своеобразия бытовой эстетики, повседневного жизненного уклада, активно воспринимая все это, ребенок формируется как личность, представитель этноса.»

О. Д. Мучкаева.

Наш край удивительно красив, есть за что его любить и восторгаться им. Мне хочется заразить этой любовью своих учеников. Я учитель географии и придаю своему предмету важное значение. В наше время работать в школе трудно, но интересно. Сейчас, за школьными партами сидит новое поколение, которое иначе воспринимает жизнь. Учитель творческая натура. Профессия эта дает возможность учителю идти в ногу со временем, а для этого надо заниматься самообразованием. Тема моего самообразования «Национально-региональные компоненты на уроках географии».

В своей работе стараюсь использовать нетрадиционные формы, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Принципиальным отличием стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности уч-ся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии является типичным, как и в физико-географическом так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащихся основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных знаний. Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но и также сведения из истории, литературе, этнографии, музыке и др.

Воспитывая любовь к малой родине (к своей республике) и формируя гражданскую позицию, показываю учащимся связь родного края, села с Родиной, помогаю уяснить неразрывную связь единства села с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником традиций родного края.

Для реализации данных задач я использую разные методы: комбинированные уроки, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсия, исследовательские работы, урок-игра, конкурсы, викторины, диспуты и т.д.

Например: в 6 классе при изучении темы «Географическая карта» определяем координаты своей столицы, высоту Прикаспийской низменности. При изучении темы «Литосфера» - даем описание рельефа своей местности. «Атмосфера» - ведем фенологические наблюдения (календарь погоды) и на последних уроках обрабатываем данные и делаем вывод о погоде нашей местности.

В 7 классе ведется факультатив по теме «Природа Калмыкии», где ученики более подробно знакомятся с особенностями природы своей республики. Проверочные работы проводятся в виде тестов, ответов на вопросы, решений и составлений кроссвордов, презентаций и творческих проектов. Делаю акцент на работу с контурными картами и атласами, с дополнительной литературой и интернетом. Весьма важна роль карты для составления количественных и качественных характеристик объектов и явлений, установление их изменений во времени. Уникальной укрупненной дидактической единицей является карта, но к сожалению контурные карты по Калмыкии были выпущены очень давно, вообще очень мало литературы по географии родного края.

В 8 классе на изучение своего региона отвожу 6 часов в конце курса, хотя при изучении темы «Особенности природы и природные ресурсы» мы постоянно обращаемся к особенностям природы своей республики (рельеф, климат, внутренние воды и природные комплексы Калмыкии). Первый урок, когда рассматриваем географическое положение, я начинаю с отрывка Давы Шавалиева «Счастливая Земля»

«Калмыкия - страна просторов

Ты велика и широка

Тобой дивятся

С юга горы

С востока - Волга мать-река

Соседствуешь ты с Тихим Доном

И с древним Манычем - рекой…

Здесь обрели простор широкий

Те кочевые племена

Что из Монголии далекой

Пришли в седые времена…»

В 9 классе национально- региональный компонент использую при изучении тем «АПК», «Поволжский экономический район». В конце курса отвожу 5 часов на изучение особенностей населения и хозяйства своей республики. Также рассматриваем экологические проблемы республики.

С учащимися веду исследовательские работы, участвуем в различных природоведческих конкурсах районных: в конкурсе юных исследователей окружающей среды, во Всероссийском экологическом форуме «Зеленая планета» и т.д. В работе «Агротехника и система земледелия совхоза Барун. Защита растений.» с ученицей сделали анализ, как используются земли под сельхозугодья и какие агротехнические мероприятия проводятся. В работе «Водоисточники п. Барун» были рассмотрели проблему обеспеченности населения села пресной и чистой водой. В литературном конкурсе сочинений «Жизнь леса и судьбы людей», ученик 7 класса написал о своих землячках, которые всю свою жизнь посвятили озеленению нашей республики. Это Лидия Павловна Гучинова, которая проработала более 40 лет. Начинала с помощника лесничего и дошла до директора и Безсонова Елена Николаевна, инженер лесных культур.

Очень многое мне дают курсы повышения квалификации, которые проводит наше КРИПКРО, где всегда рассматриваются вопросы национально-региональные компоненты на уроках географии. Республиканские и зональные семинары, где ведущие учителя, ученые нашей республики и соседних регионов делятся опытом, показывают мастер-класс, дают открытые уроки.

Таким образом, я считаю, национально-региональные компоненты, применяемые на уроках, являются важным фактором нравственного, трудового, экологического и патриотического воспитания учащихся, воспитывает любовь к родной республике, расширяет кругозор и познавательные интересы уч-ся, приобщает к творческой деятельности ,формирует практические навыки и помогает в выборе профессии

В своей работе я использую следующую литературу:1 «География Калмыцкой АССР» С.Б.Бадмаев, Д.А.Березовская . г. Элиста 1986г.

2 Контурные карты Калмыкии.

3 «Редкие и исчезающие растения Калмыкии.» Журкина Л.А. и др. Элиста 1990 г.

4 «Рабочая тетрадь по географии Калмыкии. 8-9 класс» Г.Э.Настинова, В.А.Дулаева, В.Э.Бадмаев. Элиста 2012г

5. «Дикорастущие растения Калмыкии». Джапова Р.Р и др.Элиста 2006 г.

6. Журнал «Вокруг света» №10 2005г.

7 «Методические указания по геология и гидрология Калмыкии». Сангаджиев М.М.2009г.

8 «Природные комплексы и биоразнообразие долины Нижней Волги». Москва «Планета» 2011г

9. «Природный парк РК»

10 Интернетресурсы и т.

Учитель географии __________________/Батырова Р.А./.


© 2010-2022